Контактные напряжения определяются в точке контакта зубьев по формуле Герца:
(7)
где - нормальная погонная нагрузка на зуб, ;
- приведенный модуль упругости;
ρпр – приведенный радиус кривизны,
ρ1 и ρ2 – радиус кривизны зуба на первом и втором колесе.
По мере зацепления ρпр изменяется, т.к. меняются ρ1 и ρ2, однако для расчетов принимают значение этогог радиуса в средней точке зацепления РМ. С учетом этого:
После подстановок этих зависимостей в (12.7) получим выражение для определения контактных напряжений:
(8)
где - коэффициент, зависящий от угла зацепления;
- коэффициент, зависящий от материала колеса;
- коэффициент, определяемый коэффициентом перекрытия зубьев.
Проектный расчет
Проектный расчет – производится в начале проектирования, когда размеры зубчатых колес еще неизвестны, и нужно задаваться определенными параметрами. Он производится по напряжениям изгиба и по контактным напряжениям.
Числа зубьев известны из предварительного кинематического расчета. Установлены практические рекомендации соотношения ширины зуба в и от модуля m. Это учитывается коэффициентом , откуда (ψm дается в рекомендациях).
Если подставить это значение в формулу и решить относительно m, то получим:
Рассчитанное значение модуля округляется до ближайшего стандартного значения. Поэтому проектный расчет и является предварительным.
Эту формулу можно видоизменить, если подставить вместо момента окружное усилие:
или
Подставим в формулу для решим ее относительно :
Для проектного расчета большее значение имеет формула определения межосевого расстояния:
;
|
Если подставить эту зависимость в выражение для , то получим:
Для многих машин установлены стандартные значения , поэтому найденное значение округляется до ближайшего стандартного.
Окончательные данные представляются в виде поверочного расчета.
Формулы и входящие в них величины при расчетах должны браться из одного источника.
Поверочный расчет
Поверочный расчет зубчатых колес – это расчет относительно напряжений. Он производится, когда известны все размеры зубчатых колес, относительно напряжений изгиба и относительно контактных напряжений.
другой вид:
;
Если известно окружное усилие в передаче Р, то σи рассчитывается по этой формуле.
Напряжение изгиба рассчитывается и в зубьях шестерни и в зубьях колеса. Они различны, так как различны коэффициенты прочности. В зубьях шестерни напряжения больше.
В отношении излома зубьев шестерни является наиболее опасным элементом.
Когда шестерня и колесо – из одного материала, то расчет проводится только для шестерни как наиболее опасного элемента.
Обозначим
Формула переписывается в следующем виде:
Эта формула распространена на общий случай, когда передача может быть с внешним и внутренним зацеплением.
(+) – к передаче с внешним зацеплением
(-) – к передаче с внутренним зацеплением.
Если мы подставим значение , то
Так как , то
Поверочный расчет является основанием для выбора материалов и назначения точности изготовления зубчатых колес.