Опыт: «Как маскируются животные»
То на пестрый лист, то на белый лист прикрепляется заяц, вырезанный из белой бумаги. Подвести детей к тому, что звери имеют маскировочную окраску.
Желтым мелом нарисовать на белом листе зайца. Накрыть картинку красным пластиком. Что видим? Желтый заяц исчез. Как желтый заяц, так и красный пластик отражают свет, который затем попадает нам в глаза. Красный цвет – не чистый, он в себе содержит желтый. Этот желтый цвет сливается с желтым цветом на картинке и глаз не в состоянии отделить один цвет от другого. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им прятаться от хищников. Глаза хищника не могут отличить цвет его возможной жертвы от цвета листвы или травы.
У: Вот мы с вами выяснили, что маскировка помогает животным уберечься от хищников.
Что вы знаете о том, как зимуют животные в лесу?
Д: По разному. Зайчик и белка поменяли свои шубки на зимние. Белка питается своими осенними запасами. Лиса в это время мышкует. Медведь и барсук, накопив за лето и осень толстый слой жира в теле, спят в берлогах, норах.
У: Оказывается, зимой у медведицы в берлоге появляются маленькие медвежата. Послушайте об этом маленький рассказ Ю. Дмитриева «Медвежата».
Медвежата
Совсем маленьких, только что родившихся медвежат мало кто видел. Весной рядом с медведицей в лесу ходят медвежата. Только они уже не маленькие - им от роду несколько месяцев. А совсем маленькие медвежата сидят в берлоге. Они родятся зимой и в берлоге проводят всё время до весны.
Родятся медвежата совсем крошечными, как два маленьких твоих кулачка. И весят всего полкилограмма. У такой большой матери – такой крошечный детеныш. (Интересно, правда?) а это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если бы медвежонок был большим, ему надо было бы много еды, то есть молока.
У: Как зимуют другие животные давайте посмотрим в энциклопедии. (Рассматриваем иллюстрации в «Энциклопедии животных» зимовка зверей)
У: Хоть звери и птицы приспосабливаются к жизни в холодное время, но всё же с нетерпением ждут весны.
Инсценировка сказки Н. Сладкова «Как медведя переворачивали»
Как медведя переворачивали.
Натерпелись птицы и звери от зимы лиха. Что ни день – метель, что ни ночь – мороз. Зиме конца края не видно. Разоспался медведь в берлоге. Забыл, наверное, что пора ему на другой бок перевернуться.
Есть лесная примета: как медведь перевернётся на другой бок, так и солнце повернет на лето. Лопнуло у птиц и зверей терпение, пошли медведя будить.
- Эй, Медведь, пора! Зима всем надоела! По солнышку мы соскучились. Переворачивайся, переворачивайся! Пролежни уж небось?
Медведь в ответ ни гугу: не шелохнётся, не ворохнётся. Знай посапывает.
- Эх, долбануть бы его в затылок! – воскликнул Дятел, - небось бы сразу зашевелился!
- Не-ет, - промычал Лось, - с ним надо почтительно, уважительно. Ау, Михайло Потапыч! Услышь нас, слёзно просим и умоляем: перевернись ты, хоть не спеша на другой бок! Жизнь не мила. Стоим мы, лоси, в осиннике, что корова в стойле – шагу в сторону не шагнуть. Снегу-то в лесу по уши! Беда, коль волки о нас пронюхают.
Медведь ухом пошевелил, ворчит сквозь зубы:
- А мне какое до вас, до лосей, дело? Мне снег глубокий только на пользу: и тепло, и спокойно!
Тут белая куропатка запричитала:
- А не стыдно, Медведь? Все ягоды, все кустики с почками снег закрыл – что нам клевать прикажешь? Ну что тебе стоит на другой бок перевернуться, зиму поторопить? Хлоп – и готово!
А медведь своё:
- Даже смешно! Им зима надоела, а я с боку на бок переворачивайся! Ну, какое мне дело до почек и ягод? У меня под шкурой запас сала.
Белка терпела-терпела – не вытерпела:
- Ах, ты, тюфяк мохнатый, перевернуться ему видишь ли лень! А ты вот попрыгал бы по веткам мороженым. Лапы до крови ободрал бы, как я!... Переворачивайся, лежебока, до трёх считаю: раз, два, три!
- Четыре, пять, шесть! – насмехается Медведь. – Вот напугала! А ну кыш отседова! Спать мешаете.
Поджали звери хвосты, повесили птицы носы – начали расходиться. А тут из сена мышка высунулась, да как запищит:
- Такие большие, а испугались? Да разве с ним, куцехвостым, так разговаривать надо? Ни по-хорошему, ни по-плохому он не понимает. С ним по-нашенски надобно, по-мышиному. Вы меня попросите, я его мигом переверну!
- Ты – Медведя? – ахнули звери.
- Одной левой лапкой! – похваляется Мышь.
Юркнула в берлогу – давай медведя щекотать. Бегает по нему, коготками царапает, зубками прикусывает. Задёргался Медведь, завизжал поросенком, ногами задрыгал.
- Ой, не могу! – завывает, - ой, перевернусь, только не щекочи! О-хо-хо-хо! А-ха-ха-ха!
А пар из берлоги, как дым из трубы!
Мышка высунулась, пищит:
- Перевернулся, как миленький! Давно бы мне сказали.
Ну, а как перевернулся Медведь на другой бок, так сразу солнце повернуло на лето. Что ни день – солнце выше, что ни день – весна ближе. Что ни день – светлей, веселей в лесу!
У: Настало время нам немного поиграть. Игра называется «Рыба, птица, зверь».
Учащиеся встают в круг. Водящий бросает мяч одному из игроков и произносит: «рыба», или «зверь», или «птица». Тот, кто поймал мяч, называет соответствующего этому слову обитателя. Например: «зверь» - заяц; «рыба» - ёрш; «птица» - сорока и возвращает мяч ведущему. Ведущий бросает мяч другому игроку и т.д.
У: А недавно в зимнем лесу произошла очень поучительная история. Давайте её посмотрим.
(Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и Волк»
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня, прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
У: Ребята, права белочка? А можем ли мы с вами быть добрыми и не делать зла? Сейчас подумайте, вспомните на ши предыдущие занятия и ответьте: «Какое зло может причинить лесу и его жильцам человек?» (выслушиваются ответы детей)
У: Да, вы всё правильно сказали. Ведь вы знаете, что существуют определенные правила поведения в гостях: в гостях нельзя кричать, зайдя в квартиру, нужно вытереть ноги, поздороваться. Вежливый человек всегда приятен хозяевам, и они пригласят его еще не раз. Помни, что и в лесу ты тоже в гостях – у природы, у тех, кто здесь живёт: у птиц, у зверей, у жуков, у бабочек, у суетливых муравьёв и прыгучих кузнечиков. Есть свои правила вежливости, которые надо соблюдать, когда ты приходишь в гости к природе. Здесь нельзя вести себя, как на ум взбредёт.
1. И ещё одна игра «Выбери нужное правило». Я называю вам правило, если оно неверно, по вашему мнению, то вы хлопните в ладоши. Если верно, то поднимаете руки вверх.
Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, здесь много зелени, и ещё вырастет!
3. Наконец-то можно покричать, пошуметь, поаукать, и главное – это никому не помешает!
4. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
5. Пучеглазую лягушку, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
У: Очень приятно, что вы знаете правила поведения в лесу. Я уверена, что всегда будете их соблюдать сами и учить других.
Д: Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
Нор звериных, птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живется с нами радостно всегда.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Давайте, будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Вручаются подарки, сделанные детьми, всем присутствующим. Дети получают сладкие призы.