Сущностная характеристика понятия агрессия в системе социально-психологических категорий




Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава1. Теоретические аспекты агрессии, как социально-психологического феномена………………………………………………………………………..

1.1. Сущностная характеристика понятия агрессия в системе социально-психологических категорий…………………………………………….

1.2. Возрастные особенности проявления агрессии у младших школьников.

1.3. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения младших школьников…………………………………………………………………

Вывод……………………………………………………………………………….

Глава2 Опытно-экспериментальное исследование феномена агрессии в младшем школьном возрасте……………………………………………………..

1.1. Выявление уровня агрессии у младших школьников……………………

1.2. Апробация методов профилактики и коррекции агрессии младших школьников………………………………………………………………….

1.3. Результаты контрольного среза…………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………………….

Приложение………………………………………………………………………..

 

 

Введение

Проблема агрессивности младших школьников является крайне актуальной для современного общества. Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.
Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста и условий ее эффективности.

Особое внимание понятию агрессия как социально-психологический феномен уделяли такие ученые как:…..

Разработкой методик профилактики и коррекции агрессии у младших школьников занимались:….

Однако, не смотря на актуальность данной проблемы воспитания младших школьников, методически коррекция и профилактика агрессивного поведения разработана не достаточно. Данное противоречие определило проблему исследования: каковы же методы профилактики и коррекции агрессии у младших школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность методов профилактики и коррекции агрессии у младших школьников.

Объект исследования: процесс профилактики и коррекции агрессии у младших школьников.

Предмет исследования: агрессия, как социально-психологический феномен.

Гипотеза исследования: процесс профилактики и коррекции агрессии у младших школьников будет эффективным..

В соответствии с целью, в работе поставлены и реализуются следующие задачи:

1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2) подобрать диагностический инструментарий для выявления уровней развития агрессии;

3) выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условияпрофилактики и коррекции агрессии у младших школьников;

4) в ходе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность созданных психолого-педагогических условий профилактики и коррекции агрессии у младших школьников.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы:

- теоретические — анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

- эмпирические - педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, диагностический метод.

Практическая значимость: результаты и описанные в работе методы могут быть использованы в практике начальной школы для профилактики и коррекции агрессии у младших школьников.

База исследования:

Структура работы: состоит из введения, двух глав, содержащих по 3 параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

Глава1. Теоретические аспекты агрессии, как социально-психологического феномена

Сущностная характеристика понятия агрессия в системе социально-психологических категорий

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения и т.д.

В психолого-педагогической литературе представленны различные подходы к определению данного феномена.

Нормативный подход означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. В рамках данного подхода О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе». Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения.

Глубинно-психологические подходы утверждают инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врождённым и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К. Юнг, З. Фрейд, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренц, Ардри, Моррис). Представители психоанализа связывают агрессию с проявлением «инстинкта смерти» у человека (Танатос, тень). К. Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных».

Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма». Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе». Э. Фромм рассматривает злокачественную агрессию как инструмент доминирования, выражающегося в стремлении «человека к абсолютному господству над другим живым существом». Иногда агрессию рассматривают как неотъемлемую часть гомеостаза человека. Гомеостаз — это нормальное состояние равновесия органических и других процессов в живой системе и агрессия, в данном случае, представляет собой инструмент психической саморегуляции.

Подходы, акцентирующие внимание на последствиях агрессии, описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии — угроза, либо нанесение ущерба другим». В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).[3]

Эмоциональные подходы уделяют особое внимание чувственной составляющей акта агрессии. Поэтому, агрессия понимается как «проявление в чувствах и действиях индивида (социальной группы) враждебности — антагонизма, недружелюбия, неприязненного отношения, ненависти…» (Е.В. Трифонов). Ю. Щербина понимает речевую агрессию как «обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений».

Недифференцированные подходы, как правило, отражены в частных психологических теориях и не объясняют сути агрессии, определяя её в узко-теоретических рамках. Бихевиоризм трактует агрессию «как драйв», «естественный рефлекс человека», «как следствие фрустрации» или форму реагирования на физический и психический дискомфорт и т. д. (Д. Доллард, С. Фишбах, Л. Берковиц). Представители когнитивных теорий считают, что «агрессия — это результат научения» (А. Бандура).[5] Иные исследователи полагают, что агрессия — это «тенденция приближения к объекту или удаления от него» (Л. Бендер), или «внутренняя сила, дающая человеку возможность противостоять внешним силам» (Ф. Аллан). В рамках интеракционизма агрессия рассматривается как следствие объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и социальных групп (Д. Кэмпбелл, М. Шериф). Подобные определения, как уже говорилось, представляют собой общие формулировки и не всегда понятно объясняют, что же такое агрессия.
Несмотря на большое число подходов, ни один из них не даёт полного и исчерпывающего определения агрессии, отражая лишь ту или иную грань данного явления.

Многоаспектные подходы включают в себя все перечисленные выше подходы или их комбинацию, наиболее целесообразную с точки зрения отдельного автора.

В данном исследовании мы придерживаемся многоаспектного подхода и обобщая результаты анализа психолого-педагогической литературы опираемся на определение сформулированное Семенюком и Ениколопова: агрессия — это целенаправленное разрушительное, наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психический дискомфорт, отрицательные переживания состояния страха, напряжённости, подавленности.

Каковы же проявления такого социально-психологического феномена как агрессия в младшем школьном возрасте, рассмотрим в следущем параграфе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: