Правовые аспектры предпринимательской деятельности




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему: «Юридические основы регулирования предпринимательской деятельности и получения лицензий»

по учебной дисциплине ОУДп.15 Право

 

Пояснительная записка

ИП.ОУДп15.38.02.06.1Афин 9-20

 

 

Индивидуальный проект состоит из

пояснительной записки на ___листах

и приложений на ___ листах.

 

 

Обучающийся

Гордиенко В.А. ____________­­________

Руководитель индивидуального проекта

Каунов С.А. ________________________

 

 

2021

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
ИП.ОУДп15.38.02.06.1Афин 9-20
Разраб.
 
Провер.
Каунов С.А.
Реценз
Каунов С.А.  
Н. Контр.
 
Утверд.
 
 
Лит.
Листов
   
ГБПОУ КК АМТТ
СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
  1. Понятие и виды предпринимательства 1.1 Понятие предпринимательства 8  
  2. Особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей  
  2.1 Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности 3. Развитие института лицензирования    
  Заключение  
  Список литературы  

Введение

 

Актуальность исследования. Изменение экономических отношений в России, возникновение многообразных форм собственности, развитие предпринимательской деятельности. Все это повлияло на формирование законодательства, в том числе и на систему государственного регулирования в области производства продукции, работ, услуг, и их качества. В данное время активно осуществляется процесс реформирования системы законодательства в сфере правового регулирования. По масштабам ожидаемых изменений данная реформа вполне сопоставима с такими преобразованиями первой половины 90-х годов прошлого века как либерализация цен и приватизация. В этой связи с реформой правового регулирования связаны не только большие надежды, но и очень большие риски.В условиях рыночной экономики лицензирование отдельных видов деятельности является одним из рычагов усиления воздействия на хозяйствующие субъекты и повышения уровня управляемости процессами, происходящими в экономике России. Простая, эффективная и стабильная система лицензионных отношений – один из важнейших факторов динамичного развития предпринимательства как одного из основных условий повышения уровня жизни людей.
Лицензирование - достаточно сложный процесс, органично связанный взаимоотношениями со многими отраслями экономики и государственной властью - при правильном подходе может положительно влиять на осуществление отдельных видов деятельности. Проникая во все сферы производства и коммерции, лицензирование дает возможность потребителям, предпринимателям и государству соблюдать паритет своих интересов. Философия этой стратегии такова: на благо личности, обществу и государству.

 

Объектом исследованияявляетсяопределение основных направлений развития основ правового регулирования в сфере производства и реализации продукции и связанных с ними процессов.

Предметом исследования стала система правового регулирования в сфере производства продукции, работ, услуг и связанных с ними процессами.

Цель проекта: изучить регулирования предпринимательской деятельности и получение лицензий

В соответствии с поставленной целью, в работе решались следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия предпринимательская деятельность.
2. Определение проблем в сфере реформирования правовой системы технического регулирования.
3. Рассмотреть особенности лицензирования предпринимательской деятельности.

Методы исследования: чтобы достичь поставленной цели исследования я изучила научную теория познания и ее диалектический метод изучения явлений и процессов реальной действительности, системный подход, а также, методы: анализа, синтеза, сравнения. Теоретическую основу исследования составляют отдельные положения общей теории управления, экономические теории, гражданское право.

 

Структура работы. Данная работа состоит из введения, основной части, разбитой на 3 раздела, заключения и списка литературы.


 

Правовые аспектры предпринимательской деятельности

1.1 Понятие предпринимательства


Понятие «предпринимательство» в русском языке появилось относительно недавно, примерно в середине XIX в., о чем свидетельствует «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (1801—1872), первое издание которого относится к 1863—1866 гг. Перечисляя слова «предпринятие предприятие», он так разъясняет их: «Предприятие, что предпринимается, самое дело. Предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам. Смелый, решительный, отважный на дела этого рода… Предприимчивость, свойство, качество и способность эта».

Предпринимательство — особый вид экономической активности (целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи. Такой формой участия индивида в общественном производстве является одна общественная функциональная обязанность или их комбинация, когда он выступает в качестве:

• собственника каких-либо объектов, недвижимости и т. д., приносящих ему постоянный и гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду, и т. д.);

• наемного работника, продающего свою рабочую силу (токарь на заводе, учитель в школе и т. д.);

• индивидуального производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий на доходы от такой деятельности, и т. д.);

• государственного или муниципального служащего;

• менеджера (управляющий чужим предприятием);

• пенсионера (пассивная форма участия в общественном производстве как следствие прошлой активности);

• учащегося или студента (как подготовительный этап к участию в будущем общественном производстве в какой-либо конкретной форме);

• безработного (как вынужденная форма неучастия или приостановки участия в общественном производстве);

• занятого оборонно-охранной деятельностью (армия, милиция, госбезопасность);

• вовлеченного в экономически преступную деятельность (рэкет, воровство и др.).

Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, т.к. его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера)

 

 

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна прежде всего пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

• новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

• качество;

• цена, доступность товара;

• степень универсальности товара;

• внешний вид и упаковка;

• позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

• возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

• соответствие общепринятым или государственным стандартам;

• престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

• тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

• посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

• ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к «буму» предпринимательства).

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Известно, что каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата, к примеру), а часть носит полярно противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что в общем-то и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда.

Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

При планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль — это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Доходы от инновационной деятельности, т. е. от введения новых методов и приемов организации производства, — составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий.

Прибыль предпринимателя складывается из двух элементов:

• обычная прибыль делового человека;

• излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т. е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Предпринимательство как форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли (предпринимательского дохода), предполагает осуществление функций:

1) непосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта) или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания, инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);

2) посреднических функций, т. е. оказание услуг, связанных с продвижением товара на рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю.

 

Наиболее полное современное определение предпринимательства дается в «Экономической энциклопедии» под редакцией академика РАН РФ Л.И. Абалкина: «Предпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предпринимательство предполагает имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия (государственное, открытое акционерное общество, закрытое акционерное общество, товарищество, индивидуальное частное предприятие, производственный кооператив, муниципальное, унитарное предприятие)». Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1) инициативная деятельность;

2) новаторская деятельность;

3) деятельность по организации и управлению производством;

4) рисковая деятельность;

5) получение предпринимательского дохода.

Рассмотрим основные признаки предпринимательской деятельности.

С точки зрения формально-юридической предпринимателем является только тот гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью и зарегистрирован в этом качестве государством. Вместе с тем, Гражданский кодекс РФ закрепил так называемую презумпцию предпринимательской деятельности гражданина. Она состоит в том, что гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированный в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он предпринимателем не является. К таким сделкам суд может применить правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность по гражданскому законодательству РФ — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке (ст.2 ГК РФ).

При анализе понятия «предпринимательская деятельность» можно выделить следующие его признаки.

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в доходах от имущества.

В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК РФ является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. Действительно, по общему правилу предприниматели получают прибыль от реализации товаров и услуг. Несколько абстрактнее выглядит понятие «прибыль от пользования имуществом». Если рассматривать его буквально и в системе с нормами части второй ГК, то договоры займа, подряда, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада, банковского счёта, хранения, поручения, комиссии, доверительного управления имуществом и некоторые другие договоры с элементом прибыли не вправе заключать гражданин, не зарегистрированный в качестве предпринимателя.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является самостоятельность ее осуществления.

Третьим признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления.

Следующий признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.

Право каждого гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательства и иной не запрещённой законом деятельности закреплено ст. 34 Конституции РФ. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Основными признаками предпринимательской деятельности являются:

1. осуществление деятельности с целью получения прибыли.

2. самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности.

3. систематичность осуществления предпринимательской деятельности.

4. осуществление предпринимательской деятельности на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность.

Во всем мире именно предпринимательство и предприниматели являются источником развития общества, поскольку именно предпринимательская активность создает новые предприятия, рабочие места и новый доход.

Предпринимательство является экономической формой реализации хозяйственной деятельности людей. Предпринимательство осуществляется его субъектами. К субъектам предпринимательской деятельности сегодня относят:

• собственно предпринимателей;

• потребителей;

• людей, работающих по контракту, или наемных работников;

• государство.

1. Собственно предприниматели характеризуются различным отношением к собственности на средства производства и всеобщей доступностью производственной деятельности. Предприниматели осуществляют организацию производства товаров и услуг и предложение их на рынке, стремятся к прибыли и ведут конкурентную борьбу. Экономической основой является любая негосударственная собственность на средства производства: частная, акционерная, коллективная и др.

2. Потребители, как условие предпринимательской деятельности, поскольку только в результате потребления товаров и услуг создаются возможности и стимулы для новой предпринимательской деятельности. Основой предпринимательского интереса потребителей является собственность на собственный денежный доход. Стремление максимизировать собственную потребительскую корзину товаров и услуг (приобрести больше за ту же сумму) — его суть. Оно характеризуется всеобщностью, рациональностью, персональной заинтересованностью. Потребительский интерес — стимул предпринимательской производственной деятельности.

3. Люди, работающие по контракту. Деловой интерес их реализуется, по мнению ряда экономистов, непосредственно через саму фирму и удовлетворяется ее конечными результатами. Работник по контракту относится к субъектам предпринимательства по следующим причинам:

o во-первых, здесь присутствует объект сделки — рабочая сила (способности, умения, навыки, необходимые для реализации предпринимательского проекта);

o во-вторых, заключая сделку (контракт по найму), обе стороны идут на предпринимательский риск (квалификация работника может оказаться ниже требуемой или условия производства недостаточно компенсируются оговоренной суммой вознаграждения);

o в-третьих, работающий по контракту является не пассивным участником, а и непосредственно заинтересованным в результатах эффективности самой предпринимательской деятельности, поскольку от этого зависит величина и регулярность выплаты его заработной платы, он также зачастую владеет акциями данной фирмы;

o в-четвертых, люди, работающие по контракту, одновременно являются прямыми или потенциальными потребителями товара.

4. Государство может выполнять различные функции по отношению к предпринимательству:

o во-первых, оно может тормозить предпринимательство, если осуществляет неоправданную и противоречащую интересам предпринимательства фискальную политику;

o во-вторых, оно может стимулировать предпринимательство путем предоставления льгот, субсидий, государственных заказов и т.д.;

o в-третьих, оно может просто оставаться нейтральным.

Деятельность государства как субъекта предпринимательства осуществляется в двух аспектах: социально-экономическом и непосредственном государственном предпринимательстве.

Первый аспект реализуется в форме создания правовых основ предпринимательства, подготовке и переподготовке кадров предпринимательства. Государство также берет на себя функции создания рыночной инфраструктуры производства: банковской системы, страховой и биржевой систем и т.д.

Второй аспект реализуется в следующих формах:

• создание системы государственных предприятий в отраслях, составляющих часть государственной монополии;

• долевое участие государства в предприятиях (обычно держатель контрольного пакета акций), которые осуществляют виды деятельности, имеющие общенациональное или стратегическое значение;

• регулирование предпринимательской деятельности в той или иной форме;

• реализация больших государственных программ по государственным заказам;

• регулирование ставки процента.

Особая роль принадлежит государству в регулировании денежных потоков и денежного обращения. Средством такого регулирования является установление пределов обязательного резервирования, требований к коммерческим банкам.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом отношении предпринимательство содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. Ранее к субъектам предпринимательства нами уже были отнесены различные участники экономической деятельности:

1) частные лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях;

2) группы людей, связанные между собой договорными обязательствами и экономическими интересами в партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т.д.;

3) в отдельных случаях субъектом предпринимательства выступает государство в лице его экономических организаций.

Такой подход позволяет выделить три формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в реальной действительности является осуществление комбинаций ресурсов.

Собственно процесс предпринимательства включает следующие стадии:

• поиск новой идеи и ее оценку;

• составление бизнес-плана;

• поиск необходимых ресурсов;

• создание оптимального механизма реализации предпринимательских идей;

• управление созданным предприятием.

Одна из самых сложных задач предпринимателя — это поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационной структуры) и их реализация.

 

 

2

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
8 Особенности государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственной регистрация юридических лиц по причинам данной регистрации можно разбить на следующие группы:

- при создании юридического лица;

- создаваемых путем реорганизации;

- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице;

- в связи с ликвидацией.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании.

Правительством РФ установлены требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц11 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002г. № 439.

Во-первых, заявления, уведомления и другие документы представляются на бумажном носителе. При возможности документы дополнительно представляются в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются МНС.

Во-вторых, все представляемые заявления, уведомления и сообщения заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо представляют собой машинописный текст.

В-третьих, указанные заявления, уведомления или сообщения заполняются в одном экземпляре. Представление в регистрирующий орган осуществляется непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

В заявлении должны быть указаны организационно - правовая форма юридического лица, его полное, сокращенное и фирменное наименования, адрес (место нахождения) постоянно действующего органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, его имя, фамилия, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, данные о заявителе.

Кроме того, заявитель должен подтвердить соблюдение законодательства, достоверность представляемых сведений, согласованность создания юридического лица с соответствующими государственными и (или) муниципальными органами в установленных законом случаях.

Принципиальное требование к форме заявления проявляется в нотариальном удостоверении подписи заявителя.

Место государственной регистрации определяется местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого органа - местом нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Для отдельных юридических лиц установлен специальный порядок государственной регистрации, в том числе иной перечень документов, представляемых для государственной регистрации.

Например, для государственной регистрации торгово - промышленной палаты необходимо представить:

заявление учредителей торгово - промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа торгово - промышленной палаты;

устав торгово - промышленной палаты в трех экземплярах;

протокол учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших устав торгово - промышленной палаты;

решение Торгово - промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной торгово - промышленной палаты;

документ об уплате государственной пошлины11 п. 5 ст. 9 Закона о торгово - промышленных палатах.

.

Также специальный порядок государственной регистрации установлен для общественных объединений, религиозных организаций.

Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

При реорганизации юридического лица (кроме реорганизации в форме присоединения) происходит возникновение одного или нескольких юридических лиц, спецификой правосубъектности которых является то, что созданные в результате реорганизации такие юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Ввиду этого в государственном реестре должны быть отражены не только сведения, связанные с созданием нового юридического лица, но и сведения, отражающие то, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности приобрело созданное юридическое лицо в момент своего образования.

Исходя из этого в Законе государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, посвящена отдельная глава V, определяющая: перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган при регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 14); особенности порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 16).

Нормы главы V Закона посвящены именно регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (Закон использует термин "создаваемого путем реорганизации"), а не процедуре реорганизации. Не определен правовой механизм реорганизации юридического лица, отсутствие которого порождает множество споров на практике. Между тем данный Закон должен был устранить пробелы, имеющиеся в российском законодательстве о юридических лицах11 Козлова Н. Создание юридических лиц: взгляд в будущее // Хозяйство и право. 2002. N 1. С. 106 - 116.. Так, Закон не урегулировал порядок формирования имущественной базы юридического лица. Кроме того, Закон (в том числе гл. V) содержит большое количество отсылочных норм, в соответствии с которыми регламентация многих процедур должна проводиться на уровне подзаконных актов.

Исчерпывающий перечень документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган для государственной регистрации юридических лиц, возникающих в результате реорганизации других ранее созданных и осуществлявших деятельность юридических лиц перечислен в ст.14 Закона. Таковыми являются шесть поименованных типов документов: заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, его учредительные документы, решение о реорганизации юридического лица, договор о слиянии или присоединении (в зависимости от способа реорганизации), передаточный акт или разделительный баланс и документ об уплате государственной пошлины. Требовать представления других документов в силу п. 4 ст. 9 Закона регистрирующий орган не вправе.

Возникновение новых юридических лиц происходит только при реорганизации в формах: слияния, разделения, выделения и преобразования.

До принятия Закона федеральными законами применительно ко всем юридическим лицам не было установлено единого перечня документов, необходимых для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Однако в ряде федеральных законов, в том числе регулирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц, и до принятия настоящего Закона упоминались документы, представление которых необходимо для государственной регистрации юридических лиц той или иной организационно - правовой формы, созданных в результате реорганизации.

Так, применительно ко всем юридическим лицам при реорганизации должны составляться передаточный акт или разделительный баланс, содержащие положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Обязательность представления передаточного акта или разделительного баланса для государственной регистрации вновь возникающих в результате реорганизации юридических лиц установлена п. 2 ст. 59 ГК РФ. Аналогичные требования определены в соответствующих положениях федеральных законов об отдельных видах юридических лиц (например, п. 4 ст. 26 Закона о производственных кооперативах; п. 5 ст. 41 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Указанные нормы содержат схожие положения о том, что передаточный акт и разделительный баланс представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации создаваемых в результате реорганизации юридических лиц и регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ранее существовавших участвовавших в реорганизации юридических лиц.

Кроме того, в федеральных законах об отдельных видах юридических лиц имеются указания и на иные документы, представление которых обязательно при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Так, п. 5 ст. 51 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и п. 6 ст. 15 Закона об акционерных обществах содержат практически идентичные нормы, устанавливающие, что государственная регистрация таких хозяйственных обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов, причем уведомление о реорганизации общества должно быть осуществлено



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: