Лекция для учащихся 10-х классов «Эстетические взгляды и приёмы мастерства Л. Н. Толстого»




Моё глубокое убеждение: прежде чем изучать творчество какого-либо писателя, надо познакомиться с его мировоззренческой и эстетической основой. Такой урок-лекцию я всегда проводила в 10 классе на первых занятиях по творчеству Толстого. Материал взят и институтских лекций.

Толстой начал своё творчество с дневников, которые писал всю жизнь. «По дневникам весьма удобно судить о самом себе». Писал он их, чтобы анализировать самого себя. Таким образом, в творчестве он шёл от самого себя. Зададимся вопросом: на каком основании он имел право идти от самого себя? Толстой отвечает так на этот вопрос: «Искусство есть микроскоп, который художник наводит на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям». Он считал, что любой человек несёт в себе качества многих людей. Его занимает мысль о том, что в художественном произведении самое важное – душа автора. Он не скрывает того, что от себя идёт ко всем. Толстой будет считать, что в художественном произведении нельзя описать что-либо, так как всякое описание предполагает объективность, а быть объективным нельзя. Толстой говорит: «Описать человека нельзя, можно описать, как он на меня подействовал».

Он считает, что «человек текуч», то есть изменяется постоянно и с течением времени. Позже он сказал: «Человек носит в себе зачатки всех свойств людских. Иногда проявляет одни, иногда другие». Поэтому-то Толстой и приходит к выводу: как можно описать человека, если он текуч?

Для Достоевского человек меняется до наоборот. Ему характерны колебания «Христос – Антихрист». Для человека Толстого это не характерно. Он считает, что «люди пегие», то есть они меняются, но не кардинально.

Толстой в центре своего творчества, как и Достоевский, поставил человека. В центре его произведений – психологический анализ и в нём он будет психологом, который прослеживает внутреннюю работу. Он говорит: «Главное – это работа внутренняя, душевная. И чтобы была показана не окончательная работа, а процесс работы». Толстой наблюдает над чувствами, мыслями, их переходами. Акцент делает на чувствах героев, раскрывает диалектику души человека. В своих наблюдениях он делает такой переход:

Ø Впечатление

Ø Ощущение

Ø Чувство

Ø Мысль

Толстой в своём художественном письме идёт от мелочей, деталей к тому, что уже даёт синтез. Мережковский говорит о нём: «Он умел замечать незаметное, слишком обыкновенное, этой обыкновенности придавать необычность». Достоевский же берёт исключительность.

Толстой – писатель мысли. Толстовское творчество начинается с философских этюдов. Он говорит: «Я всегда занимался философией, философия всегда занимала меня».

Его интересовала нравственная философия: «Цель философии, - по Толстому, - показать, каким образом человек должен образовать себя».

Толстой с 15 лет боготворил Руссо. Он соглашался с мнением Руссо о том, что человек родится совершенным. «Зло привитое. Человек родится добрым».

Толстой будет считать, что каждый человек должен подвергнуть душу чистке. Он создаёт теорию нравственного совершенствования.

В своём творчестве Толстой использует психологический портрет. Он будет следовать от внешнего к внутреннему. Но он говорит, что в сложении признаёт ещё большее выражение, чем в лице. Толстой изучал физиологическое, характерное для человека. Он пишет: «Для меня важный физиологический признак – спина и её связь с шеей. Нигде столько не увидишь неуверенности в себе и подделку чувств».

Он всё время видит шевелящиеся руки, сопровождающие слова. Мережковский пишет: «Руки всегда обнажённые и стихийные, бессознательная часть тела». «Язык тела более непосредственен. Словами легче лгать, чем выражением лица».

Речевая характеристика персонажей занимает последнее место в творчестве Толстого. Он ей часто не придаёт никакого значения. Он считает, что лучше словам не доверять. При речевой характеристике обязательно присутствует автор со своими комментариями, которыми он сделает поправки.

Курьёзны слова: «Я тебя люблю», как будто словами можно что-то объяснить. Слова наши малы, чтобы выразить мысль сердца, именно поэтому люди до конца не смогут никогда быть понятыми и всегда будут одинокими.

Именно поэтому Толстой объяснялся в любви своей невесте Сонечке Берс языком жестов, и эту сцену он позже поместит в роман «Анна Каренина».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: