Используемые на предприятиях транспортные средства, а также их состав зависят от таких факторов, как выпускаемая продукция, тип производства, вид транспортных грузов. В единичном производстве значительное место занимают внутризаводской железнодорожный транспорт, большегрузные автомашины, а в массовом производстве преобладают конвейеры и другие технические средства поточного производства.
Различают внешнюю, внутризаводскую и внутрипроизводственную (межцеховую и внутрицеховую) транспортировку грузов. Соответственно транспортные средства группируются по следующим признакам:
- · по способу перемещения грузов (транспортные средства прерывного и непрерывного действия (цикличного и конвейерного));
- · по выполняемым функциям (подъемно-транспортные и погрузочно-разгрузочные средства);
- · по видам транспортных средств (железнодорожный, автомобильный, водный и специальный транспорт);
- · по сферам транспортного перемещения (внешний, межцеховой и внутрицеховой транспорт).
Внешний транспорт обеспечивает связь предприятия, его материально- технических складов, складов готовой продукции с предприятиями- поставщиками, контрагентами, потребителями, транспортными узлами. Межцеховой транспорт выполняет функции связующего звена между цехами, складами и другими производственными объектами предприятия. Внутрицеховой транспорт перемещает грузы в цехе в ходе производственного процесса, осуществляя движение сырья, материалов и комплектующих деталей и узлов от склада к рабочим местам, между рабочими местами и контрольными постами;
- · по направлениям перемещения грузов (горизонтальные, вертикальные (например, лифты) и наклонные (например, канатные) транспортные средства).
Как правило, перевозки внутри завода осуществляется по следующим маршрутам:
|
- материалы и комплектующие перевозят от склада материалов в производственный цех;
- полуфабрикаты перевозят между цехами;
- готовая продукция движется из производственных цехов на склад готовой продукции.
Технолог должен уметь правильно выбрать для перевозки грузов автотранспортные средства, способы перевозки, оптимальные маршруты движения, способы и средства погрузки и разгрузки грузов, обеспечивающие получение автотранспортного процесса с минимальной себестоимостью.
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и часовой производительности транспортного средства по формуле:
где где Q - вес деталей, транспортируемых в год, т;
q - грузоподъемность транспорта за один рейс, т;
l - среднее количество транспортных операций на одну деталь;
F - номинальный годовой фонд времени работа транспорта в год, час;
КТ - коэффициент, учитывающий простои транспорта из-за ремонта;
lср - средний пробег транспорта за один рейс туда и обратно;
(определяется после установления укрупненным проектированием размера производственной площади проектируемого участка см. п.3);
vср - средняя скорость транспорта, м/мин;
tЗ - время на загрузку транспорта на каждого оператора, мин.;
tр - время на разгрузку транспорта на каждой операции, мин.
Продолжительность цикла транспортного средства:
, где
где – время загрузки транспортного средства, ч;
– время движения с грузом, ч;
|
– время оформления документов, ч;
– время разгрузки транспортного средства, ч;
tх – время движения без груза, ч.
Количество транспортных средств определяют отдельно для каждого вида транспорта с учётом его технической характеристики.