Наличие и поиск продовольствия.




Вступление

Ленинград - один из крупнейших политических, экономических научных и культурных центров страны.

Это один из красивейших городов мира. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почётное звание "Город - герой" и вручена медаль "Золотая Звезда".

Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фащистские агрессоры одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда.

Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и непрерывной бомбёжкис воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет в заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города."

Вместе с немецкой армией на Ленинград наступали: армия белофиннов, "Голубая дивизия" из фашисткой Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз. В помощь советским войнам в Ленинграде было сформировано народное ополчение. В него вступили рабочие, служащие, студенты. В оккупированных районах Ленинградской области создавались подпольные группы и партизанские отряды, куда шли отважные люди, готовые на любые жертвы во имя Родины.

В июле 1941 года в тяжелых кровопролитных боях войска Северо-западного и Северного фронтов, моряки Балтийского фронта, задержали врага на дальних подступах к Ленинграду. Народное ополчение ценной больших потерь в начале сентября гитлеровцам удалось пройти непосредственно к городу. Не сумев овладеть городом с ходу, враг перешёл к длительной осаде.

Советские войны самоотверженно отразили удар противника. Оказавшиеся не в силах преодолеть сопротивление героических защитников Ленинграда, немецко-фашистское командование пыталось задушить город блокадой, разрушить его варварским налётом авиации и артиллерийскими обстрелами.

Мужество и стойкость советских воинов и населения силились в едином стремлении - отстоять родной город. Их сплочённость являлась важнейшим условием непобедимости Ленинграда.

Начало войны

Германское наступление на Советский Союз должно было развиваться по трём основным направлениям. Группа армий "Юг" наступает из района Люблина на Житомир и Киев, группа армий "Центр" из района Варшавы на Минск, Смоленск, Москву, группа армий "Север" наступает из восточной Пруссии через Прибалтийские республики на Псков и Ленинград.

В состав группы "Север" входили 16-я и 18-я армии, 1-й воздушный флот и 4-я танковая группа, всего 29 дивизий, общая численность войск достигала примерно 500 тысяч человек. Войска были отлично вооружены и оснащены совершенными средствами связи. Командование группой "Север" Гитлер возложил на генерал - фельдмаршала фон Лееба.

Леебу поручалось уничтожить части Советской Армии, расположенные в Прибалтике, и развивать наступление через Двинск, Псков, Лугу, захватить все военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом.

Упорные атаки немцев, их усилия прорвать оборону и броситься к заветной цели - Ленинграду ни к чему не привели. На большом пространстве валялись их подбитые танки и необозримое число убитых. Понеся потери, враг был вынужден перейти к обороне. Лееб стал подтягивать растянувшиеся части своих полевых армий и боевое обеспечение войск. Стянув значительные силы и перегруппировав части, немцы при поддержке крупных сил авиации, особенно пикирующих бомбардировщиков, 9 августа перешли в наступление. Им удалось в некоторых местах прорвать нашу оборону и клиньями продвигаться к Ленинграду. Правда, темп продвижения вражеских дивизий был уже не тот, что в первые дни войны. Сопротивление врагу с каждым днём возрастало. Если до 10 июля немцы продвигались в среднем со скоростью 26 километров в сутки, то в остальные дни июля их темп продвижения сократился более чем в пять раз, то есть не превышал 5 км в сутки, а в августе он составлял не более 2,2 км в сутки, причём каждый километр пути устилался трупами фашистских солдат. И всё же вражеская армия ещё была сильна. В воздухе преобладала авиация противника, причинившая много бед нашим наземным войскам.

Отжимая советские части, немецкие войска с каждым днём всё ближе и ближе подходили к своей заветной цели. Их путь освещался пожарами, порывы ветра доносили дым и пепел в предместья Ленинграда. Население покидало рабочие посёлки, города, сёла, уничтожая при этом посевы, угоняя скот, и по многочисленным полевым и шоссейным дорогам двигалось на восток. Главная масса беженцев остановилась в Ленинграде.

На защиту Ленинграда поднялись все его жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. Ленинградцы построили 35 километров баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огневых точек, создали отряды противовоздушной обороны, на заводах и фабриках - отряды по охране, организовали дежурства в домах, оборудовали медпункты.

В ответ на призыв военного совета, всё трудоспособное население, как и в июле, вышло на строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда и второй защитной полосы, проходившей по линии: Финский залив- посёлок №3-станция Предпортовая -Окружная железная дорога - Рыбацкое - Уткина заводь - Сосновка -станция Ржевская- Новая Деревня - Старая Деревня - Финский залив. Вся зона разбивалась на 7 секторов. Во внутренней оборонительной полосе, так же как и на подступах к городу, были созданы противотанковые рвы и стрелковые окопы полного профиля с развитой системой ходов сообщения. Укрепрайоны вооружались артиллерией, им придавались морские орудия как стационарные, так и корабельные. Каждая батарея имела заранее отведенную для неё полосу ведения огня.

Август оказался месяцем крайнего напряжения, особенно для тех, кто нёс полную ответственность за военные действия. В эти горячие дни работники штаба почти не смыкали глаз. Шли тяжёлые бои на подступах к Ленинграду. Все, кто имел оружие были брошены в бой.

Государственный комитет обороны, учитывая сложившуюся на Северо-западном направлении обстановку, а именно занятие финнами северного берега Ладожского озера, в связи с чем управление войсками от Ладоги до Мурманска стало невозможным из Ленинграда, 23 августа принимает решение разделить Северный фронт на два - Карельский и Ленинградский, а Северо-западный фронт непосредственно подчинить Верховному Главнокомандованию. В связи с этим 30 августа Военный совет обороны Ленинграда упраздняется, а все его функции передаются военному совету Ленфронта. Эти решения ГКО имели чрезвычайно важное значение и позволили командованию фронтов руководить боевыми действиями войск на более коротком протяжении фронта и тем самым уделять больше внимания боевым операциям отдельных соединений и частей; образовать более чёткую систему руководства обороной Ленинграда.

Немецкие дивизии, используя превосходство в силе, вторгались всё глубже и глубже в пределы нашей страны. 21 августа неприятельские части заняли станцию Чудово, перерезали Октябрьскую железную дорогу и через 8 дней овладели Тосно, развивая наступление на станцию Мга, район Ям-Ижора и Ивановское. После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной. Сложившиеся обстановка несла угрожающий характер.

С 8 сентября Ленинград был блокирован с суши, а движение судов с Ладожского озера по Неве парализовано. В ночь на 9 сентября противник на участке Пороги - Шереметьевка пытался на плотах переправиться через широкую и полноводную Неву, но, понеся большие потери от огня рабочих отрядов, охранявших правый берег, от переправы отказался. Этот естественный рубеж и явился надежным щитом для осажденных, под прикрытием которого они уверенно отбивали атаки противника. Попытки неприятельских войск пробиться к Ленинграду с Юга успеха не имели.

Но в результате выхода противника к Красногвардейску с Запада и наступлению немцев через Чудово советские войска, находившиеся в районе Луги, оказались в крайне тяжелом положении и были вынуждены с тяжелыми боями отойти на север.

12 сентября немцы захватили Красное Село, Слуцк. Не смотря на многочисленные потери, они продолжали продвигаться вперед и 17 сентября вышли на южный берег Финского залива. Со стороны Урицка вражеские войска находились на самом близком расстоянии от Ленинграда. Враг захватил предместья, куда обычно ходили трамваи. Всего, какие - нибудь 14 - 15 км отделяли немцев от центра города. Фашисты невооруженным глазом видели окраины Ленинграда, заводские трубы, портальные краны верфей, купол Исаакиевского Собора. Город Колпино оказался на линии фронта, а города Петергоф и Пушкин были оккупированы врагом.

С северной стороны, наступающие финские войска 4 сентября заняли Белоостров, однако, на другой день были выбиты из города. 5 сентября неприятель овладел городом Олонец, через 2 дня финны подошли к реке Свирь. После упорных боев им удалось форсировать реку и 12 сентября захватить Подпорожье. Гигантские клещи, охватившие Ленинград, сжимались. Оставалось преодолеть небольшое пространство, чтобы передовые части немецкой армии, наступавшие с юга, соединились с финнами. Близость желанной цели придавала неприятельским войскам силу и упорство для яростных атак на оборонительные линии советских войск.

Страшная опасность нависла над Ленинградом, тяжелые бои шли днем и ночью.

Блокада.

Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря, ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.

Для внутренней оборы города в августе 1941 года было создано 49 рабочих батальонов, что превышает свыше 40 тысяч человек (79 рабочих батальонов), 3,5 тыс. групп самозащиты (свыше 120 тыс.человек). Личный состав всех формирований МПВО Ленинграда к началу сентября 1941 года насчитывал около 270 тыс. человек

Всего с 23 июня по 1 октября 1941 года ленинградцы послали на фронт 431 тыс. чесловек, в том числе свыше 54 тыс. коммунистов. Ленинградская партийная организация в июле - августе 1941 г. направила в тыл врага 67 партизанских отрядов и 7 полков общей численностью около 10 тыс. человек.

В октябре в городе открылись 102 пункта Всевобуча. За время блокады Ленинградский Всевобуч подготовил свыше 200 тысяч бойцов.

На строительство оборонительных сооружений под Ленинградом с июля по декабрь работали свыше 475 тысяч человек. Было вырыто 626 км противотанковых рвов, установлено 50 тысяч надолб, 306 километров лесных завалов, 635 км проволочных заграждений, 935 км ходов сообщения, сооружено 15 тыс. дотов и дзотов. В самом Ленинграде 110 узлах обороны было построено 25 км баррикад, 570 артиллерийских дотов, около 3600 пулемётных дотов, 17 тыс. амбразур в зданиях, около 12 тыс. стрелковых ячеек и большое количество других сооружений.

В 1942 году промышленность Ленинграда освоила производство более 50 новых видов вооружения и боеприпасов, выпустила свыше 3 млн. снарядов и мин, около 40 тысяч авиабомб, 1260 тысяч ручных гранат. Трудовой героизм ленинградцев дал возможность выступить и направить на фронт во втором полугодии 1941г. 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов.

За время блокады было изготовлено и отремонтировано 2 тыс. танков, 1500 самолётов, 225 тыс. автоматов, 12 тыс. миномётов, около 10 млн. снарядов и мин.

В самый тяжелый период небывалой в истории блокады в течение сентября-ноября 1941 года нормы выдачи хлеба населению снижались 5 раз. С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 грамм суррогатного хлеба в день, служащие и иждивенцы - 125 грамм.

Вся страна, весь советский народ поддерживал осажденный Ленинград.

Для помощи Ленинграду и его защитникам по решению ЦК партии и Правительства была создана "Дорога жизни".

Ленинград переживал дни, полные тревоги и неожиданностей: участились налеты вражеской авиации, начались пожары и, что было самым опасным, истощались запасы продовольствия.

Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

Кировский завод оказался в опасной близости от расположения немецких войск. Защищая родной город и завод, тысячи рабочих, служащих днём и ночью возводили укрепления. Были вырыты траншеи, поставлены надолбы, расчищены секторы обстрела для орудий и пулемётов, заминированы подходы.

На заводе круглосуточно шла работа по изготовлению танков, показавших в боях своё превосходство над немецкими. Рабочие, квалифицированные и не имеющие никакого профессионального опыта, мужчины и женщины, и даже подростки стояли у станков, упорные и исполнительные. В цехах рвались снаряды, завод бомбили, возникали пожары, но никто не покидал рабочего места. Из ворот завода ежедневно выходили танки "КВ" и прямо направлялись на фронт.

В тех непостижимо трудных условиях боевая техника изготовлялась на Ленинградских предприятиях в возрастающих темпах. В ноябре - декабре, в тяжёлые дни блокады, производство снарядов и мин превышало миллион штук в месяц.

13 января 1942 года наступления войск Волоховского фронта началось. Одновременно перешла в наступление в направлении Погостья и 54-я армия Ленинградского фронта под командованием генерал-майора И. И. Федюнинского. Наступление войск развивалось медленно. Противник атаковал сам наши позиции и армия была вынуждена вместо наступления вести оборонительные бои. К исходу 14 января ударные группировки 54-й армии пересекли реку Волхов и овладели на противоположном берегу рядом населённых пунктов.

В сентябре 1941 года был создан Ленинградский штаб партизанского движения.

В итоге жестоких, кровопролитных боев, ценой огромных потерь гитлеровцам удалось овладеть станцией Мга и перерезать последнюю железнодорожную линию, связывавшую осажденный Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург (ныне Петрокрепость), враги прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Войска Ленфронта понесли тяжёлые потери и находились в тисках блокады, но не были разбиты, более того, они оказались в положении сжатой спирали, отчего становились более опасными и грозными для противника.

В это время Гитлер разъяренный тем, что Лееб топчется вокруг Ленинграда и никак не может взять город отстраняет его от командования группой "Север" и назначает на этот пост генерал-полковника Кюхлера. Гитлер надеялся, что новый командующий поправит дела своего предшественника.

За сентябрь авиация противника совершила 23 налёта. В основном город бомбили зажигательными бомбами и фугасами большой мощности. Часто возникали пожары. У подъездов домов, на крышах несли вахту дежурные группы самозащиты. Очаги пожаров гасились усилиями пожарных команд при активной помощи населения прилегающих домов.

Часть немецкой авиации базировалась на ближайших к линии фронта аэродромах, что позволяло вражеским пилотам в несколько минут преодолевать расстояние до города, воздушные бои часто происходили прями в Ленинградском небе. Наши летчики обладали исключительной решительностью - израсходовав боеприпасы, они шли на таран.

В октябре немцы обстреливали уже не только окраину и юго - западные районы, но и центр города. Из района Стрельны вражеские батареи вели огонь по Васильевскому острову. Артиллерийские обстрелы часто происходили вместе с воздушными бомбардировками и продолжались часами.

В обороне города исключительно важную роль сыграл Балтийский флот. Моряки давали достойный отпор врагу. Кронштадт и его форты, корабельная артиллерия из своих орудий открывали ураганный огонь по позициям неприятеля, причиняя серьёзный ущерб живой силе и технике врага. С сентября 1941 года по январь 1942 года Балтийским флотом было выпущено по войскам противника 71508 снарядов крупного калибра.

Проблемы блокады.

В условиях блокады самым сложным оказалось снабжение населения и войск продовольствием и водой, боевой техники фронта - горючим, заводов и фабрик - сырьем и топливом.

Запасы продовольствия в городе таяли с каждым днем. Постепенно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь до 250 граммов суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети - всего 125 граммов в день! Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев. Кто имел дома столярный клей, сыромятные ремни, употребляли и их в пищу.

Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.

Зимой 1941-1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесенным снегом и не расчищенным улицам. Основной "транспорт" жителей города - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было).

Смерть входила во все дома. Изнуренные люди умирали прямо на улицах. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: "Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя".

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, воды, теплой одежды, многие ленинградские дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились".

Наличие и поиск продовольствия.

На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения, в том числе около 400 тысяч детей. Кроме того, в пригородных районах (в кольце блокады) осталось 343 тысячи человек. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие тысячи семей хотели бы выехать, но пути были отрезаны. Массовая эвакуация граждан началась только с января 1942 года по ледовой дороге.

С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания. Расход продуктов сверх установленного лимита без специального разрешения Верховного совета строго запрещался.

Скот, имевшийся в государственных хозяйствах, был забит, а мясо сдано на заготовительные пункты для распределения. Фуражное зерно, предназначенное для корма животных, было предложено перевезти на мельницы, перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке в хлебопечении. Администрации лечебных заведений вменялось в обязанность из карточек граждан, находящихся на лечении, вырезать талоны на продукты за время их пребывания в больницах. Такой же порядок распространялся и на детей, находившихся в детских домах.

Во избежании потери из за всевозможных пожаров муку и другие продовольственные товары развезли по складам в более безопасные места.

За весь период блокады фашистам не удалось нанести серьезного ущерба запасам продовольствия, за исключением потери от пожара на складах имени Бадаева небольшого количества муки и сахара. Но Ленинграду было необходимо больше продуктов питания.

Дорога жизни.

До войны в город по множеству железнодорожных линий и веток каждый день прибывала не одна тысяча вагонов с всякими грузами. По рекам и каналам шли в Ленинград пароходы и баржи - с дровами, углем, нефтью, мукой, крупой и многим другим. Линии передач несли электрическую энергию со станций, расположенных на Волхове, Свири, в верховьях Невы. Теперь все эти пути были перехвачены врагом. Огромный поток грузов сразу иссяк.

Продовольствие и боеприпасы стали доставлять по воздуху, но это была капля в море. Взять нужное число самолетов было негде. Решили создать новую линию снабжения через Ладожское озеро. Враг стоял на южном и северном его берегах, но западное и восточное побережье оставались в наших руках. Значит. Существовал и путь по воде - узкая полоса между вражескими армиями. Прежде этот путь мало использовался. Ладожское озеро суровое и бурное, судов, пригодных для плаванья по нему было немного. Баржи водили по каналам, в обход озера, но теперь и каналы попали в руки врага.

Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру, да и этот путь был малонадежным. Требовалось любой ценой уберечь его от вражеских ударов и срочно наладить движение судов.

Судов на Ладоге было крайне мало и поэтому они не смогли существенно помочь голодающему городу.

Наступил ноябрь, Ладога стала понемногу затягиваться льдом. К 17 ноября толщина льда достигла 100 мм, что было недостаточно для открытия движения. Все ждали морозов.

Конный транспорт, машины, тракторы были подготовлены к перевозкам грузов. Работники дорожной службы ежедневно измеряли толщину льда на всём озере, но были не в силах ускорить его нарастание.

Движение судов прекратилось и начались перевозки.

20 ноября толщина льда достигла 180 мм. На лёд вышли конные обозы.

И тогда была проложена по Ладожскому озеру ледовая автомобильная дорога, Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом.

Сперва возили по два-три мешка муки на санях, потом пошли машины с кузовами, нагруженными на половину. Шоферы стали прицеплять к машинам сани на тросах, и сани тоже нагружали мукой. Вскоре можно было брать полный груз, и машины - вначале полуторки, затем трехтонные и даже пятитонные вышли на озеро: лед окреп.

22 ноября колонна вернулась, оставив в городе 33 тонны продовольствия. На следующие сутки завезли только 19 тонн. Столь незначительное количество доставленного продовольствия объяснялось хрупкостью льда; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза.

25 ноября завезли только 70 тонн, на другой день - 150 тонн. 30 ноября наступило потепление, удалось перевезти только 62 тонны.

Несмотря на все усилия, удалось завезти с 23 ноября по 1 декабря было перевезено около 800 тонн муки (2-х дневная потребность). За это время затонуло 40 грузовиков.

Военный совет произвёл некоторые преобразования в управлении автоколоннами (подчинил все машины непосредственно начальнику дороги).

22 декабря через озеро доставили 700 тонн продовольствия, на следующий день на 100 тонн больше.

25 декабря произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 грамм, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.

24 января вводятся новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов.

11 февраля паёк снова был увеличен.

Зимняя дорога с каждым днём становилась всё более оживлённой.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера.

Но слишком велика была нужда в продовольствии, в горючем, в боеприпасах для фронта. Надо было возить больше, много больше, возить быстрее, много быстрее!

23 декабря через озеро перевезли 700 тонн продуктов, 24-го - 800 тонн. Запасов в городе не оставалось. То, что привозили из-за Ладоги, сразу поступало на хлебозаводы. Ломтик хлеба, который получали ленинградцы, был выпечен из муки только что привезенной в город.

И все-таки вечером 24 декабря военный совет фронта решил увеличить поек всем ленинградцам: рабочим на 100 граммов в день, остальным - на 75 граммов. Нелегко было принять такое решение. Малейший затор, сбой в перевозках, и муки бы не хватило. Но и ждать было невозможно. Голод косил людей.

Рано утром 25 декабря, кода открылись булочные, горожане, стоявшие в очередях у их дверей, еще не знали о прибавке. Они получили её неожиданно. Многие женщины и дети плакали от радости. Еще 75 граммов хлеба, в общем - то крохотный кусочек, который легко сжать в кулаке. В блокадную пору он был бесценен. Он давал людям надежду на спасение от голодной смерти, на то, что их близкие и они сами будут жить.

К середине зимы "Ледовая дорога" была хорошо организованной автомагистралью, обеспечивавшей водителям уверенную езду на большой скорости. Трассу обслуживали 350 регулировщиков, в задачу которых входило рассредоточение машин, указание направления движения, наблюдение за сохранностью льда и другие обязанности. Эта работа требовала самоотверженности и мужества, так как её требовалось вести при любых условиях - лютых морозах, леденящих ветрах, пурге, артобстрелах и налётах вражеской авиации. В начале было выставлено 20 регулировочных постов, а затем их число увеличили до 45 и даже 75 (на каждые 300 - 400 м один человек). Кроме этого выставлялись маячные фонари с синими стёклами - вначале на каждые 450 - 500 м, а затем на 150 - 200 м. В помощь этой службе была оборудована козёлками, указателями направления движения, местонахождение заправочных станций, пунктов забора воды и техпомощи, питательных и обогревательных пунктов, картами - схемами на перекрёстках и поворотах.

В дополнение к этому на дороге была организованна диспетчерская служба, обеспеченная телефонной связью.

Все эти меры давали хорошую возможность регулировать поток автотранспорта на дороге и вполне надёжно обеспечивали нормальное движение автомашин по указанным маршрутам.

Военно - автомобильная дорога имела надёжную оборону. Наземную охрану осуществлял специально сформированный отдельный стрелковый 384-й полк под командованием полковника А. Королёва.

Противовоздушная оборона ледовой трассы осуществлялась зенитными средствами и истребительной авиацией. Героические защитники ледовой дороги своими самоотверженными действиями парализовали все попытки противника сорвать перевозки и нанесли ему значительные потери.

С 16 по 21 апреля автомашины двигались по сплошной воде. С 15 апреля с трассы были сняты автобусы, с 19 апреля - автоцистерны, а с 20 апреля все автомашины ЗИС-5, так как только за один этот день провалилось под лёд около 80 машин. Вечером был издан приказ по войскам Ленинградского фронта о закрытии движения автотранспорта через Ладожское озеро с 12.00 до 22.00. С этого времени автомашины и другие транспортные средства допускались на ледовую трассу только по специальным разовым пропускам, которые выдавались с разрешения начальника военно-автомобильной дороги генерала А.М. Шилова и начальника ледового участка дороги капитана II ранга М.А. Нефёдова. Завершающим днём работы ледовой дороги было 23 апреля. В этот день на западный берег Шлиссельбургской губы было доставлено 64 т лука, который до 5-го км от восточного берега был переброшен на машинах, затем на лошадях и с 1-го км от западного берега - на руках.

Прошла зима, лёд растаял, но дорога не умерла, на место грузовиков и саней стали баржи и катера.

За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги составило 66 930 т.

Ледовая дорога так же сыграла важную роль в эвакуации населения города. Это была очень сложная задача. Эвакуации из Ленинграда подлежали несамодеятельная часть населения, а так же рабочие эвакуируемых заводов, учреждений, научные работники и др.

Массовая эвакуация началась во второй половине января 1942 г., после того как Государственный Комитет Обороны 22 января 1942г. принял постановление об эвакуации 500 тыс. жителей Ленинграда.

Прорыв блокады.

Подготовка к операции по прорыву блокады проводилась в глубокой тайне.

Наступило 12 января 1943 года. В 9 утра над лесами, над широкой, крепко скованной льдом Невой, над всем передним краем господствовало тишина.

Десятки тысяч наших воинов в полной готовности уже напряженно отсчитывали оставшиеся до атаки минуты, но строжайшая военная тайна не должна была быть нарушена ни необычным единым звуком.

Гитлеровцы знали, что Ленинград готовится пробить блокаду. Они предугадывали, где именно мы дадим генеральный бой, - это им подсказывала сама географическая карта. День за днем воздвигали они все новые оборонительные сооружения на предполагаемом участке прорыва, стягивали сюда свои отборные части, еще и еще насыщали огневыми средствами узлы сопротивления, созданные за 16 месяцев блокады.

Но когда и с какими силами мы начнем прорыв - этого гитлеровцы не знали. И ожидавшийся целый год наш удар все-таки оказался для них неожиданным.

"Мы думали, - позже показал пленный санитар Ганс Петерс, -обычный огневой налет. Думали, что вот-вот перестанут. Но огонь усиливался. Солдаты стали нервничать. Потом все забрались, кто куда мог. Ефрейтор Ламберг Буути закричал: "Я был во многих походах, но такого грохота не слышал".

В 9.30 утра прокатился над Невой неистовый гром орудий.

Бомбами и пулеметным огнем немецкие пилоты хотели было сорвать работу артиллеристов. Внезапно шум моторов утроился, и, опрокинутые нашими истребителями, несколько самолетов рассыпались на части. Остальные фашистские штурмовики покинули поле боя - с этой минуты в небе стала господствовать наша авиация. Ее бомбовые удары были слышны за десяток километров вокруг.

Участок Невы по всему фронту наступления был уже всецело в наших руках. По льду переправилась артиллерия и прокатились новые волны пехоты.

Освобождение

В начале декабря 1942 года советские войска окружили, а в январе - начале февраля 1943 года разгромили главную группировку неприятеля, прорвали оборону немцев и перешли в наступление, отбросив врага на сотни километров на запад.

Используя благоприятно сложившуюся обстановку, войска Волховского и Ленинградского фронтов, усиленные резервами ударили с двух сторон по укреплённым позициям неприятеля южнее Ладоги.

Немецкие части оказали сильное сопротивление. После семидневных тяжёлых боёв враг был отброшен от южного берега Ладожского озера на 10 км.

Шестнадцатимесячная блокада Ленинграда усилиями советских воинов 18 января 1943 года была прорвана.

Правительство, желая как можно скорее оказать поддержку населению и защитникам города, принимает меры к форсированному строительству железной дороги через Шлиссельбург в полосе порыва. За 18 дней была построена дорога протяжением 33 км и сооружён временный мост через Неву. 6 Февраля в Ленинград прибыл первый поезд с Большой земли. Организационная структура перевозок сохранялась прежняя. Ладожская военная флотилия должна была осуществлять оперативное руководство флотом Северо-Западного пароходства и обеспечить охрану трассы. Заместитель начальника пароходства А.Н. Новосёлов в марте 1943 года был назначен заместителем командующего флотилией по перевозкам.

Снабжение города резко улучшилось. Завезли уголь, промышленность получила электроэнергию, замороженные заводы и фабрики ожили. Город восстанавливал силы.

Обстановка к концу 1943 года коренным образом изменилась. Наши войска готовились к новым решающим ударам по врагу.

Под Ленинградом немецко-фашистские дивизии продолжали оставаться на своих позициях на значительной протяжённости линии фронта. Гитлер и его штаб всё ещё надеялись захватить город.

Войска Ленфронта, хорошо подготовленные и оснащённые боевой техникой, под командованием генерала армии Говорова в середине января 1944 года перешли в наступление из районов Ораниенбаума и Пулково. Форты и корабли Балтийского флота открыли ураганный огонь по укреплённым позициям немцев. Одновременно всеми силами ударил по врагу Волховский фронт. 2-й Прибалтийский фронт до начала наступления Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сковал вражеские резервы и не позволил перебросить их под Ленинград. В результате тщательно разработанного талантливыми полководцами плана, хорошо организованного взаимодействия войск трёх фронтов и Балтийского флота сильнейшая группировка немцев была разгромлена, и Ленинград полностью освободился от блокады.

За героизм и мужество, проявленные в битве за Ленинград, 140 воинов армии, 126 - флота, 19 партизан удостоены звания Героя Советского Союза. 350 тысяч солдат, офицеров и генералов - участников обороны Ленинграда, 5,5 тысяч партизан и около 400 работников ледовой дороги награждены орденами и медалями Советского Союза.

1,5 миллиона защитников Ленинграда были награждены медалью "За оборону Ленинграда"

Заключение.

Ленинград выдержал столь длительную осаду 900 дней, прежде всего потому, что население до последнего вздоха защищало город. И хотя не было ни дров, ни угля, а зима стояла лютая, велись орудийные обстрелы и днём и ночью, пылали пожары, мучил острый голод, ленинградцы всё перенесли. Защита города стала для них долгом гражданским, национальным, социальным.

По-разному и о разном рассказывают его монументы и памятники, названия улиц, площадей, набережных. Многие из них подобны шрамам, оставшимся от суровых испытаний и кровопролитных сражений. События того времени отодвинулись от нас на десятилетия, у детей родившихся после войны, давно свои дети, растет второе поколение, для которого ленинградская блокада - это книги, кинофильмы, рассказы старших. Время, однако, не гасит живого чувства человеческой благодарности к тем, кто жизнью своей преградил путь в город фашистским полчищам.

Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем не сравнимые потери, но не сдались. Город-фронт не просто выстоял. В этой беспримерной схватке были разгромлены блокировавшие его войска. Серьёзно подорванным в итоге оказался дух самих гитлеровцев, населения Германии, её сателлитов. На Пискарёвском мемориальном кладбище захоронено около 470 тысяч ленинградцев (на 1980 год). Мужчины, женщины, дети… Они тоже хотели жить, но они не могли представить себе жизни в неволе, под пятой врага, они считали себя не вправе отступить с рубежей, завоёванных Октябрём. И они умирали во имя и ради будущего, которое стало сегодня нашим счастьем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: