Так что же такое «огонек»?




Методика проведения огоньков

Немного истории

История становления огоньков, как педагогического инструмента, берет свое начало с 1905 года, когда советским педагогом Станиславом Теофиловичем Шацким совместно с Александром Устиновичем Зеленко были учреждены первые в России детские клубы, а в 1911 году создана летняя трудовая колония. Тогда ежевечерние собрания назывались «сходками», на них решались все текущие вопросы.

В 1907 году полковник Роберт Баден Пауэл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунси в Великобритании для 20 мальчиков из разных социальных слоев. В этом лагере впервые прозвучали идеи, которые легли в основу скаутинга. Именно в скаутской традиции, среди разнообразных скаутских методов работы, появился костер как педагогический инструмент. По мнению скаутов, костер играет огромную роль в работе с детьми:

«Во-первых, костер служит местом, где все, собираясь ежедневно, обсуждают прожитый день и всё, что в данный момент их тревожит, причем происходит это спокойно, в ситуации, когда каждый физически чувствует плечо друга и видит глаза всех, с кем живет в лагере.

Во-вторых, именно у костра есть возможность петь со всеми, никого не стесняясь, даже тем, кто, собственно, никогда раньше не пел, проявить свои артистические способности, здесь вполне естественно прозвучат стихи, которые в любой другой обстановке просто бы "не вписались", и вообще, все впервые проще сделать.

В-третьих, костер сам, являясь символом чистоты, устремленности вверх, горения для других, имеет огромный потенциал как носитель определенных традиций, именно с костром наиболее эффективно связываются важнейшие церемонии и ритуалы, "высокопарные слова" и общий торжественный настрой» [12, с.1].

 

Продолжили историю становления «огонька» А.С. Макаренко, И.П. Иванов и др.

«Очень простая и очень хитрая штука этот «огонек». Все мы привыкли работать, что-то делать – этим никого не удивишь. Но многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо делать? «Огонек» - начало осмысленной жизни. Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой «огонек»? Обсуждать свой день и свою жизнь?»

 

С методической точки зрения наиболее глубоко проработали педагогическую инструментовку проведения «огонька» во Всероссийском детском центре «Орленок». Поэтому сегодня мы будем опираться именно на их разработки.

Традиция «огонька» в «Орленке» - одна из самых важных. Только теперь диапазон обсуждаемых на «огоньках» тем и вопросов стал более широким.

На одном «огоньке», как и прежде, анализируют прожитый день, обсуждают работу дежурных командиров, органов самоуправления. На другом «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных делах, трудностях, конфликтах.

На «огоньке» знакомятся, строят планы на будущее, оценивают себя, свою работу, размышляют о чем-то интересном. И прощаются тоже на «огоньке». Здесь мечтают, спорят, поют самые дорогие, любимые песни... Об «огоньках» больше всего самых теплых, лирических воспоминаний у всех поколений орлят.

 

Так что же такое «огонек»?

Однозначно на вопрос не ответить. «Огонек» - это:

особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной стороны;

способ коллективного обсуждения прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;

«средство осмысления мира, конкретного воплощения в жизнь принципа самоуправления детского объединения: «сами планируем, сами делаем, сами обсуждаем »

коллективно-творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;

метод педагогической работы, позволяющий педагогу достичь определенных целей и задач;

особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющие снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке.

 

Каждый «огонек» призван решать собственные цели и задачи, но можно (и необходимо!) выделить те, которые решает любой «огонек», независимо от сущности и предмета разговора на нем:

- научить детей осмыслению жизни;

- привить навыки самоанализа и коллективного анализа, коллективного «думанья»;

- воспитать в детях и подростках культуру общения – научить искусству разговора.

 

 

Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:

- Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.

- Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку;

- участники должны быть удобно устроены, обычно в кругу, вокруг огня, который находится в центре. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет углов. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты;

- Все участники располагаются на одном уровне

- Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.

- Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.

- Взрослый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;

- Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:

• Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.

• Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.

• Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

• Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.

• На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Это конфиденциальный разговор, все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

• Береги время, дай возможность высказаться другому.

• Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.

• Если хочется кого-то поддержать (что-то очень понравилось или с чем-то согласен) вместо аплодисментов «шуршим» или «пускаем искорки».

• Если кто-то вышел из круга, соседи справа и слева кладут на его место руку, чтобы греть местечко.

• Нельзя ходить через центр круга.


«Огонек» может включать в себя следующие элементы:

1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

2. Разбор прожитого дня. Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. «Огонек» дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.

4. Время для творчества - любой член отряда может подготовить номер самодеятельности, продемонстрировать свои способности, умения.

5. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный актер, художник, поэт, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зависит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.

6. Сюрприз для огонька. Сюрприз готовит ответственный дежурный. Это может быть и новая песня, и веселая игра, фокус, «живая» картинка, печеная картошка. Главное - неожиданно и с любовью.

7. На огоньке можно передавать какой-либо предмет или символ. Каждый, у кого в руках оказался данный предмет, высказывается и передает его дальше по кругу (например, против часовой стрелки, чтобы замедлять время).

 

 

Завершается огонек орлятским кругом (см. легенду об орлятском круге), песней и/или речёвкой.

 

Пример речёвки

Делаем «солнышко»:правой рукой выставляем большой палец вверх, поворачиваем влево, обхватываем палец соседа, образуя круг. Слегка покачивая и не разрывая, произносим:

Чтоб нам в жизни повезло!

Чтоб нам в жизни повезло!

Чтоб нам в жизни повезло!

Мы – ребята ничего,

Мы – ребята просто Во! (разрываем руки, показываем большой палец вверх)

Все такого мнения?

Все без исключения!

Виды огоньков:

• огонек знакомств;

• огонек-анализ;

• тематический огонек;

• конфликтный огонек;

• прощальный огонек.

 

«Огонек» знакомства

 

«Это первый «огонек» в отряде. Он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда.

Цель «огонька» знакомства - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, о предстоящей смене, о перспективах своего участия в программе смены.

 

Аналитический «огонек».

 

«Огоньки» такого рода различаются по предмету разговора – на них обсуждают прожитый день, проведенное дело, события организационного периода или всей смены, но их объединяет то, что все они являются аналитическими.

Педагогические задачи таких «огоньков»:

- привить навыки самоанализа и коллективного анализа происходящего, коллективного обсуждения;

- научить ребят видеть причины успеха или неудачи с целью дальнейшего избежания подобных ошибок;

- воспитать в ребятах потребность в общении друг с другом, заинтересованность общими делами;

- научить ребят правилам поведения и выступления, искусству разговора;

- формировать необходимость постоянного осмысления собственной жизни, мыслей, поступков и построения перспектив на будущее.

 

Конфликтный «огонек»

 

Конфликтный «огонек», или «огонек»-откровенный разговор, – это особый вид «огонька», который проводится не более 1-2 раз в смену.

Необходимость в проведении подобных «огоньков» возникает, когда в отряде, во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная ситуация. Конечно, вожатый пытается разрешить проблему разными путями: более тщательно продумывает индивидуальную занятость подростков, совместную деятельность, организовывает занятия вместе с психологами и т.д. И в том числе проводит конфликтный «огонек», если приходит к решению, что такой «огонек» нужен его отряду.

Итак, что должно быть обязательно и чего не должно быть в конфликтном «огоньке»:

а) особая тональность разговора; б) «легенда», пример или обозначение примерных путей выхода из сложившейся ситуации; в) обсуждение по принципу «свободного микрофона»; г) естественность в организации и проведении (ни в коем случае подобный «огонек» не должен быть просто надуман вожатым). а) разбора «персональных» дел; б) сведения счетов, взаимных оскорблений, необузданной критики.

 

Подобный «огонек» всегда должен заканчиваться на оптимистичной ноте, конструктивно. А это значит, что по выявлении всех причин возникновения конфликта должны быть продуманы пути их устранения, пути разрешения проблемы. Участники должны прийти к общему мнению, как поступить в дальнейшем, что делать всем и каждому. Каждый должен осознать степень личной ответственности за возможные последствия.

 

«Огонек» прощания

 

Это последний «огонек» в отряде. К нему мысленно готовятся и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены. Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки. Все чаще звучат слова: последний, заключительный, прощальный.

Прощальный «огонек» имеет свою специфику, отличающую его от всех других «огоньков», свои особенности:

- «отряд находится на высшей точке своего развития как коллектив. Близкая разлука окрашивает взаимоотношения в теплые и трогательные тона»;

- специфический, эмоциональный фон, на котором проходит «огонек» прощания. Последний «огонек» как «старт новой жизни отряда уже за пределами лагеря. Создание именно такого эмоционального настроя – одна из главных задач «огонька» прощания»;

- содержание разговора. Это не просто ответы на вопросы: что было хорошего, плохого и прочее. Это разговор о том, что сделал каждый представитель отряда, каким он стал, что в нем изменилось, что и как будет у каждого из ребят после лагеря.

 

Тематический «огонек»

 

Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».

Основу тематического «огонька» составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискуссии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).

Для тематического «огонька» выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор».

Вы можете говорить о романтиках, о Человеке с большой буквы, о героях войны и о мире, о добре и зле, о любви и дружбе, подвигах и славе, о молодежи и правах ребенка и т.д. Разумеется, темы «огоньков» этим не исчерпываются, их может быть великое множество.

И, конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.

По сути, педагог может продумать и провести целую серию тематических «огоньков» для ребят своего отряда. Или организовать как тематические все «огоньки», включая «огонек» знакомства и «огонек» прощания. Нужно только подобрать актуальную тему для разговора, соответствующую, например, игровому сюжету программы отрядной деятельности.

Образовательный потенциал тематического «огонька» огромен, поскольку подобный «огонек» способствует:

- более глубокому осмыслению подростками имеющихся знаний и жизненного опыта;

- формированию ценностного отношения к предмету обсуждения, уважительного отношения к мнению собеседника;

- формированию мировоззрения, жизненной позиции человека;

- развитию взаимопонимания между членами группы (коллектива);

- развитию умения формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины.

Для того чтобы «огонек» получился, педагогу (или другим ведущим тематического «огонька», ведь ими могут стать сами ребята) необходимо учесть ряд условий:

а) при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;

б) участники (как дети, так и сам вожатый непосредственно) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;

в) на «огоньке» надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;

г) педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;

д) подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.

Для решения этой задачи педагог может использовать следующие приемы (предложены в методических рекомендациях к.п.н Морозовой М.И.) [17]:

- Микроисследование, экспресс-опрос (по карточкам).

- Демонстрация аудиовизуального ряда (отрывки из фильмов, слайды, фотографии, прослушивание авторских песен и т.п.).

- Чтение отрывков художественных или публицистических произведений (газета «1 сентября» – «Пушкинские проповеди» Л.И. Маленкова, «Человековедение» - В.А. Сухомлинский «Письма к сыну»).

- Элементы психологического тренинга (Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения).

- Перечисление пословиц и поговорок.

- Примеры из биографии, жизненного опыта великих людей, анализ афоризма.

- Незаконченное предложение (Хорошая жизнь – это…; Чтобы иметь друзей, надо …).

- Анализ факта, события, ситуации.

Во время тематического «огонька» должно идти разностороннее обсуждение проблемы, определение каждым собственного мнения, собственной позиции, соблюдаться правило корректности ведения разговора.

Ведущий «огонька» для получения более эффективного результата может использовать такие приемы ведения диалога, как [там же]:

- Парафраз (краткий пересказ сказанного, если мысль выражена подростком недостаточно четко, запутанно…).

- Стимулирование идей, суждений («О! Это интересная мысль. Давайте подумаем вместе…»)

Технологические правила [там же]:

- не спешить брать на себя роль арбитра в споре,

- не прерывать обсуждение собственными высказываниями («Вожатый говорит не ранее, чем пятый»),

- оперативно определять и заострять противоречия,

- использовать разногласия в суждениях выступающих,

- промежуточное подведение итогов (если поток идей прекратился, но проблема еще не полностью раскрыта)

Приемы расширения мысли [там же]:

- вопросы продуктивного типа: что будет, если…? При каком условии это утверждение будет верно?

- анализ ситуации, суждения, афоризма (должны быть заготовлены заранее).

Приемы корректировки мысли [там же]:

- попросить разъяснить понятие, слово (что ты имеешь в виду, когда говоришь…);

- попросить доказать суждение (при этом можно определить софистическое звено в цепочке рассуждений).

Сигналом к завершению разговора может служить начавшееся повторение суждений. На этом этапе формулируются общие выводы, обобщается сказанное.

Подросткам предлагается минуту помолчать и мысленно ответить на вопросы: «Что дал мне этот разговор? Что я понял, осознал?»

 

Итак, что в тематическом «огоньке» должно быть обязательно:

а) разностороннее обсуждение темы, проблемы;

б) создание условий для активного высказывания идей, суждений;

в) соблюдение всеми участниками корректности ведения разговора.

 

Остановимся на том, что должен сделать педагог при подготовке к «огонькам», что необходимо продумать, приготовить, о чем позаботиться.

1. Выбор темы, предмета разговора. Определение главной мысли, основного вывода.

2. Сбор содержательного материала (сборники стихов, песен, афоризмов, кинофильмы, видеофильмы, слайды, примеры из жизни и т.д.).

3. Группировка материала, составление сценарного плана «огонька». Выбор приемов введения в тему разговора. Определение вопросов для обсуждения, приемов активизации мышления подростка, расширения мысли.

4. Выбор и подготовка места проведения, необходимого реквизита.

5. Выбор способов предварительной подготовки каждого подростка и отряда в целом к предстоящему «огоньку» (прогулка, рассказ легенды, музыкальный час, КТД, встреча с интересным человеком, написание писем и т.д.)

6. Определение способов создания благоприятной обстановки на «огоньке»: соответствующее оформление места; рассадка по кругу (подготовка заранее стульев, лавочек, бревен, матрацев и пр.); распевка (песни, близкие к теме «огонька», предмету разговора) или соответствующее музыкальное оформление; доброжелательный тон общения.

Кроме того, для успешного проведения «огонька» вожатому необходимо:

а) хорошо знать материал, то, о чем он собирается говорить, даты, имена людей и т.д.;

б) придумать интересную форму, интересный способ ведения разговора и приемы активизации детей;

в) перед началом «огонька» оценить ребят, их физическое состояние, настроение и соответственно этому утвердиться в плане проведения дела (изменить место, продолжительность, что-то добавить или убрать в разговоре);

г) если «огонек» проводится с привлечением каких-либо гостей, необходимо заранее предупредить этих людей (договориться о месте, времени, о предмете разговора) и подготовить самих ребят;

д) по возможности приготовить заранее небольшие сувенирчики, подарки, сюрпризки для всех участников «огонька»;

е) помнить, что оптимальная продолжительность «огонька» - не более 1-1,5 часов;

При построении разговора можно придерживаться следующей схемы (предложена Щурковой Н.Е.) [6]:

«пролог» - момент установления контакта, введение в тематику «огонька», в суть разговора, создание необходимой установки, расположенности к совместному действию;

«инструкция» - сообщение условий взаимодействия, правил разговора, поведения каждого участника;

«действие» - собственно разговор на «огоньке», определенная деятельность;

«кульминация» - обозначение главного вывода, обобщение сказанного, отражение момента практического выхода из ситуации;

«рефлексия» - возвращение к переживаниям, самочувствию, посетившим в ходе «огонька» мыслям, к выводу, который сделал каждый для себя.

 

 

«Огонек» - это особое общение взрослого и ребенка. Все то, что происходит на «огоньке»: коллективное обсуждение, коллективный анализ, самоанализ, коллективный разговор – обладает величайшей силой воздействия.

Но из всего сказанного можно сделать вывод, что воспитательная возможность «огонька», этой подлинно педагогической находки, может превратиться в действительность лишь при условии системности его использования и соблюдения основных его правил и традиций.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: