Выберите предложения без ошибок.




Алгоритм определения окончания глаголов

 

1 этап. Чтобы определить спряжение глагола, надо узнать, ударным или безударным является его личное окончание. Существует два способа:

 

1. Поставить глагол в третье лицо единственного числа (он, она, оно) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если отчетливо слышится гласная буква Ё, это глагол I спряжения: плыть — плывёт, пить — пьёт. Если отчетливо слышится гласная буква И, то это глагол II спряжения: лететь — летит.

2. Поставить глагол в третье лицо множественного числа (они) и посмотреть, какая гласная отчетливо слышится. Если слышится -УТ, -ЮТ, это глагол I спряжения: плыть — плывут. Если слышится -АТ, -ЯТ, то это глагол II спряжения: лететь — летят.

3. Если оба способа не помогли, то перед нами глагол с безударным личным окончанием, переходим ко 2-му этапу.

2 этап. Если глагол оказался с безударным личным окончанием, то его спряжение определяется по инфинитиву. При определении инфинитива: вид глагола не менять, -СЯ не отбрасывать, приставку ВЫ- отбросить! Исключить разноспрягаемые глаголы: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, а также особо спрягаемые ДАТЬ, ЕСТЬ (впрочем, последние и не должны попасть на этот этап, так как у них ударные окончания)

· II спряжение: глаголы, оканчивающиеся в начальной форме на -ИТЬ (кроме глаголов БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ — они относятся к I спряжению), а также глаголы-исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ЗАВИСЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ и ОБИДЕТЬ, а еще ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ и СМОТРЕТЬ (включая все глаголы, образованные от глаголов-исключений).

· I спряжение: все остальные глаголы, а также

глаголы-исключения БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.

Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!

· веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.

· клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.

Задание: Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов. Запишите исправленные предложения в тетрадь.

1) Мой сосед броется электрической бритвой.

2) Сосед жгёт костёр уже второй день.

3) Ты не берегёшь себя.

4) Мы стригёмся в парикмахерской.

5) Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

6) Они давно не плотят за свет и газ.

7) Вы хочете спать? Так ляжьте!

В каком наклонении стоит последний глагол?

 

Задание: Вставьте пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.

 

1) На краю горизонта тян...тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. 2) Заунывный ветер гон...т стаю туч на край небес, ель надломленная стон...т, глухо шепч...т темный лес. 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар...т раз и ждет, пока звук не раста...т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр...т из-под туч сумрачные горы. 5) На темно-сером небе кое-где мига...т звезды; влажный ветерок изредка набега...т легкой волной; слыш...тся сдержанный, неясный шепот ночи.

 

IV. Контроль освоения знаний.

Домашнее задание.

Задание:выполните тест.

Тест

Выберите глагол, который написан неправильно.

1. пилят

2. борятся

3. колют

4. строят

Выберите глагол, который написан правильно.

1. двинишься

2. бреемся

3. хрустнит

4. лепечат

Выберите форму глагола, которая написана с ошибкой.

1. обидеть

2. обидешь

3. обидят

4. обидел

Выберите предложения, в которых нужно вставить ь.

1. Земля почему-то кружит...ся вокруг меня.

2. Ей нравилось кружит...ся в танце.

3. Вам обязательно понравит...ся эта книга.

4. Земля движет…ся вокруг солнца.

Выберите глагол, который написан неверно.

1. веешь

2. клеют

3. строят

4. лают

Выберите предложения без ошибок.

1. Бабушка сеяла муку.

2. Кто знает, почему так рано растаили снега?

3. На небе брезжила вечерняя заря.

4. С детства он решительно возненавидел манную кашу.

 

27.04.2020 СОГЛАСОВАНО

Гр. № 5-19 Зам. директора по УВР

________ В.Д. Татаринова

РУССКИЙ ЯЗЫК

Урок № 72

Тема: Правописание не с глаголами. Морфологический разбор глагола.

Цель: повторить и закрепить знания о правописании глаголов; систематизировать знания обучающихся о глаголе, его морфологическом разборе; развивать умение практически использовать изученный материал; стимулировать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний (комбинированный).

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний. Вступительное слово преподавателя.

Сегодняшний урок посвящен правописанию не с глаголами и морфологическому разбору.

III. Основная часть.

ПОВТОРИТЕ

https://videouroki.net/video/79-pravopisanie-ne-s-glagolami.html

ИЛИ

Глаголы, которые без НЕ не употребляются.

- Обратить внимание на некоторые глаголы, пишущиеся с НЕ слитно:

невзлюбить, невзвидеть, несдобровать, недомогать, недолюбливать, недоумевать, недоставать, недоглядеть.

 

Тема нашего урока также «Морфологический разбор глагола». Мы обобщим весь теоретический материал об этой части речи, вспомним его определение, особенности, морфологические и синтаксические. И, самое важное, познакомимся с планом морфологического разбора, сделаем устные и письменные разборы, чтобы закрепить весь изученный материал.

С чего начинается любой морфологический разбор?

Любой морфологический разбор начинается с определения части речи. Поэтому следует запомнить, что глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Что же будем делать дальше?

Все просто. Найдем начальную форму нужного нам слова.

У глаголов начальной формой является инфинитив, то есть неопределенная форма.

Какая форма глагола является неопределенной?

В этой форме глагол не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо; только называет действие.

Поставили слово в начальную форму. Что же дальше?

Вторым пунктом морфологического разбора всегда является определение морфологических признаков,у каждой части речи они свои.

Морфологические признаки делятся на постоянные и непостоянные.

Какие постоянные признаки есть у глагола?

Всего мы можем назвать четыре постоянных признака. Это вид, переходность, возвратность, спряжение. Хочу вам еще раз напомнить, что же это такое.

Вид может быть совершенным и несовершенным. Определяется с помощью вопроса.Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (говорить, думать, считать) и указывают на продолжительность и повторяемость действия. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что с делать? (сказать, подумать, пересчитать) и указывают на результат действия.

Переходность. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Возвратность. Глаголы, имеющие суффикс -ся (-сь), называются возвратными. Соответственно, без этих суффиксов глаголы являются невозвратными. Например: умыть (невозвр.)/умыться (возвр.).

Спряжение. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Склоняются глаголы только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам и числам.

Сколько спряжений в русском языке?

В русском языке два спряжения. Как их определять, вы должны знать.

(Все глаголы, оканчивающиеся на -ИТЬ, второго спряжения, кроме глаголов брить, стелить и 11 глаголов исключений. Остальные глаголы с безударным личным окончанием относятся к 1 спряжению.

Но нужно еще помнить про разноспрягаемые глаголы. То есть глаголы, которые частично спрягаются по первому склонению, частично — по второму.)

Итак, постоянные признаки мы определили: вид, возвратность, переходность и спряжение.

Дальше идут непостоянные признаки.

Наклонение. Число. Время. Лицо. Род.

Наклонение — морфологический признак, присущий только глаголам,

Глагол имеет три наклонения: изъявительное, условное и повелительное.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить.

Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить.

Число в современном русском языке может быть единственным и множественным, глаголы всех трех наклонений изменяются по числам.

Время — прошедшее, настоящее или будущее — есть только у глаголов в изъявительном наклонении.

Лицо может быть первым, вторым и третьим в зависимости от того, кто является субъектом (исполнителем) действия. Глаголы условного наклонения по лицам не изменяются, а глаголы повелительного наклонения обычно употребляются в форме 2-го лица. Здесь же стоит упомянуть безличные глаголы, то есть глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица (предмета), например, смеркалось, вечереет.

Род. Помним, что род у нас бывает мужским, женский и средним. Далеко не во всех формах глагола его можно определить. Род есть только в единственном числе прошедшем времени изъявительного наклонения (пошел, пошла, пошло) и в единственном числе условного наклонения.

Конечно, как и в любом разборе самостоятельной части речи, в третьем пункте мы должны сказать о синтаксической роли глагола.

В предложении глагол обычно является сказуемым и вместе с подлежащим образует грамматическую основу предложения.

План разбора глагола

I. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II. Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
  A Постоянные морфологические признаки:
    вид (совершенный, несовершенный);
  возвратность (невозвратный, возвратный);
  переходность (переходный, непереходный); 4 спряжение (первого, второго, или разноспрягаемый глагол).
Б Непостоянные морфологические признаки:
    наклонение;
  время (в изъявительном наклонении);
  число;
  лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
  род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III. Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). н

Например:

Тает мокрый снег.

I. Тает – глагол.

Снег (что делает?) тает.

Н. ф. – таять.

II. Пост. признаки – несов. вид, неперех., I спр.;

непост. — в изъявит. накл., в ед. ч., в наст. вр., в 3-м лице.

III. Снег (что делает?) тает (сказуемое).

Задание: письменно сделайте морфологический разбор глаголов.

 

Перепиши этот текст.

Я хотел бы стать космонавтом.

 

IV. Контроль освоения знаний.

Домашнее задание.

 

Задание:письменно ответьте на вопросы:

1. Глагол – это самостоятельная часть речи?

2. Глагол отвечает на вопрос: какой? чей?

3. Глагол обозначает действие предмета?

4. Глагол изменяется по временам?

5. Глагол изменяется по падежам?

6. Не с глаголом всегда пишутся отдельно?

7. Глагол не изменяется по родам в прошедшем времени?

8. Глагол в предложении является сказуемым?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: