МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
Педагогическая поддержка – это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в учении, труде, общении, образе жизни.
Педагогическая поддержка направлена на развитие субъектного потенциала ребенка – его самосознания, самоорганизации, самоопределения. Содержанием педагогической поддержки является преодоление препятствий, возникающих в жизни и отдаляющих личность от достижения желаемого результата.
Препятствия могут быть субъективными:
- ограниченность информации для самостоятельного действия;
- недостаточные волевые, интеллектуальные, моральные усилия личности;
- несоответствие физического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов в деятельности;
объективными (социальными):
- учителя как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля общения с учениками;
- отношение, ценностные ориентации семьи, друзей, группы сверстников;
материальными:
- ограниченные финансовые возможности семьи, недостаточная учебно-материальная база школы и т.д.
Все эти группы препятствий прямо или косвенно стоят на пути развития процессов самореализации и самоопределения личности.
Методы педагогической поддержки разделяют на две группы.
Первая группа методов обеспечивает поддержку всех воспитанников, создает фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. К ней относят методы взаимного доверия, взаимного информирования, совместного планирования уроков, воспитательных дел, ролевые игры, игры-драматизации, одобрение достижений группы, коллектива.
Вторая группа методов направлена на индивидуально-личностную поддержку. Она предусматривает диагностику индивидуального развития, воспитанности, определение личностных проблем детей, отслеживание процесса индивидуального развития.
Особую роль в индивидуальной поддержке воспитателя играют ситуации успеха, ситуации повышения статуса воспитанника, ситуации значимости его личных вкладов в решение общих задач, создание условий для самореализации личности.
№ № п/п | Этапы деятельности педагога | Содержание этапа | Цель этапа | Методы |
Диагности-ческий | Выявление и фиксирование факта наличия препятствия (проблемы) | Создание условий для осознания учеником сути преграды (проблемы) | Общий анализ, вербализация проблемы воспитанни-ком | |
Поисковый | Совместный с учеником поиск причин возникновения препятствия, возможных последствий его сохранения или преодоления | Принятие учеником ответственности за решение проблемы | Совместное прогнозирова-ние, совместное моделирова-ние жизненных ситуаций, обсуждение преимуществ выбора, сделанного учеником | |
Проектный | Проектирование действия педагога и ученика по решению проблемы | Составление плана решения проблемы, распределение действий на добровольной основе | Совместное проектирова-ние действий, метод альтернатив, метод инициирования | |
Деятельност-ный | Самостоятельные действия питомца | Формирование позиции устойчивости или отказа от избранного пути | Одобрение позиции, расшатывание позиции | |
Рефлексивный | Совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих действий, констатация фактов решения или не решение проблемы для ее переформулиров-ки | Осмысление учеником и педагогом новых вариантов самоопределе-ния | Самоанализ самооценка, самокоррекция |
В совместной деятельности педагог поддерживает: каждое самостоятельное проявление, творческую инициативу, благородный поступок, познавательный интерес; попытки преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других людей, недисциплинированность и другие недостойные проявления.
Выбор методов воспитания
Методы воспитания выбираются в зависимости от тех условий, в которых они применяются. Воспитатель, который лучше учитывает конкретные условия, использует адекватную им педагогическую ситуацию и осмысливает ее последствия, всегда достигает высоких результатов воспитания.
Рассмотрим общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов воспитания:
1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения
2. Содержание воспитания. Необходимо правильно связать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом
3. Воспитательные особенности детей. Те же задачи решаются с помощью различных методов в зависимости от возраста воспитанников.
4. Индивидуальные особенности воспитанников. Общие методы, общие приемы являются лишь канвой воспитательного взаимодействия. Необходимы их индивидуальные и личностные корректировки.
5. Условия воспитания. К ним относятся, кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических, и отношения, которые складываются в классе, климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.
6. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, если выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно связаны и применяются в едн деятельности (наглядные пособия, средства массовой информации, различные виды деятельности). Значение этих факторов незаметно, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма разрушается, ее влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим.
8. Ожидаемые результаты. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого нужно предусмотреть, к каким результатам приведет применение метода.