Выбор методов воспитания




МЕТОДИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Педагогическая поддержка – это совместное с воспитанником определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), которые мешают ему сохранять человеческое достоинство, достигать положительных результатов в учении, труде, общении, образе жизни.

Педагогическая поддержка направлена на развитие субъектного потенциала ребенка – его самосознания, самоорганизации, самоопределения. Содержанием педагогической поддержки является преодоление препятствий, возникающих в жизни и отдаляющих личность от достижения желаемого результата.

Препятствия могут быть субъективными:

- ограниченность информации для самостоятельного действия;

- недостаточные волевые, интеллектуальные, моральные усилия личности;

- несоответствие физического, коммуникативного развития, знаний, опыта, способов в деятельности;

объективными (социальными):

- учителя как носители существующих программ, методов обучения и воспитания, стиля общения с учениками;

- отношение, ценностные ориентации семьи, друзей, группы сверстников;

материальными:

- ограниченные финансовые возможности семьи, недостаточная учебно-материальная база школы и т.д.

Все эти группы препятствий прямо или косвенно стоят на пути развития процессов самореализации и самоопределения личности.

Методы педагогической поддержки разделяют на две группы.

Первая группа методов обеспечивает поддержку всех воспитанников, создает фон доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. К ней относят методы взаимного доверия, взаимного информирования, совместного планирования уроков, воспитательных дел, ролевые игры, игры-драматизации, одобрение достижений группы, коллектива.

Вторая группа методов направлена на индивидуально-личностную поддержку. Она предусматривает диагностику индивидуального развития, воспитанности, определение личностных проблем детей, отслеживание процесса индивидуального развития.

Особую роль в индивидуальной поддержке воспитателя играют ситуации успеха, ситуации повышения статуса воспитанника, ситуации значимости его личных вкладов в решение общих задач, создание условий для самореализации личности.

 

 

№ № п/п Этапы деятельности педагога Содержание этапа Цель этапа Методы
  Диагности-ческий Выявление и фиксирование факта наличия препятствия (проблемы) Создание условий для осознания учеником сути преграды (проблемы) Общий анализ, вербализация проблемы воспитанни-ком
  Поисковый Совместный с учеником поиск причин возникновения препятствия, возможных последствий его сохранения или преодоления Принятие учеником ответственности за решение проблемы Совместное прогнозирова-ние, совместное моделирова-ние жизненных ситуаций, обсуждение преимуществ выбора, сделанного учеником
  Проектный Проектирование действия педагога и ученика по решению проблемы Составление плана решения проблемы, распределение действий на добровольной основе Совместное проектирова-ние действий, метод альтернатив, метод инициирования
  Деятельност-ный Самостоятельные действия питомца Формирование позиции устойчивости или отказа от избранного пути Одобрение позиции, расшатывание позиции
  Рефлексивный Совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих действий, констатация фактов решения или не решение проблемы для ее переформулиров-ки Осмысление учеником и педагогом новых вариантов самоопределе-ния Самоанализ самооценка, самокоррекция

 

В совместной деятельности педагог поддерживает: каждое самостоятельное проявление, творческую инициативу, благородный поступок, познавательный интерес; попытки преодолеть самого себя: свою робость, застенчивость, зависть к успехам других людей, недисциплинированность и другие недостойные проявления.

Выбор методов воспитания

Методы воспитания выбираются в зависимости от тех условий, в которых они применяются. Воспитатель, который лучше учитывает конкретные условия, использует адекватную им педагогическую ситуацию и осмысливает ее последствия, всегда достигает высоких результатов воспитания.

Рассмотрим общие причины (условия, факторы), определяющие выбор методов воспитания:

1. Цели и задачи воспитания. Цель не только оправдывает методы, но и определяет их. Какова цель, такими должны быть и методы ее достижения

2. Содержание воспитания. Необходимо правильно связать методы не с содержанием вообще, а с конкретным смыслом

3. Воспитательные особенности детей. Те же задачи решаются с помощью различных методов в зависимости от возраста воспитанников.

4. Индивидуальные особенности воспитанников. Общие методы, общие приемы являются лишь канвой воспитательного взаимодействия. Необходимы их индивидуальные и личностные корректировки.

5. Условия воспитания. К ним относятся, кроме материальных, психофизиологических, санитарно-гигиенических, и отношения, которые складываются в классе, климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.

6. Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, если выступают компонентами воспитательного процесса. Кроме методов, существуют и другие средства воспитания, с которыми методы тесно связаны и применяются в едн деятельности (наглядные пособия, средства массовой информации, различные виды деятельности). Значение этих факторов незаметно, пока они находятся в пределах нормы. Но как только норма разрушается, ее влияние на выбор методов воспитания может стать определяющим.

8. Ожидаемые результаты. Выбирая метод, воспитатель должен быть уверен в успехе. Для этого нужно предусмотреть, к каким результатам приведет применение метода.





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: