Особенности организации педагогической деятельности в условиях интегрированного обучения и воспитания




Барбашова Ирина Витальевна, учитель-дефектолог ГУО «Средняя школа №1 г. Мозыря»:

Для обучения в общеобразовательной школе детей с особенностями психофизического развития необходим ряд условий, обеспечивающих компенсацию недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, активизацию познавательной деятельности. Коррекционная направленность образовательного процесса в классах интегрированного обучения отражена в их структуре: 5-летний срок обучения в начальной школе, щадящий режим оценивания, проведение коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, по развитию речи, по развитию и совершенствованию высших психических процессов, практическая направленность обучения. Еще одной особенностью организации обучения учащихся с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы является наличие специальных учебных программ. Учебные планы составляются с учётом того, что кроме базового компонента существует и коррекционный компонент, направленный на коррекцию дефекта, на коррекцию познавательной деятельности у детей, которые имеют трудности в обучении, на коррекцию нарушений устной речи у детей, которые имеют тяжёлые нарушения речи. Создание таких условий в общеобразовательной школе возможно при организации работы классов интегрированного (совместного) обучения и воспитания.

В текущем учебном году в нашей школе открыто и функционирует 4 класса неполной наполняемости интегрированного обучения и воспитания на первой ступени образования. Из 9 учащихся восемь – занимаются по программе специальной общеобразовательной школы для детей с нарушением психического развития (трудности в обучении), 1 ученик – по программе специальной общеобразовательной школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Образовательный процесс для детей с ОПФР в интегрированных классах строится на основании учебно-программной документации специальной общеобразовательной школы (учебных планов, учебных программ специального образования) и учреждения общего среднего образования. В своей работе использую пособия учебно-методического комплекса, как специального образования, так и общеобразовательной школы.

С целью формирования жизненно значимого опыта у детей с особенностями, развития у них эмоциональных, коммуникативных, социальных навыков, позволяющих повысить социальную независимость, создана адекватная познавательным возможностям детей образовательная среда. Класс учителя-дефектолога разграничен на зоны (учебная, игровая, методическая), оснащен дидактическими, наглядными, методическими материалами, учебными пособиями, программами соответствующих типов школ (Приложение 1). Следует отметить, что наполнение, пополнение и структурирование методических наработок моих и учителей классов интегрированного обучения и воспитания идёт в течение всего учебного года. В этом году были пополнены папки с рекомендациями для родителей и педагогов, обновлён дидактический материал, изготовлены карточки-памятки для работы на учебных и коррекционных занятиях учащихся классов интегрированного обучения и воспитания.

С целью коррекции имеющихся нарушений в развитии, предотвращения вторичных отклонений, препятствующих успешному обучению, развитию, интеграции в коллектив сверстников совместно с учителями классов в работе широко используются различные технологии, а именно: игровые, личностно ориентированные, коммуникативные. Совместно с педагогом-психологом проводим специальные занятия, игры и упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, психологические тренинги «Общение без конфликтов», «Мы вместе», «Класс глазами каждого».

Для более успешной и слаженной работы провожу консультирование педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости и законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в организации индивидуальной работы. Оказываю систематическую помощь, веду пропаганду логопедических знаний, приобщению родителей к коррекционно-воспитательной работе. На запросы законных представителей по волнующим их вопросам даю рекомендации (Приложение 2).

При проведении индивидуальных консультаций с педагогами особое внимание обращаю на то, что от позиции учителя в классе по отношению к ученику с особенностями в развитии зависит многое: примут ли ученика в классе или нет, захотят ли ему помочь справиться с его проблемами, захотят ли дружить, играть с ним. Учащемуся, имеющему особенности психофизического развития, важно поверить в свои силы, в свои возможности, важно создать ситуацию успеха, подчеркнуть малейшее его достижение. Очень важно организовать для него посильное обучение, соответствующее интеллектуальным возможностям ребёнка. Педагогам нужно помнить, что те особенности развития, которые имеются у ребёнка - это не его вина, а его беда, с которой помочь ему справиться обязаны мы, взрослые. В целях реализации комплексного подхода к сопровождению ученика в условиях образовательной интеграции, использую рекомендации для педагогов по работе с различными категориями детей (Приложение 3).

Успешность образовательного процесса зависит не только от деятельности учителя-дефектолога, но и от педагогического мастерства учителей классов. На протяжении ряда лет сложилась определённая система совместной работы в учреждении по обучению и воспитанию детей с особенностями психофизического развития. Для учащихся на уроках создаётся атмосфера эмоционального комфорта, они постоянно находятся в поле зрения педагога, включены в коллективную деятельность на уроке.

Вопросы организации обучения и воспитания детей с особенностями в развитии включены в систему внутришкольного контроля учреждения образования: заслушиваются на педагогических советах, на совещании при директоре, при заместителе директора, на заседаниях районного методического объединения учителей-дефектологов. Ежегодно в августе – сентябре проводятся собеседования, групповые и индивидуальные консультации, круглые столы для педагогов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. Одним из важнейших и сложных моментов организации работы интегрированных классов является составление и утверждение календарно-тематического и поурочного планирования, соблюдения линии преемственности между учителем-дефектологом и учителем класса. Очень важно, чтобы учитель класса и учитель-дефектолог работали в тесном контакте, при этом педагоги имеют возможность подсказать друг другу, какие затруднения испытывает тот или иной ученик. Основным принципом работы учителя-дефектолога является коррекционная направленность каждого занятия, учёт общих особенностей конкретной категории учащихся и индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

С целью наиболее успешной интеграции в общественную жизнь, развития и активизации сохранённых систем организма, расширения социальных контактов, обеспеченных возможности самореализации и самосовершенствования учащиеся с ОПФР вовлечены в работу школьных кружков и секций. Евгения П. посещает в школе кружок экологической направленности «Юные друзья природы» и кружок рукоделия в комнате школьника «Пралеска», Даник Л. и Артём Т. посещают технический кружок в СТТ, Сергей П. посещает футбольную секцию на базе школы. В процессе занятий деятельность руководителей кружков и секций направлена на формирование у учащихся толерантности, навыков взаимодействия, взаимопомощи. Учащиеся с ОПФР привлекаются к участию в школьных мероприятиях, их работы выставляются на выставках в школе и районе.

При организации внеурочной деятельности уделяю вопросам включения всех учащихся в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.); выстраиванию гуманистических отношений на основе уважения личности каждого ребенка. Опыт показывает, что это активизирует детей, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требованиям, развивает стремление к самоконтролю действий и поступков и тем самым укрепляет отношения сотрудничества, взаимодействия.

Считаю, что интегрированное обучение и воспитание может быть успешным только в случае активного включения в образовательный процесс, особенно во внеурочное время, законных представителей учащихся и членов их семей при организации совместной спортивно-оздоровительной, творческой и иных видов деятельности.

Целенаправленная и системная совместная работа всех членов педагогического коллектива нашей школы, законных представителей и членов семей учащихся позволяет преодолеть социальную изоляцию детей с особенностями психофизического развития, гармонизировать отношения между участниками образовательного процесса и семьями учащихся.

Комплекс всех мероприятий направленных на обучение учащихся классов интегрированного обучения и воспитания даёт результаты. По учебным дисциплинам у каждого учащегося по сравнению с началом учебного года отмечается положительная динамика (Приложение 4).

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод, что в нашем учреждении образования сложилась определённая система работы по организации коррекционно-образовательного процесса детей с особенностями в развитии.

 

 

Приложение 1

         
         

Приложение 2

Памятка для родителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: