1. Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.
2. Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.
3. Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.
4. Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.
Рекомендуемые приемы:
* Снятие страха - «Ничего страшного...»
* Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
* Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...» Говорите это ис-
кренне и уверенно.
* Усиление мотива - «Нам это нужно для...» («Будешь лучше читать, сможешь
найти в книге ответы на свои вопросы»)
* Педагогическое внушение - «Приступай же...
* Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
(«Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)
5. Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.
Рекомендуемые приемы:
* Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
* Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
* Формируйте веру в успех.
* Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии, уроке ты смог сделать..., сможешь и сейчас).
* Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.
6. В основе обучения у детей с особенностями в развитии лежит дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении.
Дифференциация в современном понимании – это учет индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения.
Дифференцированный подход к детям во время занятий осуществляется за счет:
* дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
|
* индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
* введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания;
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- введение элементов программированного обучения и т.д.
Индивидуальный подход в обучении:
* проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого учащегося;
* учёт психофизических, личностных особенностей;
* опора на индивидуальные возможности и зону ближайшего развития;
* организация деятельности ребенка в зоне «ближайшего развития», т. е. область потенциальных возможностей ребенка. Развитие происходит только в проблемной ситуации;
* смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;
* соблюдение принципа «от простого к сложному»;
* переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;
* поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;
|
* снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку;
* освобождение обучающихся от контроля по выполнению норм техники чтения.
При выполнении заданий тоже следует подходить индивидуально:
* поэтапное разъяснение инструкции;
* выделение ключевых слов;
* листы с упражнениями, требующие минимального заполнения;
* краткое содержание параграфа;
* заранее предоставить список вопросов, на которые впоследствии надо будет ответить.
7. При организации обучения ребенка с особенностями развития следует учитывать следующее:
* выбор места в классе;
* заранее предупреждать о предстоящем окончании выполнения задания;
* предоставление дополнительного времени;
* специализированные учебники;
* оценки понимания задания.
8. В начале урока вызвать на разговор, установить контакт с учащимся, проводить повторение материала перед опросом.
9. Дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом.
10. Обязательно работать с дневником обучающегося, выставлять отметки, делать записи об успехах.
11. К подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение учащегося, психологическое состояние на конкретный момент.
12. Выбор оптимальных способов и сроков представления результатов:
* альтернативного ответа;
* помощь в заполнении оценочных бланков;
* предоставление неограниченного времени;
* возможность выполнения работы дома.
13. Качественный подход при оценивании результатов предусматривает:
|
* индивидуальную шкалу оценок;
* ежедневное оценивание;
* меньшего количества заданий для получения оценки;
* внимание на понимание прочитанного;
* оценивать правописание отдельно от содержания работы.
Приложение 4
Учебный год 2018/2019 | Низкий уровень | Удовлетво-рительный уровень | Средний уровень | Достаточ-ный уровень | Высокий уровень | |||||
н-начало года с-середина года | н | с | н | с | н | с | н | с | н | с |
Александра Д. | + | + | ||||||||
Александр И. | + | + | ||||||||
Артём Т. | + | + | ||||||||
Даниил Л. | + | + | ||||||||
Дмитрий Ш. | + | + | ||||||||
Евгения П. | + | + | ||||||||
Елизавета С. | + | + | ||||||||
Сергей П. | + | + | ||||||||
Сергей С. | + | + |
Учебный год 2018/2019 | Низкий уровень | Удовлетво-рительный уровень | Средний уровень | Достаточ-ный уровень | Высокий уровень |
Начало года | 5 | 3 | 1 | ||
Середина года |