Беседа по содержанию романа.




Читательская конференция

По роману Ю. Бондарева «Горячий снег»

Цели урока:

  1. – восстановить событийный ряд коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны; вызвать у учащихся интерес к литературе на военную тематику, к личности и творчеству Ю.Бондарева; сопоставить жизненные принципы двух лейтенантов – Дроздовского и Кузнецова.
  2. – воспитывать патриотизм и чувство гордости за свою страну, ответственность за свои поступки, помочь учащимся осознать разрушительную силу войны и сформировать свою точку зрения по отношению к этому явлению.
  3. – формирование навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения; продолжить формирование навыка анализа художественного произведения.
  4. - умение работать с разными источниками, отбирать материал по заданной теме, подбирать цитаты; умение сопоставлять, сравнивать.

 

Предварительная работа:

1. прочитать роман Ю.Бондарева «Горячий снег»;

2. сравнить Кузнецова и Дроздовского, Бессонова и Кузнецова:

3. анализ эпизодов: «Путь дивизии к Сталинграду», «Бой батарейцев», «Смерть санинструктора Зои», «Допрос немецкого майора ЭрихаДица».

4. посмотреть кинофильм Г. Егиазарова «Горячий снег».

Память о бойцах Сталинграда хранят старые рябые фотографии, пропыленные архивные документы. Но есть еще книги. Лучшие из них создавали участники этого сражения.

Первая художественная проза о Сталинграде появилась еще в дни войны. даже в самом отчаянном положении, когда сражаться приходилось за выжженную полоску земли, бойцы не оставались без «газетного довольствия». А это – очерки, рассказы, стихи. Они поднимали боевой дух армии – и это не пустые словеса. Газеты показывали сталинградцам: страна знает о них, они не безвестные солдаты, они решают судьбу войны. Без военкоров как без артиллерии. Писатели и поэты были настоящими любимцами армии. И после Победы бывшие фронтовые журналисты и воины – сталинградцы дорисовывали литературный образ великого противостояния много лет.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых бесстрашных из нас?!

Что гадать? Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

 

О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была для нас, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле Земли. Эти раны болят до сих пор. Как прав был Константин Симонов, сказавший: «В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвения».

 

Звучит песня «Горячий снег»

По музыкальному вступлению вы уже поняли, о каком произведении пойдет речь сегодня на нашем уроке – о романе Юрия Бондарева «Горячий снег». Но прежде чем мы поговорим о романе, нужно несколько слов сказать о его авторе.

 

Сведения из биографии писателя.

Ю. Бондарев принадлежит к тому поколению, жизнь которого «вся пронизана войной».

Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом, был старшим сержантом, помощником командира взвода, дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признаётся писатель, - явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни. Все лица, голоса, бои, конфликты, потери, победы, высотки, танковые атаки аккумулировались в памяти, а память на войне восприимчива необыкновенно, и это определило во многом мой жизненный путь».

Почти все написанное Ю. Бондаревым – о войне. Вместе со своими будущими героями писатель «шагал по дорогам сталинградских степей, Украины, Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял, стоял на прямой наводке… делился последним табаком на закрутку после танковой атаки».

 

«Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя, написанное в 1970 году. Герои Бондарева сражались под Сталинградом в декабре 1942 года. Всем содержанием романа Бондарев даёт почувствовать, как необходима и как тяжела была победа под Сталинградом. Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека. «Меня всё время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всё», - признаётся писатель.

Для всех советских людей Сталинград стал символом мужества, непобедимости, а для Бондарева Сталинград – это ещё и «кровавая купель», в которой крестили молодых командиров 24 года рождения.

 

Беседа по содержанию романа.

  1. О чем рассказывает роман?

События романа «Горячий снег» происходят в волжских степях юго-западнее Сталинграда в тревожную зиму 1942 года, когда танковые колонны генерала Манштейна рвались на выручку окружённой на Волге трехтысячной группировке Паулюса, и на пути их железной стеной встали советские войска – встали и не пропустили врага…

 

  1. Как сначала называлось данное произведение? Почему автор изменил название?

(«Сталинград»)

  1. Как вы объясните название романа «Горячий снег»?

(Снегу положено быть холодным, но война искажает житейские правила, «бытие становится лицом к лицу с небытием». Поэтому – именно горячий снег. Через много лет после Победы Юондарев видел своих героев живыми, заново терпел и скорбел вместе с ними. Достоверность мысли и чувства ощущается в каждом слове: «Он плакал так одиноко и отчаянно впервые в жизни. И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез»)

  1. Вспомните, как начинается роман. Как предчувствие надвигающейся трагедии усиливается картиной природы?

(Просмотр фрагмента кинофильма)

  1. Какие впечатления вызывал роман?

 

Много написано о войне, но такого страшного боя, как на батарее Кузнецова, не встречали. Бондарев помог нам не понять, это мы давно знаем, а ощутить, почувствовать, что такое борьба на пределе сил.

Бондарев сужает фронт до размеров боя на участке лейтенанта Кузнецова (батарея стояла на танкоопасном направлении, а позади Сталинград), но мы чувствуем масштабность происходящего: отдельная операция вписывается в общую панораму Сталинградской битвы. Ю. Бондарев здесь следует традициям Л.Н. Толстого, создавая образ жестокой, кровавой войны.

 

  1. Какие эпизоды романа запечатлелись в вашей памяти?
  2. Кто из героев полюбился вам и почему?
  3. Каков смыл противопоставления Кузнецова и Дроздовского?

Война проверяет людей на человечность, на фронтовое братство. Эту проверку Кузнецов и его товарищи выдержали, а Дроздовский нет.

Наделённый правом решать судьбы других, он забывает об ответственности перед товарищами по оружию, перед собственной совестью. Его стремление выполнить распоряжения любой ценой оборачиваются для него одиночеством и трагедией.

 

  1. Сравните Бессонова и Кузнецова?

1) Размышления лейтенанта о гибели расчета Чубарикова – раздумья командарма в связи с гибелью Веснина.

2) Мысли Кузнецова при виде мёртвого немца – разговор Бессонова с Дицем.

3) Осмотр позиции батареи Кузнецовым и - поля боя Бессоновым.

Бондарев сближает своих героев как две «половины одного ядра». Каждый из них исполняет долг на своём посту.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: