Существует способ определение препятствий в слепых зонах для машиниста локомотива
По направлению движения локомотива участок железнодорожного полотна облучается электромагнитным излучением от источника, расположенного на локомотиве, отраженный от препятствия поток электромагнитной энергии принимается приемником, также расположенным на локомотиве, по значениям параметров отраженного потока обнаруживается препятствие, расположенное на пути движения локомотива, после чего машинист или автоматическая система включают экстренное торможение. В настоящее время в качестве электромагнитного излучения широко используется излучение оптического диапазона, формируемое лобовым прожектором, установленным на локомотиве и направляющим световой луч вдоль пути перед поездом. Отраженный сигнал, то есть картина освещенного участка пути, обычно анализируется машинистом визуально.
Иными словами, способ обеспечивает реализацию принципа радиолокатора. Существенным отличием предлагаемого способа от типичного радиолокатора, применяемого, например, для сопровождении самолетов, является наличие волновода, обеспечивающего преимущественное распространение электромагнитного импульса вдоль требуемого направления.
Заявляемый способ требует построения сложной и дорогостоящей системы анализа изображений для реализации автоматического режима работы.
Технический эффект от использования предлагаемого изобретения состоит в повышении безопасности движения железнодорожных поездов.
ВИДЕОСИСТЕМЫДЛЯ МАНЕВРОВОГО ЛОКОМОТИВА
На сети дорог эксплуатируется большое количество маневровых тепловозов, которые обслуживают в одно лицо. Данные локомотивы оборудованы дополнительными пультами управления, устройствами безопасности, позволяющими осуществлять маневры одному машинисту. Чтобы он мог видеть пространство перед тепловозом, которое ограничено капотом, с левой стороны кабины устанавливают наружные или внутренние зеркала. Конструкция и расположение таких зеркал могут отличаться друг от друга. В некоторых случаях компоновка и размеры подобраны удачно, открывая достаточный обзор. Однако зеркала не обеспечивают возможности машинисту воспринимать обстановку одновременно с обеих сторон тепловоза и в
зоне отсутствия видимости - так называемой «мертвой зоне» (рис. 1)
В настоящее время цифровые технологии проникли практически во все сферы жизнедеятельности человека, повсеместно они внедряются и на транспорте. Поэтому оборудовать видеосистемами капотные маневровые тепловозы, позволяющие машинисту видеть обстановку перед локомотивом, не представляется сложной задачей. Для внедрения видеосистем необходимо обозначить требования, предъявляемые к ним, определить из номенклатурного ряда средства видеонаблюдения, удовлетворяющие этим требованиям, проверить пригодность и работоспособность выбранных систем в реальных условиях. Немаловажным является выбор места установки камер снаружи тепловоза и монитора в кабине машиниста. Наиболее удачное расположение видеокамеры — торцевая стенка шахты холодиль- Рис. 1. Зоны видимости из тепловоза капотного типа: 1 — направление взгляда машиниста через боковые зеркала; 2 — зона обзора видеокамеры; 3 — зона отсутствия видимости; 4 — зона видимости через зеркало; 5,6 — зона видимости через окно; 7 — зона обзора видеокамеры Во время движения машинист постоянно переключает свой взгляд от вида из окна, расположенного перед ним, на вид, который отражает зеркало. Одним из вариантов замены зеркал может послужить видеосистема, состоящая из камеры, экрана и сопутствующего оборудования. Видеосистема на локомотиве - это не новшество.
СИСТЕМА ВИДЕОРЕГИСТРАЦИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Возможности системы видеорегистрации для локомотивов:
- регистрация и хранение видео- и аудиоинформации из кабины локомотива;
- регистрация и хранение видеоинформации с камер, расположенных по периметру локомотива;
- удаленная передача видео- и аудиоинформации по каналу GPRS для on-line просмотра на мобильном устройстве или ПК;
- хранение и отображение данных о местонахождении локомотива на карте (GPS-трекинг через сервис Google-map в реальном времени);
- регистрация видео- и аудиоинформации в режиме: непрерывно; по расписанию; по детектору движения; по сигналам от тревожных входов.
Система локомотивной видеорегистрации позволяет:
- улучшить обзор железнодорожных путей машинистом, обзор с левой и с правой стороны;
- обеспечить безопасность составителя поездов при маневровом движении;
- облегчить управление локомотивом в «одно лицо»;
- наблюдать за поездной обстановкой и действиями локомотивной бригады в режиме on-line;
- анализировать и корректировать действия локомотивной бригады для сокращения причин аварий и несчастных случаев;
- предотвращать акты хищения и вандализма;
- формировать доказательную базу при расследовании причин аварий, несчастных случаев, актов вандализма или хищений.