Алгоритм создания и порядок функционирования группы психолого-педагогического сопровождения в учреждении общего среднего образования




Мироненко Светлана Геннадьевна,

учитель-дефектолог
ГУО «Гимназия г.п.Корма»

 

Успех образовательной интеграции во многом зависит от умело организованного процесса психолого-педагогического сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития. Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой целостную систему организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития учащихся со стороны специалистов разного профиля, действующих координированно.

В государственном учреждении образования «Гимназии г.п.Корма» функционирует1 класс интегрированного обучения и воспитания, в состав которого входят 5 учащихся, обучающихся по программе специальной общеобразовательной школы для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). С первых дней их пребывания в учреждении было организовано сопровождение в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы.

Однако анализ эффективности проведенной работы за прошлый учебный год выявил наличие ряда проблем у учащихся: безразличное отношение к школе, низкая учебная мотивация, снижение успеваемости, наличие проблем в поведении и общении со сверстниками, что свидетельствовало о мало благоприятном прогнозе их дальнейшего развития.

В связи с этим было принято решение о создании в 2018/2019 учебном году группы психолого-педагогического сопровождения, с целью регулирования процесса образовательной интеграции, преодоления трудностей, возникающих в процессе обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, формирования межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Реализация психолого-педагогического сопровождения в рамках новой организационной структуры (группы ППС) в условиях гимназии проходила в несколько этапов.

Целью подготовительного этапа стало обсуждение стратегии сопровождения, мотивация предстоящей деятельности.

Подготовка к созданию группы началась до начала учебного года. В августе на установочном заседании были изучены нормативные правовые документы, разработано «Положение об организации деятельности группы психолого-педагогического сопровождения», составлен план работы.

Хочется отметить, что разработка Положения является одним из важнейших моментов в создании группы психолого-педагогического сопровождения, так как оно определяет основу деятельности, регулирует порядок организации и функционирования группы. Для избежания формального подхода к реализации данного документа в процесс его разработки были вовлечены все специалисты, которые непосредственно будут им руководствоваться в процессе работы: представитель администрации учреждения образования, педагог социальный, учитель-дефектолог, воспитатель, учителя, работающие в классе интегрированного обучения и воспитания.

Выстраивая систему сопровождения в рамках комплексного подхода, мы понимали, что игнорируя психологический аспект, не сможем гарантировать комплексность и эффективность сопровождения.

В связи с временным отсутствием в учреждении образования педагога-психолога было принято решение пригласить специалиста ЦКРОиР, который по запросу учреждений образования осуществляет работу по следующим направлениям:

- проведение социометрических исследований межличностных отношений в классе интегрированного обучения и воспитания;

- динамическая диагностика психического развития учащихся с ОПФР;

- разработка методических рекомендаций специалистам сопровождения по созданию условий для полноценного личностного развития учащихся;

- повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

В процессе коллегиального обсуждения были определены основные правила урегулировании различных вопросов, касающихся как вопросов организации, содержания деятельности специалистов группы сопровождения, так и взаимоотношений между ними.

Важнейшим аспектом подготовительного этапа является установление эмоционального контакта между специалистами сопровождения и родителями, совместное обсуждение стратегии психолого-педагогического сопровождения и его возможных результатов, осмысление важности этой деятельности для каждого ребенка.

Документ был утвержден на педагогическом совете гимназии и приказомруководителя была создана группа психолого-педагогического сопровождения как организационная структура учреждения образования.

Следующий этап работы - диагностико-проектировочный. Его целью является определение смысла и содержания предстоящей деятельности, выработка концепции процесса сопровождения.

Данный этап – это начало сопровождения каждого ребенка.

В ходе первичнойдиагностики специалистами сопровождения выявлялись причины затруднений, школьной дезадаптации ребенка, проводился комплексный мониторинг семьи, который позволил получить информацию об индивидуальных особенностях каждой семьи. При этом диагностика была направлена на выявление не только проблем, но и сильных сторон ребенка и окружения, индивидуально-личностных возможностей, на которые можно опереться при их решении.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» на каждого ребенка. Данная карта позволяет оперативно и комплексно на основе синтеза результатов диагностической работы, проведенной специалистами группы сопровождения, сформировать целостное представление о характере и причинах трудностей (в усвоении учебной программы, проблем в организации учебной деятельности, особенностей поведения и взаимоотношений с детьми класса и др.), определить компенсаторные возможности ребенка.

В результате подробного коллегиального обсуждения общего состояния психического развития диагностируемых учащихся, а также характера, степени и причин выявленных трудностей на заседании группы были приняты следующие решения:

- в рамках профилактического направления деятельности нуждается 3 учащихся;

- в рамках актуального направления деятельности – 2 учащихся.

В рамках профилактического направления деятельности группы 1 учащемуся, с согласия родителей, в рамках поддержки были организованы занятия, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы, с педагогам-психологом в условиях ЦКРОиР.

В рамках актуального направления деятельности для учащихся были заполнены «Индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения», которые являются планом действий для специалистов группы применительно к каждому конкретному ребенку по реализации намеченных задач.

При составлении карты учитывались запросы родителей, педагогов, работающих в классе, рекомендации педагога-психолога, а также потребности ребенка, выявленные в процессе диагностического обследования.

Следующий этап – практический, подразумевает реализацию мероприятий «Индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения».

На данном этапе специалистами группы ведется промежуточный мониторинг результативности процесса сопровождения, который включает:

- изучение результативности учебного процесса;

- динамическое изучение успешности проведения коррекционной работы;

-наблюдение за эффективностью воспитательного процесса, системоймежличностных взаимоотношений внутри классного коллектива;

- отслеживание условий жизни и воспитания обучающихся в семье.

Промежуточные результаты мониторинга дают возможность своевременной коррекции индивидуальной программы в случае ее недостаточной эффективности. При необходимости внесения изменений в ранее составленную программу проводится внеплановое заседание группы психолого – педагогического сопровождения.

Параллельно проводится работа с родителями по следующим направлениям:

повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка (для того чтобы психолого-педагогическое просвещение вызывало интерес, на заседаниях группы старались предлагать, но не навязывать темы для обсуждения, учитывать предложения и пожелания родителей);

активное вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность учреждения образования (данное направление предполагает организацию совместных мероприятий детей, родителей и педагогов учреждения образования).

Аналитический этап завершает процесс и направлен на осмысление результатов проведенной работы.

Специалисты группы сопровождения обязаны до проведения итогового заседания группы представить информацию о ребенке (результаты диагностической деятельности, рекомендации по дальнейшему сопровождению, характеристику динамики развития ребенка, оценку эффективности проводимой коррекционно-развивающей работы) руководителю группы. До начала заседания группы его участники знакомятся с содержанием предоставленной информации.

На этой основе происходит проектирование следующей ступени развития ребенка, с учетом полученных результатов и сделанных на их основе выводов. Учитывается степень удовлетворенности родителей результатами сопровождения, их пожелания на будущее.

Представленная система функционирования группы психолого-педагогического сопровождения не является универсальной, но соответствует критериям, позволяющим констатировать её эффективность:

- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе сопровождения;

- создание социально-психологических условий для развития личности учащихся с ОПФР и их успешного обучения;

- создание комфортной развивающей образовательной среды, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей.

В завершение хочется отметить, что построение эффективной системы психолого-педагогического сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей с ОПФР внутри образовательной среды учреждения, избегать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, и, конечно же, облегчить интегративные процессы.

 

 

Приложение 1

 

«Методические рекомендации по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания», утверждены заместителем Министра образования Республики Беларусь 26.08.2016

 

к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания

 

Диагностическая карта



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: