МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Организация предпринимательской деятельности в торговле
Направление подготовки 38.03.02 Тороговое дело
Профиль подготовки ______Коммерция
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
2019 г.
Учебно-методическое пособие рекомендовано для студентов, обучающихся по направлению подготовки: 38.03.06 – Торговое дело,
Профиль: Коммерция.
Организационно-методический раздел
Цель дисциплины
Целью дисциплины «Организация предпринимательской деятельности в торговле» является освоение теоретических знаний и приобретение умений в области предпринимательской деятельности, а также формирование необходимых компетенций.
Учебные задачи дисциплины
Задачами курса «Организация предпринимательской деятельности в торговле» являются:
1) освоение основ предпринимательской деятельности;
2) изучение методов организации и развития собственного дела;
3) овладение методологией предпринимательства на рынке товаров и услуг;
4) овладение методами управления бизнес- процессами предприятий;
5) изучение нормативно-правовой базы государственного регулирования и контроля предпринимательской деятельности;
6) приобретение умений и навыков использования теоретических знаний в практических ситуациях, а также формирования необходимых для профессиональной деятельности компетенций.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина Б1.В.ОД.10 «Организация предпринимательской деятельности в торговле» относится к вариативной части.
Дисциплина «Организация предпринимательской деятельности в торговле» базируется на следующих предметах курса бакалавриата: «Коммерческая деятельность», «Менеджмент», «Маркетинг», «Логистика».
Для успешного освоения дисциплины «Организация предпринимательской деятельности в торговле» студент должен:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне;
- методы построения основных экономических моделей объектов, явлений и процессов;
- основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
уметь:
- применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
- рассчитывать на основе типовых методик и нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;
- разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса;
владеть:
- навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;
- методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния и прогноза развития экономических явлений и процессов;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.
Изучение дисциплины «Организация предпринимательской деятельности в торговле» необходимо для дальнейшего изучение таких дисциплин, как «Управление торговой организацией» и др.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности.
В результате освоения компетенции ОК- 1 студент должен:
1. Знать: основы формирования общепрофессиональных знаний.
2. Уметь: анализировать главные этапы исторического развития для осознания значимости своей профессии.
Владеть: навыками анализа закономерностей развития знаний в профессиональной деятельности.
ОК-6 - способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности.
В результате освоения компетенции ОК- 6 студент должен:
1. Знать: основы формирования общеправовых знаний в области предпринимательской деятельности.
2. Уметь: использовать общеправовые знания в будущей профессиональной деятельности.
3. Владеть: навыками анализа и синтеза полученной информации.
ОПК-3 - умением пользоваться нормативными документами в своей профессиональной деятельности, готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов.
В результате освоения компетенции ОПК- 3 студент должен:
1. Знать: основные нормативные документы в области организации предпринимательской деятельности в торговле;
2. Уметь: применять нормативные документы для решения стандартных задач профессиональной деятельности;
3. Владеть: готовностью к соблюдению действующего законодательства и требований нормативных документов в бизнесе.
ПК-6 - способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение.
В результате освоения компетенции ПК- 6 студент должен:
1. Знать: формы сделок и виды договор в торговом бизнесе;
2. Уметь: выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение;
3. Владеть: навыками организации закупки и продажи товаров в торговле.
ПК-9 - готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации.
В результате освоения компетенции ПК-9 студент должен:
1. Знать: особенности разработки стратегии торговой организации в современных условиях.
2. Уметь: анализировать, оценивать и разрабатывать стратегии организации.
3. Владеть: навыками разработки стратегии предприятия.
ПК-14 - способностью прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность.
В результате освоения компетенции ПК-14 студент должен:
1. Знать: особенности организации и прогнозирования бизнес-процессов в торговой организации.
2. Уметь: разрабатывать и оценивать эффективность бизнес - проектов.
3. Владеть: навыками участия в реализации бизнес - проектов в области профессиональной деятельности.
Формы контроля
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в каждом дисциплинарном разделе отдельно.
Промежуточная аттестация в 8 семестре – зачет.
Выбор варианта для подготовки контрольной работы
Первая буква фамилии студента | Номер вопросов контрольной работы | Первая буква фамилии студента | Номер вопросов контрольной работы |
А | 1, 31 | Р | 16, 46 |
Б | 2, 32 | С | 17, 47 |
В | 30, 50 | И | 3, 33 |
Г | 4, 34 | Т | 18, 48 |
Д | 5, 35 | У | 19, 49 |
Е | 6, 36 | Ф | 20, 50 |
Ж | 7, 37 | Ц | 21, 51 |
З | 8, 38 | Ш | 22, 52 |
И | 9,39 | Щ | 23, 1 |
К | 10, 40 | Х | 24, 2 |
Л | 11, 41 | Э | 25, 3 |
М | 12, 42 | Ю | 26, 4 |
Н | 13, 43 | Я | 27, 5 |
О | 14, 44 | Ч | 28, 6 |
П | 15, 45 | Ё, Ы | 29,7 |
Вопросы для подготовки контрольной работы:
1. Понятие и определение торговли на современном этапе. Роль в экономике страны.
2. Экономическая и социальная функции торговли в экономике Российской Федерации.
4. Понятие бизнес-плана. Исходная информация для составления бизнес-плана коммерческой деятельности
5. Задачи бизнес-плана. Принципы бизнес-планирования.
6. Организационные структуры. Способ построения структуры
7. Понятие, сущность, задачи и цели организации бизнеса в торговле.
8. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их характеристика. Торговые коммерческие структуры, их виды, функции и организационное построение.
9. Особенности организации бизнеса торгового предприятия в условиях рыночной экономики.
10.Основные бизнес-процессы в торговле.
11. Основные задачи и принципы организации коммерческой деятельности в торговле, их характеристика.
12. Характеристика типов предприятий в торговле.
13. Виды торговли: Особенности развития оптовой торговли, понятие, задачи, функции, основные проблемы на современном этапе. Формы организации оптовых предприятий,
14. Содержание коммерческой деятельности в оптовой торговле, структура и составные части, особенности организации бизнеса в оптовой торговле.
15. Формирование коммерческой деятельности оптовой фирмы на потребительском рынке во взаимодействии с маркетингом.
16. Виды торговли: Особенности развития розничной торговли, понятие, задачи, функции, основные проблемы на современном этапе.
17. Характеристика современных форматов предприятий розничной торговли, развитие торговых сетей, классификация и типология торговых сетей в РФ, преимущества, особенности.
16. Развитие мультиформатной торговли, электронной торговли потребительскими товарами.
17. Методы изучения и оценки внешней среды предприятия розничной торговли. Определение спроса и предложения на товарных рынках их емкость.
18. Изучение конъюнктуры рынка потребительских товаров, ее влияние на организацию бизнеса в торговле.
19. Формы и методы продажи потребительских товаров, их характеристика и результативность.
20. Системный подход к организации и управление бизнес-процессом продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле
21. Характеристика субъектов и объектов предпринимательской деятельности..
22. Развитие франчайзинга как формы развития бизнеса в торговле в России.
23. Моделирование бизнес-процессов в торговле.
24. Законодательное и информационное обеспечение коммерческой работы торгового предприятия.
25. Меры государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в торговле.
26. Характеристика видов предпринимательской деятельности..
27. Организации и структура торгово-технологического процесса в торговле.
28. Этапы и содержание операций торгово-технологического процесса.
29. Франчайзинг в торговле, обратный франчайзинг в розничной торговле
30. Роль, особенности и преимущества сетевой организации торговли в организации бизнеса в торговле
31. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства.
32. Имущественная поддержка малого предпринимательства и другие формы поддержки малого бизнеса
33. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
34. Особенности индивидуального предпринимательство в современной России, личностные качества предпринимателей
35. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ и за рубежом.
36. Инфраструктура поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ
37. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства на региональном уровне.
38. Бизнес-инкубаторы и технопарки в инфраструктуре поддержки малого предпринимательства.
39. Особенности организации бизнеса торгового предприятия в условиях рыночной экономики.
40. Особенности бизнес-плана для предприятий торговли.
41. Роль бизнес-планирования в развитии предпринимательства от бизнес идеи до бизнес-плана.
42. Выбор бизнес-идеи и ее проработка.
43. Основные разделы бизнес-плана
44. Содержание бизнес-плана и его детализация.
45. Дать характеристику особенностям развития розничной торговли (понятие, задачи, функции, основные проблемы на современном этапе)
46. Обосновать системный подход к организации бизнес-процессов в торговле.
47. Дать характеристику основных бизнес-процессов в торговле. Требования к бизнес-процессам коммерческой деятельности
48. Дайте характеристику понятию розничная торговая сеть, сетевая организация торговли.
49. Охарактеризуйте современные форматы предприятий розничной торговли.
50. Укажите классификацию и типологию торговых сетей в РФ. Назовите преимущества, особенности сетевой организации бизнеса в торговле.
Практическое задание
Задание:
1. Проанализируйте источники предпринимательской бизнес-идеи. Результаты оформите в виде схемы.
2. Проанализируйте способы выбора бизнес-идей, результаты представьте в виде таблицы:
Способы выбора | Характеристика |
3. Составьте бизнес-план предприятия торговли на основе разработанной Вами бизнес-идеи.
Вопросы к промежуточной аттестации:
Вопросы к зачету:
1. Сущность, значение, цели, задачи предпринимательской деятельности.
2. Предпринимательская среда. Методы ее анализа.
3. Внутренняя и внешняя среда предпринимательской деятельности
4. Виды и формы предпринимательства.
5. Современное предпринимательство в РФ.
6. Консультационный бизнес, его характеристика.
7. Предпринимательская деятельность малых предприятий.
8. Субъекты предпринимательской деятельности, их характеристика.
9. Предпринимательская деятельность без образования юридического лица.
10. Понятие юридического лица, порядок его создания и ликвидации.
11. Организационно – правовые формы предпринимательской деятельности.
12. Организационно – экономические формы предпринимательской деятельности.
13. Понятие предпринимательской идеи, предпринимательского решения.
14. Основы бизнес – планирования, назначение и порядок разработки бизнес – плана.
15. Государственное регулирование бизнеса.
16. Малое предпринимательство: критерии определения субъектов малого предпринимательства.
17. Особенности малого бизнеса в России.
18. Организация и развитие собственного дела: общие условия создания собственного дела.
19. Понятие, значение риска в предпринимательской деятельности. Потери от риска.
20. Классификация рисков.
21. Уровни, показатели и критерии рисков.
22. Методы оценки предпринимательского риска.
23. Порядок создания предприятия.
24. Маркетинг как функция управления предприятием.
25. Управление и экономика маркетинга.
26. Стратегическое планирование маркетинга.
27. Бизнес- логистика как система управления материальным потоком.
28. Инновационное предпринимательство. Классификация инноваций.
29. Инновационная политика. Оценка инновационных проектов.
30. Конкуренция предпринимателей: виды, развитие.
Основная литература:
1. Организация и управление коммерческой деятельностью: Учебник / Дашков Л.П., Памбухчиянц О.В., --е изд., перераб. и доп. - М.:Дашков и К, 2018. - 400 с.:. - (Учебные издания для бакалавров) ISBN 978-5-394-02531-0
2. Организация торговли / Памбухчиянц О.В. - М.:Дашков и К, 2017. - 296 с.: ISBN 978-5-394-02189-3
Нормативные правовые документы:
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. №2300-1 (в действующей редакции).
2. Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)" (29 октября 1998 г.) (в действующей редакции).
3. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 года (в действующей редакции).
4. «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона о финансовой аренде (лизинге)» 26. 07. 2006 № 130-ФЗ.
5. «О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге» от 08.02. 1998 № 16-ФЗ.
6.. Конвенция УНИДРУА по международным факторинговым операциям (Оттава, 28 мая 1988 года) (в действующей редакции).
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 №51-ФЗ (в действующей редакции).
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ (в действующей редакции).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) (в действующей редакции).
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации От 29 октября 2008 г. N 321Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для эвм, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством Российской Федерации (в действующей редакции).
11. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г., №381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» 12. Национальные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р) и прочая нормативная документация, регламентирующая деятельность предприятий торговли и носящая рекомендательный характер.
Дополнительная литература:
1. Коммерческая деятельность: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 404 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01641-3
2. Дорман, В. Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие для академического бакалавриата / В. Н. Дорман; под науч. ред. Н. Р. Кельчевской. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 134 с. — (Серия: Университеты России). — ISBN 978-5-534-08385-9.
3. Прохорова, М.В. Организация работы интернет-магазина / М.В. Прохорова, А.Л. Коданина. -2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 333 с.: табл. - ISBN 978-5-394-02405-4; [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452889
4. Специализированный магазин: Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле / Шредер К.Л., -2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 432 с.: ISBN 978-5-9614-1028-0 - Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/923990.
5. Чеберко, Е. Ф. Основы предпринимательской деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Ф. Чеберко. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 219 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс. Модуль.). — ISBN 978-5-534-03107-2.).
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины (модуля)
www.consultant.ru – правовая система «Консультант Плюс» На сайте представлена подборка статей, посвященных развитию инноваций