Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?




Задание 8.

Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?

 

Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.
Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седь­мой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира. Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед­нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о пол­ку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.
В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

Задание 8.

Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?

Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.

Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

 

Задание 8.

Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?

Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

С одной стороны, автор создает образ эпичес­кого героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекатель­ные качества его личности вступают в противоречие с безрассудст­вом и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не ин­дивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к меж­доусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере един­ства Руси как государства.


Задание 8.

Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь - половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

Задание 9.

Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

 

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

Задание 9.

Каково значение сна Святослава и какие сюжет­ные события он отражает?

Сон Святослава — это сон вещий, он предсказы­вает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древ­ние верования славян: жемчужины во сне предвеща­ют скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с кня­жеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждеб­ным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за­кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

 

 

Задание 9.

В каких произведениях РУССКОЙ литературы ис­пользуются СНЫперсонажей и каковы в них основные функции сновидений?

Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внут­ренний мир героини и предвеща­ет будущие сюжетные события — ссору Онегина с Лен­ским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспомина­ние, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и нака­зании» Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетают­ся в реальность (избиение упавшей лошади на петер­бургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Расколь­ников не может убить) и своей кошмарностью опровер­гают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

 

Задание 9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: