ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОЛ




Лекция 1: "Виды вожатских отрядов. Основные виды деятельности вожатых. Должностные обязанности вожатых"

Содержание:

1. Виды вожатских отрядов;

2. Должностные обязанности воспитателя, вожатого (включая старшего).

1. Виды вожатских отрядов

Вожатский отряд - это формирование молодых людей, которое состоит из участников, как правило, достигших 14 лет до 18 лет, и осуществляющих деятельность по организации досуга детей и молодежи.

· Вожатский отряд как общественное объединение. Отличительные особенности: круглогодичный период деятельности, объединение людей на основании общности интересов, принцип самоуправляемости (при условии взрослого руководителя и наличии детского органа соуправления. Например, Совета), принцип добровольности объединения людей, принцип добровольности объединения людей.

· Вожатский отряд, реализующий деятельность на базе летней оздоровительной площадке (как отряд мэра или губернатора). Отличительные особенности: объединение людей на основании общности интересов, некоммерческие цели в работе с детьми (участник имеет возможность получения заработной платы за свой труд в рамках программы «Трудовые отряды»), принцип добровольности объединения людей.

· Вожатские отряды, формируемые в ходе прохождения педагогической практики. Отличительные особенности: некоммерческие цели в работе с детьми

· Вожатский отряд учебного заведения. Отличительные особенности: круглогодичный период деятельности, объединение людей на основании общности интересов, принцип самоуправляемости (при условии взрослого руководителя – педагога школы и наличии детского органа соуправления. Например, Совета), принцип добровольности объединения людей, принцип добровольности объединения людей.

Возможные виды деятельности педагогического (вожатского) отряда

· педагогический (вожатский) отряд действует на основании Устава или Положения, регламентирующего деятельность педотряда;

· педагогический (вожатский) отряд составляет и реализует программу деятельности, в рамках которой ведётся круглогодичная или сезонная работа;

· педагогический (вожатский) отряд, как правило, имеет постоянного руководителя (командира), который решает организационные вопросы деятельности, осуществляет представительские функции, заключает договоры с работодателями, оперативно решает вопросы жизнедеятельности педотряда.

· руководитель выбирается общим голосованием из числа членов педагогического отряда или назначается руководителем учреждения, в том случае, если педагогический (вожатский) отряд создаётся на базе образовательного учреждения и имеет в своём составе участников, не достигших 18 летнего возраста. По желанию членов педагогического отряда также может быть избран комиссар (староста, старший вожатый и т.д.) педотряда, который отвечает за микроклимат в коллективе, решает вопросы совместного досуга, поддерживает традиции, установленные членами данного сообщества;

· деятельность педагогического (вожатского) отряда может осуществляться по различным направлениям, например:

o работа в летних и круглогодичных загородных и пришкольных лагерях, оздоровительных центрах, санаториях и профилакториях;

o проведение массовых мероприятий, акций, праздников, семинаров для детей в течение всего года;

o организация обучения членов педагогического (вожатского) отряда, совершенствование и разработка методик работы с детьми;

o организация работы с детьми и молодёжью по месту жительства;

o участие в сборах слётах, конкурсах педагогического мастерства областного и всероссийского значения;

· члены педагогического (вожатского) отряда должны проходить курсовую подготовку по обучению работы с временным детским коллективом, особенно если в состав отряда входят участники, не обучающиеся педагогическим специальностям, иметь документы о прохождении учрежденческой, муниципальной или областной школ вожатых;

· педагогический (вожатский) отряд имеет свою индивидуальную корпоративную культуру внешнюю (название, эмблему, символику, гимн/песню, форму одежды) и внутреннюю (традиции, обычаи, правила внутреннего распорядка, структуру отношений, систему поощрений, наказаний и наград);

· педагогическим (вожатским) отрядом может быть разработаны и собраны в методическом фонде авторские программы тематических и профильных смен, отдельных мероприятий, КТД, конкурсов и предложены для реализации начальникам лагерей при условии работы педагогического (вожатского) отряда на договорной основе.

2. Должностные обязанности воспитателя, вожатого (включая старшего)

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов:

1. «Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены частично или полностью работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций в каждом образовательном учреждении, закрепляющих конкретные права, обязанности и ответственность работника.

2. «Должен знать» - содержит основные требовании предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

3. «Требования к квалификации по разрядам оплаты» - определяет уровень образования, стаж работы (по специальности или педагогический), квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

Должностная инструкция не может выходить за рамки тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должности и должна предусматривать индивидуальные особенности трудового договора (контракта). Например, педагогу-организатору, работающему неполный рабочий день, установлен режим работы в две смены через день, с выходным днем в пятницу.

Примерные функциональные обязанности воспитателя, вожатого (включая старшего)

Должностные обязанности

Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения.

На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).

Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.

Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Организует, с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей), работу по самообслуживанию, соблюдению ими требований по охране труда, техники безопасности, участие в общественно-полезном труде.

Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению.

Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.

Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива.

Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства, жилищно-бытовые условия.

Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими.

Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей).

Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно-полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей).

Привлекает к участию в. работе с коллективом обучающихся (воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования.

Принимает участие в разработке и составлении общего плана воспитательной и учебной работы.

Воспитательные функции:

- строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции отряда, лагеря, страны;

- составляет план работы своего отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой и игровой деятельности, обеспечивает участие детей в делах лагеря;

- участвует в составлении программы работы на смену в лагере и реализует эту программу совместно с педагогическим коллективом;

- обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и общелагерных дел;

- обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.

Организационные функции:

- несет юридическую ответственность и выполняет «Положение об охране жизни и здоровья детей»;
- организует размещение детей в корпусе;
- ведет необходимую для работы педагогическую документацию (списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и пр.);

- организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;
- организует дежурство на отряде, в дружине;
-организует уборку жилых помещений, отрядных мест (организация самообслуживания);
- принимает участие в работе педагогического Совета, если входит в его состав;
- выполняет правила трудового распорядка.

Хозяйственные функции:

- обеспечивает сохранность государственного имущества, находящегося в пользовании отряда;
- получает в установленном порядке материальные ценности (спортивный инвентарь, белье, оборудование и т.д.), необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке.

Спортивно-оздоровительные функции:

- организация и участие всего отряда в ежедневных оздоровительных

- контроль за посещением отрядом спортивных часов;
- обеспечение участия отряда в лагерных спортивных соревнованиях.

Повышение педагогического мастерства:

- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и дружинных дел;
- консультации с психологом;
- принимает участие в работе ШВМ (школы вожатского мастерства).

Отрядный вожатый имеет право:

- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом Совете;
- пользоваться правами и льготами, установленными для педагогических работников;
- вести преподавательскую работу в школе, кружках учреждений отдыха и оздоровления детей, предоставленную администрацией, согласно соответствующим положениям;
- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:

o проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения, принятие обязательств;

o проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств.

В составе вожатского отряда участники могут занимать различные должности (звукооператор, физрук, оформитель, старший вожатый) на усмотрение руководителя. Соответственно, должностные обязанности могут варьироваться в зависимости от выполняемых функций. При этом часть из них остается неизменными (своевременный приход и уход на работу; соблюдение правил техники безопасности; выполнение требований педагогов и старшего вожатого; участие в организации массовых мероприятий; контроль за поведением детей лагеря)

Лекция 2: "Каникулы как воспитательная система. Виды лагерей. Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе"

Организованные школьные каникулы как воспитательная система

Значение свободного времени усиливается для ребенка по мере его взросления и становится едва ли не основной ценностью его существования в подростковом возрасте. У взрослых бытует представление, что это время необходимо ребенку лишь для восстановления сил для дальнейших достижений и успехов в учебе. Немного среди педагогов сторонников той точки зрения, что самое важное - как проявляет себя ребенок в свободное время, а его образование - необходимое условие для организации досуга по собственному усмотрению, сообразно своим интересам и возможностям.

При этом наиболее качественным свободное время ребенка, то есть и временем отдыха, и временем саморазвития, становится только тогда, когда выбор деятельности основан на абсолютной добровольности, интересе, удовольствии и психологическом комфорте - в особом воспитательном пространстве.

Детский лагерь является педагогическим учреждением, включенным в общую систему образования, с учетом специфических условий, в которых оно функционирует: временный детский коллектив, каникулярное время, природные условия, интенсивные формы проживания и т. д. Деятельность такого учреждения есть многоуровневая система взаимодействия ребенка с окружающим миром. При этом ребенок является как объектом педагогических воздействий, так и субъектом достижения собственной цели, а его развитие, самопознание и сам определение - содержанием деятельности детских лагерей

Общим для всех детских лагерей и реализуемых в них программ является:

- организация оздоровительного отдыха, занятий физкультурой, спортом и туризмом;
- создание условий для вовлечения каждого ребенка в развивающую деятельность, для удовлетворения личных потребностей каждого;
- предоставление возможностей участвовать в играх, делах, событиях, доставляющих удовольствие, позволяющих попробовать свои силы в новых социальных ролях, познать радость успеха;
- постижение самоценности собственной личности, осознание своей роли в жизни окружающих людей.

Воспитательная система детского лагеря, как и любого другого образовательного учреждения, имеет сложную структуру, состоящую из совокупности следующих основных компонентов:

o цели, идеи, задачи;

o деятельность, обеспечивающая реализацию целей и идей и отношения между субъектами этой деятельности;

o субъекты деятельности, реализующие цели и идеи;

o социальная и природная среда, освоенная субъектами.

Педагоги детского лагеря моделируют воспитательное пространство, в котором каждый ребенок выстраивает поле своей жизнедеятельности, исходя из собственной сущности опираясь на личностные ресурсы, стремясь овладеть теми ил: иными видами деятельности в новых масштабах, с новыми целями, что дает ему дополнительные предпосылки к самореализации.

Главная задача детского лагеря - это, прежде всего, организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей лагеря. Другая важная особенность жизни в лагере - возможность постоянного общения с природой.

Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере - реализация этих возможностей.

Каковы положительные тенденции современного развития сети лагерей для летнего детского отдыха? Это отказ от ненужного единообразия; разработка разных форм летнего отдыха с различными источниками финансирования; создание условий для педагогического творчества коллективов; развитие сети профильных детских центров; установление связей между образовательной деятельностью школы, учреждений дополнительного образования и летних детских центров; гуманизация деятельности оздоровительных учреждений, лагерей для удовлетворения интересов и творческих потребностей детей и подростков.

Существует следующая классификация типов детских лагерей.

Санаторные лагеря. Программы включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. В таких лагерях не планируется грандиозных развлекательных мероприятий. Основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков.

Профильные лагеря. В них устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, секции, студии, проходят систематические репетиции, просмотры, выступления. Основная роль в таком лагере отводится массовикам-затейникам, руководителям кружков, режиссерам.

Загородные центры. В этих лагерях ребенку помогают решить его психологические проблемы. Предусмотрено создание атмосферы безопасности для ребенка; разработана система методов для выявления его проблем и поиска способов их решения. Для этого создаются микрогруппы, организуются успокаивающие прогулки и беседы.

Лагеря с дневным пребыванием детей. Организуются с целью развития, оздоровления и отдыха детей по месту жительства.

Составляющие элементы среды лагеря

Любой лагерь состоит из трех взаимозависимых элементов, условно называемых:

а) предметной средой лагеря;
б) коллективом лагеря;
в) идеологией лагеря;
г) внешним окружением лагеря.

Предметная среда лагеря состоит из помещений (спальных корпусов, столовой, клубного помещения и места для занятий детей по интересам, административных зданий, санузлов, душевых, котельной и иных вспомогательных зданий), сооружений (спортивного ядра, стадиона и спортплощадок, гимнастического городка, оборудованного места для купания), земельного участка, зеленых насаждений, стендов, места для линейки и костра, а также оборудования и инвентаря различного назначения.

В лагере воспитывает любой элемент предметной среды: начиная от таблички-указателя на дороге, ведущей к лагерю, от ворот и ограждения, кончая местом для сбора мусора и санузлов. Естественно, все это может быть как со знаком плюс (и влиять на развитие ребенка и его воспитание положительно), так и со знаком минус, бумерангом ударять по воспитательным целям и задачам.

Особое внимание обратим на предметную среду профильной смены в загородном лагере. Даже если там отдыхают юные математики или юные шахматисты, которые готовы с утра до вчера сидеть в душных комнатах и писать формулы или щелкать часами, предметная среда этого лагеря немыслима без достаточного количества спортивного и туристского инвентаря.

Учитывая специфику постоянного автономного существования детей и взрослых в лагерном микромире, кроме традиционных элементов предметной среды в предметную среду включается аудиовизуальный и зрительный фон лагеря. Это то, что сильнее всего в лагере действует на подсознание ребенка и педагога: от надписей и скульптур, которые десятки раз попадаются на глаза детям, до звуков побудки и постоянного дневного музыкального сопровождения. В этот фон попадает и то, что дети видят как зрители: телевизор, видео и кино.

Коллектив лагеря - это прежде всего дети, педагоги, администраторы, но это также и все, кто так или иначе причастен к жизнедеятельности лагеря: охранники и медицинский персонал, уборщицы, дворники, работники кухни - одним словом, все те, кто коммуникативно и деятельно влияет на жизнедеятельность детей.

Термин «идеология лагеря» аргументировано и логично внесен С.А. Шмаковым. Идеология конкретного лагеря состоит из совокупности ведущих идей, которые приняты коллективом. В этом смысле элементной базой идеологии могут выступать:

- традиции лагеря (законы, ритуалы, форма и содержания отдельных отрядных или общих дел, система праздников, уклад жизни взрослых и детей). Такие, как «орлятский круг» и вечерний отрядный костер, особым образом повязанные галстуки, майка или шевроны, линейка, трудовые десанты, интеллектуальные дискотеки и т. п.;

- оздоровительно-образовательная программа деятельности лагеря (на сезон, смену, подсмену, конкретный день);

- программа деятельности педагогов и медицинских работников (индивидуальные планы и программы вожатых и воспитателей, педагогов-организаторов, руководителей клубов и творческих мастерских, кружков и секций, врача и медицинской сестры, психолога, тренера-инструктора и музыкального работника, и т. д.);

- сценарии и планы конкретных дел (отрядных и общих, соревнований и конкурсов, праздников и будничных дел).

Внешнее окружение загородного лагеря - это большей частью природные условия. Естественно, погожие дни и прекрасный водоем (река или море) усиливают эффективность оздоровительно-образовательной среды, но опять-таки при кропотливой и тонкой работе всего педколлектива и медработников лагеря.

Несколько иные параметры или акценты среды лагеря, работающего в приспособленных помещениях (лагеря с дневным пребыванием на базе общеобразовательных учреждений либо на базе учреждений дополнительного образования детей).

К примеру, предметная среда этого лагеря должна быть обязательно трансформирована и изменена по сравнению с тем, что видят ученики в течение учебного года.

Лагерь - это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для подростка. И надо с первых же минут лагерной жизни показать, что его окружает и иная предметная среда. В идеале - смена учебного кабинета, замена плакатов и интерьера, прежде окружавшего его в той, «учебной» жизни. Обилие цветов, ярких и сочных красок, даже переставленные иным образом ученические столы.

В идеологию лагеря, которая базируется на ключевом термине «смена образа жизни», можно внести такие изменения:

Необходимо разукрупнить классы на группы (отряды), в которых собираются подростки разных возрастов либо разных классов одной параллели.

В программе деятельности такого лагеря важно сделать акцент на преимущественно игровые формы проведения досуга. Игра нужна и младшему подростку, и старшекласснику, но в разных организационно-педагогических формах.

Педагогу надо активнее использовать каждый погожий день для занятий на свежем воздухе. Экскурсии, одно- или двухдневные походы, прогулки, спортивные соревнования, просто подвижные игры в парке, купание в водоемах или бассейнах - все это быстро может заставить подростка забыть, что он все еще в городе.

Необходимо эффективней использовать связку «школа + учреждение дополнительного образования детей» через создание временных творческих объединений на базе домов и дворцов творчества, центров туристов и техников, станций натуралистов, которые открываются именно для ребят, оставшихся в городских школьных лагерях.

В результате реализации такой программы педагог должен видеть улучшение физического состояния ребенка, расширение круга общения со сверстниками или взрослыми; приобретение новых навыков и знаний.

Особенности взаимодействия в педагогическом коллективе

В процессе общения полезно задуматься над тем, что движет людьми, когда они совершают те или иные поступки, какие факторы влияют на адекватность нашей оценки другого человека.

Ошибка первая. Нередко мы склонны объяснять собственные успехи причинами личностного характера («я добился успеха, потому что я способный»), а неудачи - причинами ситуационного характер («я потерпел неудачу, потому что так сложились обстоятельства»). При интерпретации поведения других людей используется совершенно другая логика. Их неудачи мы склонны объяснять личностными моментами, а успехи - внешними обстоятельствами.

Ошибка вторая. Мы часто полагаем, что так, как думаем мы, думает большинство людей - это ошибка «ложного согласия».

Ошибка третья. Это ошибка «неравных возможностей ролевого поведения». Возникает она по той причине, что порой выполняемая социальная роль позволяет человеку демонстрировать свои преимущества и скрывать недостатки. Чаще всего возникает в процессе реализации профессиональной деятельности. Понятно, что возможности подчиненного, в частности вожатого, более ограничены.

Ошибка четвертая. Ошибка «иллюзорных корреляций». Она проявляется в нашем стремлении апеллировать к причинам, которые легче припомнить. Но при этом подлинные причины упускаются.

 

Лекция 3: "Принципы педагогического взаимодействия и формы воспитательной работы в лагере"

Содержание:

1. Принципы педагогического взаимодействия;
2. Формы воспитательной работы.

1. Принципы педагогического взаимодействия

Одним из факторов создания доверительной, продуктивной атмосферы при групповом взаимодействии являются правила, применяемые на сознательном уровне участниками группы. Эти правила решают сразу несколько задач, с одной стороны - их применение в реальной жизни группы обеспечивает доверительность, открытость, комфортность и защищенность участников совместной деятельности, с другой - демонстрирует этические, культурные ценности человеческого взаимодействия. Любая коллективная деятельность подростков, независимо от ее направленности, является гуманитарной практикой для развивающейся личности, если эта деятельность построена на общечеловеческих принципах взаимодействия и отношений между людьми.

Правила могут меняться в зависимости от целей предстоящей смены, но должны быть неизменными на весь ее период. Поэтому во многих лагерях в свое время родились и живут до сегодняшнего дня законы и традиции, основанные на добром и уважительном отношении к человеку. Они как бы говорят каждому: «Не навреди своим поведением, действиями другому, и ты сам будешь защищен в жизни!» Если правила не задаются, они рождаются в подростковой среде сами и не всегда носят гуманный характер, так как привносятся из стереотипов субкультуры детства, порой жестокой и аффективной.

Правила взаимосвязаны с задачами групповой деятельности, потому что эти правила являются одним из условий успешности реализации целей любого группового взаимодействия.

Приступая или готовясь к работе с подростками, надо помнить о том, что любое групповое взаимодействие, будь то детский отряд в лагере, или творческая группа по подготовке и проведению интересного дела, или планирование жизни общественного объединения, вырванное из контекста жизни подростка, может нанести ему вред, если ему не показаны способы применения приобретенного опыта в реальной, обыденной жизни. Решение этой проблемы тоже в руках взрослого, реализация которой возможна через проигрывание различных Жизненных ситуаций сиспользованием приобретенного опыта общения, отношений между людьми.

Основными принципами педагогического взаимодействия в лагере выступают следующие:

Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Детям и подросткам предлагается широкий спектр направлений деятельности, учитывая, что вся деятельность должна быть посильна для конкретной личности и одновременно сложна, т.е. требует интеллектуального, физического и эмоционального напряжения. Выступления на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка досуговых, образовательных, здоровьесберегающих проектов - все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

Принцип свободы творчества предполагает право выбора:

o познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

o форм и способов организации жизни в коллективе, участия в досугово-развлекательных мероприятиях;

o ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т. д.);

o формы участия в оздоравливающих программах (обливание, зарядка, шейпинг, массаж, спортивные секции, купание и др.);

o партнера по общению.

Принцип социальной активности осуществляется через включение подростков в реальные социально-значимые отношения при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых коллективных творческих дел и реализацию в социальной сфере знаний, умений, навыков, полученных на занятиях.

Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и хорошего настроения. Общими усилиями проводятся межлагерные и внутрилагерные мероприятия, часы здоровья, дискуссионные клубы, олимпиады по науке и искусству; социологическая служба анализирует настроение и отношение к происходящим событиям каждого участника; интересные дела подробно освещаются пресс-центром.

Таким образом, групповое взаимодействие в период каникул при всех описанных выше условиях становится для ребенка тренингом общения, личностного роста, коррекции самооценки и взаимоотношений между людьми, а главное - понимания собственного «Я».

2. Формы воспитательной работы

Возможные формы воспитательной деятельности:

Форма воспитательной деятельности - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно - практических). Сочетание организаторских приёмов и воспитательных средств организации действий, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной деятельности.

Ученые насчитывают более 300 форм воспитательной деятельности. Их условно можно разделить на 9 видов:

o развлекательные, творческие – (конкурсно – игровая программа, концерт, шоу-программа);

o обучающие – (мастер-класс, мастерская, хобби-класс, лекция, практикум);

o информационные – (дискуссия, круглый стол, беседа, живая газета);

o наглядные – (доска почета, забор гласности, оформление отрядного уголка, выставка рисунков, коллекция);

o интеллектуальные – (викторина, «что? где? когда?», «брейн – ринг», «умники и умницы» и т.д.);

o спортивные – (веселые старты, эстафета, неолимпийские игры);

o трудовые – (трудовой десант, субботник, акция);

o организационные – (оргсбор, инструктаж, огонек (все, кроме тематического), планерка, работа органов самоуправления);

o дела с перемещением на местности – (экскурсия, игра по станциям, поход)

Примеры информационных форм работы:

«Информация +» — одна из наиболее распространенных форм инфор­мирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной фор­ме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внутренняя и внешняя поли­тика Республики Беларусь); тенденции развития России и стран Содру­жества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта).«+» указывает на то, что помимо из­ложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнения­ми с классом, группой.

«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав об­щественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали — отвечаем» — форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Пред­варительно собираются сведения у учащихся о том, какие события совре­менной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы рас­пределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается мате­риал, и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» — ежемесячный обзорный ин­формационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения — поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического харак­тера, помещенных в журналах «Юность», «Ровесник», «Смена» и др.

«Беседа «за круглым столом» — форма изучения актуальной социаль­ной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационно­го часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообще­ние с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ пробле­мы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Чернобыль: вчера, се­годня, завтра», «Профилактика правонарушений среди учащейся молоде­жи» и др.).

«Политическая дискуссия» — тематический информационный час с це­лью исследования проблемных и спорных политических вопросов («Аль­тернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же вы­ход?»). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или про­тивоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теорети­ческая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации про­тивоположной концепции. В результате коллективного творческого мыш­ления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» — форма тематического информационного часа, ана­лизирующая одно из значимых событий по примеру одноименной теле­передачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основ­ные исторические и политические справки, представляет гостей и орга­низует диалог. Выступления должны быть краткими (3—5 мин) и посвя­щены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить зна­ния слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фото­иллюстраций и т. п.

«Годы и люди» — тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, поли­тики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» — форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции — «журналисты» и «фото­корреспонденты» — интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

«Фотокамера смотрит в мир» — информационный час в форме пооче­редной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3—4 дня для всеобщего обозрения.

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, кон­кретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с пробле­мами учащейся молодежи, заинтересованности и эмоциональности веду­щего, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и тех­нических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопро­сов, обмен мнениями.

Одна из самых распространенных развлекательных форм деятел



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: