В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» раздел образовательной программы бакалавриата «Учебная, производственная и преддипломная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Преддипломная практика базируется на освоении дисциплин всех циклов ОП бакалавра. В результате прохождения преддипломной практики обучающийся должен:
знать:
· нормативно-методические документы и положения, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия соответствующей отрасли (базы практики);
· специфику и организацию производственно-хозяйственной деятельности на предприятии соответствующей отрасли;
· основные производственные, экономические и финансовые показатели работы предприятия;
· особенности функционирования подразделений предприятия соответствующей отрасли.
уметь:
· анализировать показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
· выявлять и формулировать проблемы, стоящие перед предприятием и разрабатывать мероприятия по повышению эффективности его деятельности;
· использовать в работе предприятия нормативные и методические материалы.
владеть:
· необходимыми знаниями и терминологией в области финансово-хозяйственной деятельности предприятий;
· навыками работы с нормативными и производственными документами, технической и отчетной документацией;
· навыками расчета основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий;
· навыками анализа финансового состояния предприятия и определения путей повышения эффективности его деятельности;
|
· навыками определения причин рисков на предприятиях;
· навыками проведения анализа сильных и слабых сторон предприятия, угроз и возможностей внешней среды, проведения маркетинговых исследований на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и др.
В соответствии с основной образовательной программой студенты проходят производственную практику в течении 4 недель в 8 семестре.
Объем практики
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 6 зачетных единицы 216 часов.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении преддипломной практики составляет:
в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю;
в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю.
Привлечение студентов, для выполнения заданий, не предусмотренных программой практики, или их освобождение от прохождения практики ранее установленного срока, не допускается.
Содержание практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и их трудоемкость (в часах) |
1. | Подготовительный этап | 1.1. Организационные собрания 1.2. Выдача методических рекомендаций и задания |
2. | Экспериментальный этап | 2.1. Инструктаж по технике безопасности 2.2. Сбор информации 2.3. Обработка и анализ информации 2.4. Подготовка отчета |
3. | Подготовка отчета по практике | 3.1. Предоставление отчета, в соответствии с требованиями ВКР 3.2. Защита ВКР |
В процессе прохождения преддипломной практики текущий контроль за работой студента, в т. ч. самостоятельный осуществляется руководителем практики от организации в рамках регулярных консультаций.
|
Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.
Рекомендуемые объекты для изучения в ходе практики:
Структурно отчет должен включать в себя следующие разделы:
1. Разработка расчетного алгоритма для анализа определенной стороны деятельности предприятия (включает 8-10 экономических показателей)
2. Расчет показателей, характеризующих выбранную сторону деятельности предприятия
3. Анализ тенденций показателей, характеризующих выбранную сторону деятельности предприятия (с построением графиков и диаграмм по каждому показателю с комментариями)
4. Сравнение анализируемого предприятия с отраслевыми и региональными аналогами (по 3-5 ключевым показателям)
В процессе прохождения преддипломной практики инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Под индивидуальной работой подразумевается две формы взаимодействия с преподавателем: индивидуальная учебная работа (консультации), т.е. дополнительное разъяснение материала и углубленное изучение материала с теми обучающимися, которые в этом заинтересованы, и индивидуальная воспитательная работа. Индивидуальные консультации являются важным фактором, способствующим индивидуализации обучения и установлению воспитательного контакта между преподавателем и обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Индивидуальные или групповые направления работы определяются и конкретизируются студентами совместно с руководителем практики.
Для составления отчета по итогам прохождения преддипломной практики, студентам предоставляется методическое пособие, в котором определены основные требования и объекты расчета.