Опасность является сложным понятием, которое имеет много признаков. Чтобы лучше понять природу опасностей и противостоять им, необходимо осуществить систематизацию и классификацию опасностей – этим и занимается таксономия.
Таксономия (от греч. – классификация) – наука о классификации и систематизации сложных явлений, понятий, объектов.
Идентификация опасностей – процесс выявления и установления количественных, временных, пространственных и других характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности.
Главным в идентификации является установление возможных причин появления опасности. Полностью идентифицировать опасность очень сложно. Например, причины некоторых аварий и катастроф остаются невыясненными долгие годы или вообще никогда.
Можно говорить о разной степени идентификации: более или менее полной, приближенной, ориентировочной и т.д.
В процессе идентификации определяются: номенклатура опасностей, вероятность их появления, пространственная локализация (координаты), возможный убыток и другие параметры, необходимые для решения конкретной задачи.
Номенклатура опасностей – система названий, терминов, применяемых в какой-либо области науки и техники.
В теории БЖД целесообразно выделить несколько уровней номенклатуры: общую, локальную, отраслевую, местную (для отдельных объектов) и др.
К общей номенклатуре относят все виды опасностей: аномальная температура воздуха, взрыв, вибрация, вращающиеся части машин, движущиеся предметы и т.д.
Во время выполнения конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных объектов (производств, цехов, рабочих мест, процессов, профессий и т.п.). Такая номенклатура включает полный перечень потенциальных опасностей, облегчающий процесс их идентификации.
|
Квантификация опасностей – введение количественных характеристик для оценки сложных, качественно определяемых понятий.
Квантификация осуществляется в виде числовых и балльных показателей. Например, классы опасностей веществ (4 класса), шкала землетрясений MSK-64 (12 баллов) и Рихтера (9 баллов).
Совершенная, полная таксономия опасностей пока не разработана, но использование ее даже в неполном объеме дает возможность применить научный подход в организации безопасной жизнедеятельности людей.
Рассмотрим таксономию опасностей по следующим признакам:
- по природе происхождения различают опасности природные (возникающие при изменении погодных условий или при возникновении стихийных бедствий в биосфере, такие как наводнения, землетрясения и др.), техногенные (создающиеся техническими средствами, выбросами производств и др.) и антропогенные (возникающие в результате ошибочных и несанкционированных действий человека или группы людей);
- по моменту возникновения – прогнозируемые и спонтанные;
- по времени выявления негативних последствий опасности разделяют на импульсивные и кумулятивные;
- по вероятности и степени воздействия на среду обитания опасности условно разделяют на потенциальные, реальные и реализованные.
Потенциальная опасность представляет собой угрозу общего характера, не связанную с пространством и временем действия.
|
Реальная опасность всегда связана с конкретной угрозой влияния на объект защиты (человека). Она координирована в пространстве и во времени.
Реализованная опасность характеризуется фактическим влиянием реальной опасности на человека и (или) среду обитания, которое привело к потере здоровья или смерти человека, к материальному ущербу.
В свою очередь реализованные опасности условно разделяют на: происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы, стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации.
Происшествие – событие, которое заключается в негативном воздействии с причинением убытка человеческим, природным и материальным ресурсам.
Авария – опасное происшествие техногенного характера, которое повлекло гибель людей или создает на отдельной территории угрозу жизни и здоровью людей, приводит к разрушениям зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, способствует сверхнормативным выбросам загрязняющих веществ в окружающую среду.
Катастрофа – большая авария или другое событие, которые приводят к тяжелым последствиям.
Стихийное бедствие – природное явление, действующее с большой разрушительной силой, причиняющее значительный вред территории, на которой происходит, нарушающее нормальную жизнедеятельность населения и наносящее материальный ущерб.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
|
Рис.1.2 Таксономия опасностей
Классификация ЧС
Классификация чрезвычайных ситуаций – система распределения чрезвычайных ситуаций на классы и подклассы в зависимости от их характера.
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера утверждена Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 г. № 13-51 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с целью единого государственного подхода к определению источника возникновения и характера происшедших чрезвычайных ситуаций, оценки потерь и причиненного материального ущерба от последствий аварий и катастроф, установлению уровня реагирования.
На основании Постановления на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (МЧС ДНР) возлагаются функции по ведению учета чрезвычайных ситуаций и контролю деятельности территориальных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанной с классификацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по соответствующему уровню.
Классификация чрезвычайных ситуаций по их уровням осуществляется для организации обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в процессе решения вопросов, связанных с чрезвычайными ситуациями и ликвидацией их последствий.
Порядок классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по их уровням разработан во исполнение части 3 статьи 5 Закона ДНР «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с целью установления уровня реагирования при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, количества привлекаемых к предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГСПЛЧС), характера развития чрезвычайной ситуации, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящем Порядке основные понятия и определения применяются в таком значении:
- пораженный в результате чрезвычайной ситуации – человек, заболевший (травмированный или раненный) в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации;
- пострадавший в результате чрезвычайной ситуации – человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
- поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации – негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и культур, объекты, территории и окружающую природную среду;
- нарушение условий жизнедеятельности – отсутствие теплоснабжения (в осенне-зимний период), питьевого водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения и/или такое изменение технического состояния жилого дома (помещения), в результате которого он стал аварийным или непригодным к эксплуатации, и/или изменение состояния территории (объекта), в результате которого проживание населения и ведение хозяйственной деятельности на территории (объекте) стало невозможным.
Для классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены следующие критерии:
- территориальное распространение зоны чрезвычайной ситуации;
- количество погибших людей в результате чрезвычайной ситуации;
- количество пораженных людей в результате чрезвычайной ситуации;
- количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены на длительный срок (более З суток) в результате чрезвычайной ситуации;
- ущерб от последствий чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация в зависимости от достижения порогового уровня критерия подразделяется на:
Чрезвычайную ситуацию государственного уровня, если в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия возникло одно из следующих последствий:
- зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более административно-территориальных единиц ДНР, или вышла (по характеру своего развития может выйти) за пределы территории ДНР;
- количество погибших людей составило 6 и более человек;
- количество пораженных людей составило 101 и более человек; количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены на длительный срок (более 3 суток), превысило 10001 человек;
- материальный ущерб составил более 40 миллионов российских рублей.
Чрезвычайную ситуацию местного уровня, если в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия зона чрезвычайной ситуации не выходит за административные пределы территории одной административно-территориальной единицы ДНР и при этом возникло одно из следующих последствий:
- количество погибших людей составило 3 и более, но не свыше 5 человек;
- количество пораженных людей составило 51 и более, но не свыше 100 человек;
- количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены на длительный срок (более 3 суток), составило 1001 и более человек, но не свыше 10 тысяч человек;
- материальный ущерб составил более 13, но не свыше 40 миллионов российских рублей.
Чрезвычайную ситуацию объектового уровня, если в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия сложившаяся обстановка имеет признаки чрезвычайной ситуации, при этом зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта и возникло одно из следующих последствий:
- количество погибших людей составило 2 человека;
- количество пораженных людей составило 10 и более человек, но не свыше 50 человек;
- количество населения, условия жизнедеятельности которого были нарушены на длительный срок (более 3 суток), составило 100 и более человек, но не свыше 1 тысячи человек;
- материальный ущерб составил 5 и более, но не свыше 13 миллионов российских рублей.
В случае достижения пороговых уровней критерия количества погибших людей, или количества пораженных людей при дорожно-транспортном происшествии характер чрезвычайной ситуации определяется на один уровень ниже.
Предварительная оценка ситуации, которая произошла или может произойти, и определение ее как чрезвычайной ситуации осуществляется органами повседневного управления соответствующего уровня территориальной подсистемы ЕГСПЛЧС, исходя из первичной информации с последующей передачей информации соответствующему территориальному органу МЧС ДНР.
Окончательное решение по определению уровня чрезвычайной ситуации, в том числе в случае отсутствия информации в полном объеме относительно развития чрезвычайной ситуации, принимается МЧС ДНР с учетом заключения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня реагирования.
В целях немедленного реагирования на чрезвычайные ситуации органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности являются ответственными за своевременность и объективность информирования МЧС ДНР о происшедших чрезвычайных ситуациях на подведомственных объектах и территориях.
В зависимости от характера происхождения событий, которые могут обусловить возникновение чрезвычайных ситуаций на территории ДНР, определяются такие виды чрезвычайных ситуаций:
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, сложившаяся в результате пожара, взрыва, аварии или катастрофы на транспорте, аварии с выбросом (угрозой выброса) опасных химических веществ, выбросом полезных ископаемых, выбросом радиоактивных веществ, присутствия в окружающей среде вредных и радиоактивных веществ, внезапного разрушения сооружений, аварий в электроэнергетических системах, в системах жизнеобеспечения, аварии систем телекоммуникаций, аварии на очистных сооружениях, гидродинамических аварий, аварии в системах нефтегазового промышленного комплекса, событий в результате несчастных случаев с людьми во время выполнения трудовых обязанностей и тому подобное.
Чрезвычайная ситуация природного характера – обстановка на определенной территории, субъекте хозяйствования или на водном объекте, связанная с опасными факторами геофизических, геологических, метеорологических или гидрологических явлений, поверхностных вод, деградацией почв и недр, изменения состояния воздушного бассейна, пожаров в природных экологических системах, событий, связанных с массовой болезнью, отравлением людей или животных, поражением сельскохозяйственных растений болезнями, вредителями, событий в результате несчастных случаев с людьми, и тому подобное.
По характеру и виду источника возникновения чрезвычайные ситуации делятся на классы (характер (вид) происхождения чрезвычайной ситуации), которые, в свою очередь, подразделяются на подклассы (вид источника возникновения чрезвычайной ситуации). Подклассы состоят из групп, которые отражают непосредственный источник возникновения чрезвычайной ситуации.
По структуре Классификатор состоит из трех уровней классификации: класс, подкласс, группа. Метод классификации – иерархический, последовательный, пятизначный. Позиция Классификатора имеет блок идентификации и блок названия классификационной группировки. Кодирование чрезвычайной ситуации на низком классификационном уровне (группа) выполнено по фасетной схеме, в котором фасеты также структурированы. Это обеспечивает устойчивость структуры Классификатора в процессе его ведения, поскольку оперативные изменения объектов классификации происходят на этом уровне. Структура кода Классификатора имеет 5 разрядов.
Первая цифра кода обозначает класс чрезвычайной ситуации (вид). Вторая и третья цифры обозначают подкласс вида чрезвычайной ситуации. Четвертая и пятая цифры обозначают группу чрезвычайной ситуации.
Пример.
Класс – код 10000: «Чрезвычайные ситуации техногенного характера». Подкласс – код 10100: «Чрезвычайные ситуации в результате аварий или катастроф на транспорте (за исключением пожаров и взрывов)».
Группа – код 10110: «Чрезвычайные ситуации вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) опасных и вредных (загрязняющих) веществ». В группу входят:
код 10111: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) биологически опасного вещества»;
код 10112: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) радиоактивного вещества»;
код 10113: «ЧС вследствие аварии на транспорте с выбросом (угрозой выброса) аварийного химически опасного вещества»;
код 10114: «ЧС вследствие аварии на транспорте с угрозой разлива, выброса легковоспламеняющихся, горючих жидкостей, горючих газов».