ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫБЖД
Введение
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его существования возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На рассвете человечества это были опасные природные явления, представители биологического мира. Со временем начали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В наше время человек наиболее подвержен опасностям, которые сам же создает.
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла. Изучение дисциплины осуществляется в тесной методологической и методической связи с другими обще профессиональными и специальными дисциплинами.
Для освоения дисциплины обучаемые используют знания, приобретенные в ходе изучения дисциплины: «Экология», «Физика», «Химия».
Знания и умения, приобретенные при освоении данной дисциплины, реализуются студентом при изучении последующих дисциплин «Медицина чрезвычайных ситуаций», «Радиационная, химическая и биологическая защита», «Надежность технических систем и техногенный риск».
Её изучение является необходимой основой для последующего приобретения знаний по избранной специальности и при выполнении дипломной работы (дипломной задачи, дипломного проекта).
Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – это область научных знаний, изучающая опасности, угрожающие каждому человеку в окружающей среде и разрабатывающая соответствующие способы и средства защиты от них в любых условиях.
Объектом изучения дисциплины является комплекс явлений, отрицательно воздействующих на человека в процессе жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания».
|
Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от различных опасностей.
Дисциплина изучает биологические и технические системы как источники опасности, а именно: человек, коллективы людей, человеческое сообщество, природа, техника, техносфера и ее компоненты (среда производственная, городская, бытовая), среда обитания в целом как совокупность техносферы и социума, характеризующаяся набором физических, химических, биологических, информационных и социальных факторов, оказывающих влияния на условия жизни и здоровье человека.
Цель дисциплины: формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.
Задачи дисциплины:
1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;
2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;
3. Формирование:
- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;
|
- способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;
- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;
- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;
- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;
- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.
Исходя из выше изложенных положений, БЖД – это область научно-практической деятельности, направленной на изучение общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий влияния на организм человека, основ защиты жизни и здоровья человека, среды его обитания, а также на разработку и реализацию соответствующих мероприятий направленных на создание и поддержание здоровых и безопасных условий жизнедеятельности человека.
Дисциплина БЖД выработала определенную систему собственных понятий, концептуальных схем, теоретических положений, аксиом, методов исследования, которые учитывают существенные особенности действительности, то есть содержат компоненты общей науки о безопасности. Ее можно закономерно рассматривать как научную и методологическую основу для таких специальных дисциплин, как «Основы экологии», «Основы охраны труда», «Гражданская защита». При этом, безусловно, связь между безопасностью жизнедеятельности и этими науками носит взаимный характер.
|
Модель жизнедеятельности человека
Отношения человека с природой, техникой и обществом являются многогранными и сложными, и охватить их во всей полноте и глубине очень не просто. Поэтому, рассматривая основные вопросы безопасности жизнедеятельности, целесообразно использовать модель жизнедеятельности человека в виде упрощенной системы, владеющей совокупностью главных свойств ее реального существования. Эта модель приведена на слайде. и начинать анализ целесообразно из определения основных понятий: что такое жизнь и деятельность человека?
Жизнь – это особая форма существования материи, отличительным свойством которой является постоянный обмен веществом и энергией. Организация живой материи имеет несколько уровней: от отдельной клетки к целостному организму или совокупности живых организмов.
Деятельность – необходимое условие существования человеческого общества, смысл которого заключается в целесообразном изменении и превращении окружающей среды в интересах человека.
Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности различны: трудовая, бытовая, научная, учебная, спортивная, игровая, сценическая, творческая, военная и т.д. Высшая форма деятельности человека – труд. В связи с этим, самым адекватным определением человека является «человек действующий» – Homo agens.
Совокупность разных форм деятельности человека формирует понятие жизнедеятельность.
Жизнедеятельность – это комплекс биологических, физических и социальных явлений, которые характеризуют образ существования индивидуума, социальных групп и общества в целом.
Любой обмен веществом и энергией предусматривает взаимодействие живого организма, в том числе и человеческого, со всем его окружающим, – средой обитания (окружающей средой).
Среда обитания – это окружающая нас среда, в которой находится человек, и функционируют созданные им системы.
В процессе развития человечества между человеком и окружающей средой постепенно устанавливалось динамическое равновесие. Среду обитания условно разделяют на сферу, созданную природой – биосферу, и созданную человеком – техносферу.
Биосфера – область существования живого вещества или «сфера жизни». Это исторически сложившаяся древняя слоистая многокомпонентная, саморегулирующаяся структурная оболочка Земли, созданная воздействием живого вещества (живых организмов и микроорганизмов) и определившая состав атмосферы, гидросферы и литосферы.
На всех этапах своего развития человек и общество беспрерывно воздействовали на биосферу. Крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сельского хозяйства и транспорта привели к уничтожению биосферы во многих регионах нашей планеты и созданию нового типа среды обитания – техносферы.
Техносфера – это часть биосферы, преобразованная человеком в результате прямого или косвенного воздействия технических средств на нее с целью удовлетворения материальных или социально-экономических потребностей.
Она сформировалась в результате деятельности человека приоритетно в регионах размещения больших городов и промышленных объектов. Физико-химические и биологические характеристики техносферы отличаются от природных характеристик биосферы, например, повышенным уровнем тепловых излучений, загазованностью воздуха, повышенным уровнем шума и вибрации, сниженной концентрацией или отсутствием природных микроорганизмов, присутствием модифицированных или новых вирусов, бактерий и т.д.
Сегодня глобальной задачей человечества является определение допустимых границ воздействия на биосферу с целью предотвращения экологической катастрофы. Конечной целью человечества относительно управления всеми важнейшими процессами, происходящими в экологических системах, является превращение биосферы в ноосферу – «сферу разума».
Ноосфера – это высшая стадия развития биосферы, характеризующаяся гармоничным соединением человеческого разума, выраженного в изменениях, вносимых человек в биосферу, с естественными процессами, происходящими в биосфере.
Нужно обратить внимание на тот факт, что приведенная модель жизнедеятельности человека раскрывает понятие жизнедеятельности в узком понимании слова – на уровне отдельного человека.
Необходимо помнить о том, что не возможно гарантировать безопасность отдельному лицу, не обеспечив безопасность всего общества, и, наоборот, – нельзя гарантировать безопасность общества, не обеспечив безопасность отдельного лица. Поэтому проблему безопасности жизнедеятельности человека нужно рассматривать как проблему оптимизации ее жизнедеятельности в системе: «природная сфера – человек – техносфера».