Этикет общения с людьми имеющими инвалидность
В разговоре об инвалидности наиболее приемлемыми считаются выражения «человек с инвалидностью», «человек с ограниченными возможностями», а не «инвалид». Потому,что «сначала человек, а затем его свойства».
Международное движение за права людей с инвалидностью считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими нарушениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни». Таким образом, инвалидность – одна из форм социального неравенства.
Инвалидность – социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.
Рекомендуем, когда вы говорите или пишете о людях с инвалидностью, следующее:
Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы | Избегайте слова и понятия, создающие стереотипы |
Инвалид: человек, имеющий инвалидность; люди, имеющие инвалидность; человек с инвалидностью, человек с ограниченными возможностями; человек с функциональными нарушениями | Больной, калека. Искалеченный, деформированный, имеющий дефект чего-либо, дефективный, неполноценный |
Не инвалид – обычный, типичный человек | Нормальный, здоровый (при сравнении с инвалидом) |
Человек, использующий инвалидную коляску, человек, передвигающийся на инвалидной коляске | Прикованный к инвалидной коляске, колясочник |
Врожденная инвалидность, инвалид с детства | Врожденный дефект, несчастье |
Имеет ДЦП (или другое) | Страдает ДЦП (или чем-либо другим), «ДЦПешник», «ДЦПята» |
Перенес полиомиелит, имеет инвалидность в результате полиомиелита; человек который перенес болезнь, стал инвалидом в результате (чего-либо). | Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита |
|
Человек с интеллектуальными (умственными) нарушениями, ребенок с проблемами или трудностями в обучении. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) использует четырёхступенчатую схему классификации интеллектуальных нарушений: человек с легкими интеллектуальными (умственными) ограничениями (снижение интеллектуальных функций на 10-20%), человек с умеренными (20-50%), тяжелыми (50-80%), глубокими (80-100%) интеллектуальными (умственными) нарушениями (ограничениями), человек с комбинированными или множественными нарушениями. | Умственно отсталый, отсталый, умственно больной, умственно неполноценный, олигофрен, дебил, имбицил, идиот. |
Ребенок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребенок, человек с задержкой в развитии | «тормоз», слабоумный |
Человек с синдромом Дауна, ребенок (дети) с синдромом Дауна | Даун, «монголоид», даунята, Человек с болезнью Дауна. |
Человек с эпилепсией, человек с судорожным синдромом | Эпилептик, припадочный, судорожный |
Человек (люди) с психиатрическими проблемами, человек (люди) с эмоциональными проблемами, человек с психическим заболеванием. | Сумасшедший, псих, душевнобольной |
Незрячий, невидящий человек, слабовидящий человек, человек с нарушениями зрения | Слепой, совершенно слепой, «слепой, как крот» (никогда) |
Неслышащий человек, слабослышащий человек, человек с нарушением слуха | Глухой, «глухой, как пень» (никогда), тугоухий, глухонемой |
Человек с трудностями в общении, человек, имеющий инвалидность с затруднениями речи, человек с речевыми проблемами, человек с заиканием | Немой, заика |
Человек с нарушением роста | Карлик |
|
Человек с аутизмом, ребенок с аутизмом, человек, имеющий расстройства аутистического спектра, ребенок, имеющий расстройства аутистического спектра. | Аутист, аутята |
Общих правил этикета
1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Когда вас знакомят с человеком с инвалидностью, вполне естественно пожать ему руку – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь и назвать себя.
4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если Вы не поняли, не стесняйтесь - переспросите.
5. Обращайтесь с взрослыми людьми с инвалидностью, как с взрослыми. Называть людей по имени или «на ты» можно, только если вы хорошо знакомы.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
|
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно, будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что Вы поняли, если на самом деле это не так.
8. Когда Вы говорите с человеком, использующим инвалидную коляску или костыли, расположитесь так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой, или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало.
10. Не смущайтесь, если случайно сказали «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
И, наконец…
Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим: ведь вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятным – вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет наладить общение и разрядить обстановку.
Относитесь к другому человеку, как к самому себе и точно так же его уважайте – тогда все будет хорошо.
Все люди разные и всё же похожие
Отличаться от других – это нормально, ведь каждый человек уникален и неповторим.
Одинаковы же люди в своих потребностях и правах.
Люди с умственными (интеллектуальными) нарушениями – такие же люди, как и все другие: и похожие и разные.
Ребенок с умственными (интеллектуальными) нарушениями развивается, но медленнее.
Он мыслит, хотя и проще. Он учится, хотя не так легко.
Всю жизнь эти дети будут нуждаться в помощи. Но они будут радоваться, любить других людей, охотно жить.