Добровольность и анонимность медицинского освидетельствования лиц, на наличие заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, ВИЧ




В западных странах проблеме тестирования на наличие вируса иммунодефицита уже много лет. Первоначально отношение к такому обследованию было в основном отрицательным, поскольку преобладали соображения страха, стигматизации, да и качество анализов было низким. За ошибки в диагностике нередко платилась жестокая цена: известны случаи суицидов на основе ошибочных выводов. Сейчас точность анализов значительно повысилась, и, кроме того, в большинстве стран преобладают анонимные формы обследований. В нашей стране ситуация также претерпевала со временем значительные изменения. Результатами ранее упомянутого отношение к ВИЧ-инфицированным в советский период, а также иллюзии о том, что СПИД можно сдержать запретительными мерами, стало то, что в СССР была утверждена обязательная регистрация заболеваний СПИДом с момента выявления первого случая заболевания. На начальном этапе политика борьбы со СПИДом в СССР почти целиком сводилась к обязательному скринингу. Так, в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О мерах профилактики заражения вирусом СПИД» от 1987 г. говорилось о том, что как граждане СССР, так и находящиеся на его территории иностранцы могут быть в обязательном порядке привлечены к медицинскому освидетельствованию на предмет заражения вирусом СПИД. Согласно Указу, заведомое подвергание другого лица опасности заражения СПИДом каралось лишением свободы на срок до 5 лет.

Важнейшее моральное обязательство врача, содержащееся в «Женевской декларации» Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), гласит: «Я не позволю соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом». Имея дело с ВИЧ-инфицированными или больными СПИДом, врачу приходится сталкиваться не только с клинической реальностью, но и с правовыми нормами. Запрет на какую-либо дискриминацию является нормой международного права, содержится во многих документах, принятых различными международными организациями, членом которых является и наша страна.. Грубейшим нарушением профессиональной медицинской этики является разглашение диагноза. Имеется огромное множество примеров, когда такого рода неэтичное и противозаконное поведение медицинских работников инициировало дискриминацию, остракизм, а то и прямое насилие по отношению к вирусоносителям или больным СПИДом. Разглашение врачебной тайны медиками зачастую было проявлением все той же «спидофобии» в обществе, то есть работники здравоохранения не только нарушали законные права своих пациентов, но и сами становились проводниками настроений страха перед СПИДом.

Если вернуться к тестированию на ВИЧ, то нужно отметить, что вероятная ошибка дает положительный, а не отрицательный результат. В случае положительного результата тестирования донорская кровь обязательно подлежит уничтожению. Что же касается самого донора, то ему проводится контрольное тестирование. Ложноотрицательные результаты тестирования прежде всего зависят от того, что инкубационный период для ВИЧ-инфекции составляет 1-3 месяца (в среднем - 6 недель). В течение этого периода человек уже является вирусоносителем (и потому заразен), чего, однако, тест на антитела к ВИЧ не выявляет. Иногда такой «невидимый период» (или, как его еще называют, «скрытый период циркуляции вируса») может достигать трех лет. Возможность пройти тест на наличие антител к ВИЧ должна предоставляться каждому. В современном обществе тестирование может быть добровольным и обязательным. При добровольном анонимном тестировании пациент регистрируется под номером; при этом допустимо указание демографической информации (возраст, пол), но в документы не заносятся ни фамилия, ни адрес обследуемого. При добровольном конфиденциальном тестировании сведения о личности пациента отражаются в его медицинских документах, однако пациенту должны быть предоставлены гарантии неразглашения информации. Тестирование на ВИЧ непременно должно сопровождаться консультированием пациента как до, так и после проведения тестирования. Адекватное информирование пациента подчас становится лучшей психотерапией. В зависимости от индивидуальных психологических характеристик каждого пациента его целесообразно проинформировать о том, что в медицинской литературе неоднократно сообщалось о случаях, когда регулярная половая жизнь с ВИЧ-инфицированным партнером в течение многих лет не приводила к заражению; что такое ложноположительные результаты тестирования; что положительный результат еще не означает заболевания СПИДом; что медицине известны случаи, когда СПИД не развивается у «ВИЧ-позитивов» более 10 лет, и т.д. Грубейшим нарушением профессиональной этики будет не предваряемое компетентным консультированием сообщение пациенту о положительном результате тестирования, еще не подтвержденном в повторном анализе. Пациенты окончательно информируются о результатах тестирования только после подтверждения положительных результатов тестирования. Это делается для того, чтобы избежать трагических случаев, подобных тому, который произошел в Риге в 1991 г., когда супруги, узнав о положительном результате тестирования одного из них, покончили жизнь самоубийством, а посмертные исследования факта заражения ВИЧ не обнаружили. В целом многие зарубежные специалисты считают, что практика обязательного тестирования на ВИЧ не только нарушает права человека, но также оказывается малоэффективной как заслон на пути распространения эпидемии, а потому ее использование должно быть достаточно ограниченным. ВОЗ также не поддерживает практику обязательного тестирования.

Закон РБ О предупреждении распространения заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, вируса иммунодефицита человека
Статья 19. Принудительное медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания, ВИЧ

Принудительное медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания, ВИЧ, проводится государственными организациями здравоохранения на основании вынесенного врачебно-консультационной комиссией государственной организации здравоохранения заключения о необходимости принудительного медицинского освидетельствования и с санкции прокурора.

 

Заключение о необходимости принудительного медицинского освидетельствования выносится при наличии в совокупности следующих условий:

 

-в отношении лица имеются указанные в части третьей настоящей статьи достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания либо указанные в части четвертой настоящей статьи достаточные основания полагать о наличии у него ВИЧ;

 

-лицо уклоняется от обязательного медицинского освидетельствования.

 

Достаточными основаниями полагать о наличии у лица социально опасного заболевания являются:

 

-прямое указание лица, имеющего социально опасное заболевание, на лицо как на возможный источник своего заражения социально опасным заболеванием или как на лицо, бывшее с ним в тесном бытовом и (или) половом контакте;

 

-результаты клинико-инструментальных и (или) лабораторных исследований, указывающие на наличие у лица признаков социально опасного заболевания.

 

Достаточными основаниями полагать о наличии у лица ВИЧ являются:

 

-прямое указание лица, имеющего ВИЧ, на лицо как на возможный источник своего заражения ВИЧ, или как на лицо, бывшее с ним в половом контакте, или как на лицо, вводившее с ним наркотические средства, психотропные вещества внутривенно одним шприцем;

 

-результаты клинико-инструментальных и (или) лабораторных исследований, указывающие на наличие у лица признаков ВИЧ.

 

Заключение о необходимости принудительного медицинского освидетельствования в трехдневный срок после его вынесения направляется государственной организацией здравоохранения в органы прокуратуры Республики Беларусь по месту жительства (месту пребывания) лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания, ВИЧ, для получения санкции прокурора на принудительное медицинское освидетельствование.

 

Прокурор дает санкцию на принудительное медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать о наличии у него социально опасного заболевания, ВИЧ, либо отказывает в ее даче в порядке, установленном законодательными актами.

 

Санкция прокурора на принудительное медицинское освидетельствование направляется в государственную организацию здравоохранения, врачебно-консультационная комиссия которой вынесла заключение о необходимости принудительного медицинского освидетельствования, и территориальный орган внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства (месту пребывания) лица, подлежащего принудительному медицинскому освидетельствованию.

 

Территориальный орган внутренних дел Республики Беларусь по месту жительства (месту пребывания) лица, подлежащего принудительному медицинскому освидетельствованию, обеспечивает в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь, доставку такого лица в государственную организацию здравоохранения на предоставленном ею транспортном средстве.

 

Заключение

Особая значимость сохранения врачебной тайны в случая ВИЧ-инфекции и важность принципа "делай благо", в соответствии с которым моральным долгом медицинского работника является оказание профессиональной помощи, проявление заботы и сострадания к таким ВИЧ- инфицированным лицам, а не оценка их образа жизни.

Отказы врачей и других представителей медицинской профессии оказывать помощь ВИЧ-инфицированным - это едва ли не самая напряженная с точки зрения медицинской этики проблема.

Глобальное распространение ВИЧ-инфекции и СПИДа определило целый ряд проблем, возможность решения которых может быть достигнута только посредствам проведения биомедицинских исследований с участием человека, что в свою очередь требует квалифицированной и независимой экспертизы Протоколов (Программ) исследования основанной на знании законодательных норм и следовании этическим принципам защиты прав и достоинства человека в отношении контингента ВИЧ/СПИДа. Предложенные и рассмотренные в данной главе вопросы могут служить основой для совершенствования этических подходов во всех сферах экспертизы, проводимой КЭ по отношению к контингенту ВИЧ/СПИДа.

 

 

Список литературы

 

1) https://studfiles.net/preview/3549979/page:12/

2) https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_preduprezhdenii_rasprostraneniya_zabolevanij_predstavlyayuwih_opasnost_dlya_zdorov_ya_naseleniya_virusa_immunodefitsita_cheloveka/19.htm

3) https://megaobuchalka.ru/2/34634.html

4) https://ours-nature.ru/lib/b/book/4173120313/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: