Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО (СРЕДНЕГО) ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ПЕРВОУРАЛЬСК
Контрольная работа магистранта
группа УПЗМ 180704
1 курса
Коньшина В.А.
Научный руководитель
Д-р социолог. наук, профессор
Шуклина Е.А.
Екатеринбург
Оглавление
Программа научного исследования 3
Методы сбора и анализа информации 6
Список использованной литературы 7
Программа научного исследования
1) Формулировка проблемы.
Особенности стандарта ISO по обеспечению качества общего (среднего) образования.
Что подразумевается под понятием «качество образования» и как соотносится международный стандарт ISO и российский аналог ГОСТ Р 52614.2-2006 Системы менеджмента качества.
Какими нормативными актами регулируется сфера общего (среднего) образования.
Как сегодня организована работа органов управления от федеральных до муниципальных по обеспечению качества образования.
Исследование будет как аналитическое, так и эмпирическое, поскольку, необходимо выяснить насколько широко данный стандарт применяется в общем образовании ГО Первоуральск.
2) Выявление объекта и предмета исследования.
Объект исследования:
Система общего (среднего) образования городского округа Первоуральск.
Предметом исследования будет:
Деятельность органов местного самоуправления по повышению качества образования на основе стандартов ISO.
|
3) Определение цели и задач.
Цель исследования:
Какое влияние, внедрение ISO - ГОСТ Р 52614.2-2006, окажет на качество образования в городе Первоуральск.
Задачи:
1) сформулировать требования ISO - ГОСТ Р 52614.2-2006 по отношению к качеству образовательных услуг;
2) какие нормативные акты кроме, ISO - ГОСТ Р 52614.2-2006 будут еще регулировать качество общего (среднего) образования;
3) охарактеризовать деятельность муниципальных органов по внедрению ISO - ГОСТ Р 52614.2;
4) выделить индикаторы и показатели, по которым будет осуществляться менеджмент качества ISO - ГОСТ Р 52614.2-2006.
4) Интерпретацию основных понятий.
Теоретическая интерпретация:
Центральные понятия нашего исследования:
Качество образования;
Образовательная услуга;
Качество образовательных услуг;
Система общего (среднего) образования;
Критерии качества;
Критерии качества образования;
Критерии качества образовательной услуги;
Менеджмент качества;
ФГОС ООО и СОО (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и среднего общего образования);
ПОПО и ПОСО (примерная образовательная программа общего образования и среднего образования);
ISO.
Эмпирическая интерпретация:
Анализ и выбор таких понятий, которые наиболее полно отражают качество образования, образовательные услуги, качество образовательных услуг, критерии качества, применительно к системе общего (среднего) образования, на современном этапе.
Операционная интерпретация:
Статистический, логический анализ опубликованных данных о качестве общего (среднего) образования.
|
5) Предварительный системный анализ объекта.
Международный стандарт ISO – образовательная услуга |
НПА: Конституция РФ ФЗ 223 «Об образовании» ISO - ГОСТ Р 52614.2-2006 ФГОС ООО и СОО ПООО и ПОСО |
Оценка опыта по внедрению |
Анализ лучших практик |
Определение понятий образовательная услуга |
Положительные стороны внедрения стандарта ISO |
Влияние стандарта на общество ГО Первоуральск |
отрицательные стороны внедрения стандарта ISO |
Определение целесообразности применения стандарта |
Определение понятий качества |
Анализ проблем по внедрению |
Принципы стандарта: Лидерство руководителя Ориентация на потребителя Взаимовыгодные отношения с поставщиками Принятие решений на основе фактов Системный подход Процессный подход Вовлечение персонала в деятельность по управлению качеством Постоянное улучшение деятельности |
6) Выдвижение гипотез.
1) если правильно интерпретировать требования ISO – то внедрение стандарта повысит качество услуг;
2) есть ли другие нормативно-правовые акты, регулирующие качество образовательных услуг;
3) применяют ли муниципальное образование стандарты ISO – образовательные услуги;
4) если показатели и индикаторы стандарта ISO – будут четкими и понятными, то приведет ли это к повышению качества образования.
Методы сбора и анализа информации
1) Метод изучения документов.
Изучение нормативных документов является одним из важнейших этапов исследования. В документах часто определяется понятие, с которым нам необходимо работать.
|
В основном в нашем исследовании мы будем изучать правовые, статистические и педагогические документы.
2) Метод опроса, экспертного опроса, анкетирование.
Проведение опроса, анкетирования, руководителей, учителей, родителей, детей, что они подразумевают под качеством образования.
3) анализ собранных данных:
Проверка на предметность собранных данных, редактирование и подготовка данных для дальнейшего анализа.
Обработка, систематизация, упорядочивание, интерпретация данных.
Подготовка и написание отчета (работы).
Список использованной литературы
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата: 02.01.2019 г.)
2. Болотов В.А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования [Электронный ресурс] / Управление образованием: теория и практика. – 2011. – 2 (2). С. 53-78. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=18952366 (дата 08.01.2019).
В статье представлен опыт построения систем оценивания качества образования, оценка образовательных достижений учащихся на основе крупномасштабных международных исследований.
3. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс] / Вопросы образования. - 2005. - № 1. С. 5-10. Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/text/33513225.html (дата 08.01.2019).
В статье рассматривается актуальность построения системы оценки качества образования, влияющей на управленческие решения. Приводятся понятия качества образования. Обсуждаются задачи по построение системы оценки качества образования.
4. Воротилов В. Анализ основных подходов к определению качества образования [Электронный ресурс] / В. Воротилов, Г. Шапоренкова // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-osnovnyh-podhodov-k-opredeleniyu-kachestva-obrazovaniya (дата 08.01.2019).
В статье обсуждаются подходы к определению понятия «качество образования».
5. Клименко Т.К. Методологические подходы к созданию систем оценки качества образования в образовательной организации [Электронный ресурс] / Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогика и психология. – 2015. – 5 (64). – С. 23-28. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25382725 (дата: 09.01.2019).
Рассматриваются подходы к понятию «качество образования». Выделены методологические подходы по отношению к качеству образования.
6. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М. Коротков. — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2007. — 320 с.
7. Круглый стол: Парадоксальные результаты международных исследований оценки качества образования [Электронный ресурс] / Вопросы образования. – 2008. - № 1. – С. 160-190. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2010/12/31/1208183790/7%20kr%20st.pdf (дата 08.01.2019).
В статье рассматривается уровень подготовки учащихся и качество начального и общего образования, который повлиял на результаты международных исследований. Значительная роль отдается разработке стандартов и учебных планов для повышения качества образования.
8. Ладнушкина Н.М. Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования [Электронный ресурс] / Евразийский союз ученых. - 2015. – 3-1 (12). С. 71-73. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27497070 (дата: 09.01.2019).
В статье обсуждается система мер федерального государственного контроля по повышению качества образования.
9. Лернер И. Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть? [Текст] - М.: Знание, 1978. - 48 с.
10. Нежнов П. Г. Оценка результатов школьного образования: структурный подход [Электронный ресурс] / Нежнов П. Г. Е. Ю. Карданова, Б. Д. Эльконин // Вопросы образования. – 2011. -№ 1. С. 26-44. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16991718 (дата: 09.01.2019).
11. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технологии управления (в вопросах и ответах). - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 352 с.
12. Субетто А. И. Система управления качеством в вузе (модель) // Квалиметрия в образовании: методология и практика: Материалы X Симпозиума. - М.: ИЦПКПС, 2002. - 102 с.
13. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование» // Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования России. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
14. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Комплексный мониторинг «Российское гражданское общество и образование» // Проблемы создания комплексного мониторинга качества образования России. — М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1997.
15. Томильцев А.В. История развития систем управления качеством образования. [Электронный ресурс]/ Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – 2013. С. 82-86. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21753516 (дата: 09.01.2019).
В статье проводится обзор динамики развития подходов к управлению качеством от прошлого к настоящему.
16. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Системы и методы стратегии повышения качества педагогического образования. Обобщение и практика. - М: И'ГК «Дашков и К», 2006.
17. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - М.: Скрипторий, 2003. - 568 с.
18. Управление качеством образования в регионах России: Монография / В. Г. Садков, В. А. Голенков, Т. Б. Брехова, Т. Г. Вайдерова, Ю. С. Степанов, Д. В. Аронов. - М.: ОАО «Прогресс», 2004. - 168с.
19. Ушаков Б. Г. Качество образования и / или образование качества (проблемы методологии, практики и оценки) [Электронный ресурс] / Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. – 2008. – 3 (31). – С. 149-161. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=11784881 (дата: 09.01.2019).
В статье очень подробно рассматривается понятие «качество образования».
20. Ханушек Э. Роль качества образования в экономическом росте [Электронный ресурс] / Э. Ханушек, Л. Вессман // Вопросы образования. – 2007. - №2. – С. 86–116. - №3. – 115-185. Режим доступа: https://vo.hse.ru/2007--2/98013611.html; https://vo.hse.ru/2007--3/26551699.html (дата: 09.01.2019).
В статье затронута роль качества всей образовательной системы на экономический рост в западных и развивающихся странах мира.
21. Ястребов Г. А. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования [Электронный ресурс] / Г.А. Ястребов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. - 2014. - № 4. С. – 58-95. Режим доступа: https://vo.hse.ru/data/2014/12/23/1104091082/yastrebov.pdf (дата: 09.01.2019).
В статье раскрывается опыт разработки и апробация инструментария роль контекстных обстоятельств, в которых протекает образовательный процесс, речь о наборе внешних, не всегда очевидных факторов, которые участники образовательного процесса контролировать не могут, но которые нельзя игнорировать, оценивая результаты этого процесса. Рассматриваются подходы по оценке школьной эффективности: на ресурсы, образовательный процесс, результаты.