Этические учения разных народов: общее и отличия.




Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад. Первые этическиесистемы сформировались на Древнем Востоке: в Древней Индии и Древнем Китае.
Этико-философские системы Древней Индии окончательно оформились в середине I тыс. до н. э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы – ортодоксальные и неортодоксальные.

Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляют брахманизм

К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята – чарвака.
В Древней Индии в VI в. до н.э. на основе религиозного учения сформировалось нравственно-этическое учение брахманизма. Основополагающей идеей этого учения стало представление о Брахме как абсолютной божественной первооснове всего сущего и брахмане как его индивидуальном проявлении. Брахма рассматривается как активное творческое начало, мировая душа, духовная субстанция, из которой все порождается и во что все превращается. Смысл существования человека состоит в том, чтобы на основе праведной жизни получить возможность объединить индивидуальную душу - атман - с Мировой душой - Брахмой. В достижении этой цели брахманисты видят величайшее благо и высшее назначение. По учению брахманизма, слияние человеческого начала с божественным невозможно в течение одной жизни. Должна пройти длительная череда перевоплощений - Сансара. Сансара - колесо жизни - но круговорот перерождений, повторных рождений и смертей, которые осуществляет каждое существо. Этот круговорот подчиняется общему закону – Карме. В узком смысле, карма - это влияние совершенного действия на характер настоящего и последующего существования. Каждому индивиду предписана Брахмой своя Карма. Этика брахманизма на первое место выставляет религиозные ценности: уважение и почитание богов и их служителей, брахманов, содержание брахманов, принесение богам жертвоприношений, культивирование добродетелей смирения, ненасилия и покорности. Чувственные радости жизни признаются чем-то ненастоящим, от чего необходимо воздерживаться и отказываться во имя будущей жизни. Наряду с религиозными добродетелями брахманизм культивировал и целый ряд общечеловеческих нравственных норм: почитание предков и сохранение обычаев, уважение к родителям и вообще старшим, гостеприимство, доброжелательное отношение ко всему живому, правдивость, благочестие, щедрость, воздержание от гнева и стремлений к удовольствиям.

Буддизм как философско-этическое учение возникло в Индии. В VI в. до н. э. на основе древнеиндийской культуры, а позднее переместился в Китай, Японию и другие страны. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.Ее основателем является принц Сиддхартха Гаутама (563–483 гг. до н. э.), прозванный Буддой, т. е. «просветленный», «постигший истину». Согласно учению Будды всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване [2] – высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив «четыре благородные истины», постигнутые Буддой в момент его просветления в своей проповеди в городе Бенаресе: 1-я истина: жизнь есть страдание. 2-я истина: причина наших страданий – это наши желания. 3-я истина: чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний. 4-я истина: чтобы избавиться от желаний, надо следовать восьмиричным путем спасения Будды. Нравственным идеалом является мудрец – архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах – бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей. Этика буддизма предусматривает, что разумный человек должен в своей жизни стремиться к тому, чтобы получить от земной жизни максимум удовольствий и минимум страданий. Поэтому хорошими поступками считаются те, которые приводят к обретению удовольствий, а плохими – те, которые ведут к страданию человека. Будда отрицал существование богов, но между тем, когда буддизм стал религией (это произошло после смерти Будды), он сам был обожествлен, дав тем самым мысль, что человек может стать выше богов, если победит все свои страсти. Благодаря тому, что буддизм выступал против разделения людей на касты, эта религия приобщила к себе большинство простых людей со всего мира, что дало возможность стать ей одной из мировых религий.

Древний Китай

В отличие от Древней Индии главными особенностями древнекитайской культуры является обращенность к проблемам мира, в котором живет человек, и преимущественная нацеленность на исследование взаимоотношений людей в обществе – в семье и государстве. В Древнем Китае наибольшим влиянием пользовались такие религиозно-нравственные учения, как конфуцианство, даосизм и легизм.

Конфуцианство. Основоположником данного нравственно-этического учения был Конфуций (Кун Цзы – «учитель Кун»). Основным этическим произведением Конфуция становится «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Суть этого учения заключалась в том, как сделать счастливым государство через рост нравственности, прежде всего высших слоев общества, только затем – низших.

Конфуция мало интересовали проблемы происхождения и устройства мира (земного и небесного). Центральное место в учении Конфуция занимала концепция «благородного мужа», который обладал такими качествами, как:

(гуманность) – совокупность этических и нравственных норм между людьми. «Чего не желаешь себе, того не делай людям»

(сыновья почтительность) – совокупность норм поведения «младшими и старшими»: «Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям»

(этикет) – нормы общежития, которые являются конкретным воплощением жэнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства): «Не знать этикет – значит не иметь возможности укрепиться (в должном поведении)»

(долг, справедливость) – совокупность «должного», которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде.

(знание судьбы, или Воли Небес) – в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача. «Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком»

Отсюда следует, что благородным мужем может стать только воспитанный и культурный человек, который обладает высокими нравственными качествами.

Даосизм. Основоположник даосизма – Лао-Цзы – «путь» и т. д.

Иными словами, можно сказать, что Дао – это не только Абсолют, но и путь, по которому следует все в этом мире.

Согласно учению даосизма человек – микрокосм – вечен. Физическая смерть означает лишь то, что дух отделился от человека и растворился в макрокосме. Дао понимается как естественный закон природы. Все естественное происходит как бы само собой. Естественному ходу событий противопоставляется искусственная деятельность человека. Такая деятельность предосудительна, поэтому основным принципом Лао-Цзы выступает недеяние (увэй). Увэй – это отказ от деятельности, которая вступает в противоречие с естественными законами природы, и, таким образом, требует борьбы.

Лао-Цзы отличается от Будды тем, что, исходя из понимания главенства Дао, думает не об уходе из мира, а о том, какие отсюда проистекают следствия для жизни. Даосизм учит созерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает тот, кто стремится добрыми делами расположить Дао. Нравственным идеалом даосизма становится отшельник, который с помощью религиозной медитации, сексуальной гигиены, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, которое позволяет ему преодолеть все страсти и желания и погрузиться в общение с божественным Дао. Иначе говоря, слиться с природой, жить в соответствии с ее ритмами.

Легизм – это этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае в VI–III вв. до н. э.

Крупнейшим представителем раннего легизма становится Шан Ян – настоящее имя Гунсунь Ян (ок. 390–338 гг. до н. э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю, один из основателей школы «законников» Учение легизма существенно отличалось от предшествующих концепций. Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления (приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной этике и т. д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов, могут только занимать должности и соблюдать законы, но они не способны обсуждать вопросы, которые выходят за рамки законов. В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств. В XI–I вв. до н. э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.
5) Можно ли утверждать существование общечеловеческих начал в этических учениях? Если да, то на каких основаниях?
Можно. Разные теории выдвигают на первое место что то одно. Но в нескольких теориях на первое место ставится человек. В эпоху античности Сократ рассматривал вопросы блага и добродетели, добра и зла, пользы и счастья, нравственного совершенствования личности и др. Он полагал, что счастье зависит от добродетельности (моральности) человека. Иными словами, только моральный человек может быть счастливым; поэтому этика призвана помочь человеку стать моральным, а значит, счастливым.

В эпоху возрождения был антропоцентризм, т. е. то, что в центре мироздания располагается человек. Из этого следовало возвышение человека, наделение его познавательными и творческими способностями. Конфуцианство - что благородным мужем может стать только воспитанный и культурный человек, который обладает высокими нравственными качествами.
6) Что представляет собой мораль, каковы ее структура, сущность, функции?

Мораль (от лат. moral's — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отно­шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

Сущность морали

Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия. Коренной проблемой морали является регулирование взаимоотношений и интересов личности и общества.
Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе и т.п. Поведение людей, которое соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное – аморальным. Иными словами, морально то, что, по мнению людей, отвечает интересам общества и индивидов.

Функции морали:

-Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

-Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

-Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

-Регулятивная - направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят:

-Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

-Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

-Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: