Особенности пропорций фигуры человека




А» класс (дистанционное обучение) преп.Останина Н.Ю.

ЖИВОПИСЬ

Тема: Этюды фигуры человека (формат А3, акварель)

Цель: закрепить знания и навыки, полученные на уроках рисунка и живописи.

Задачи: передача движения натуры, общая выразительность постановки и ее пластический замысел, соотношения основных цветовых и тональных акцентов, а также передача направленности световых лучей.

Одежда рекомендуется простая, хорошо облегающая анатомические формы, активная и определенная по цветовым отношениям, но не пестрая. Фон выбирают гладкий, нейтральный по цвету. В постановках лучше, когда теневые места натуры будут темнее фона, а освещенные несколько светлее.

Начиная работать красками, наметим цветовые отношения, стараясь передать силуэт одетой фигуры. Характер одежды и фон должны быть взаимосвязаны, так же как цвет кожного покрова лица, шеи, рук и волос. Вести работу следует широко, сразу по сей поверхности картинной плоскости. При этом нужно позаботиться, чтобы силуэт одежды на фигуре хорошо читался на фоне, чтобы фигура стала композиционным центром.

В последующих проработках цветом перейдем от найденных пятен к выражению объемов и пространственного положения фигуры с соблюдением законов линейной и воздушной перспективы, Лепить мазком объем фигуры в одежде нужно более тщательно, чем фон. На этом этапе этюда цветом прорабатываются теневые поверхности фигуры и драпировок, полутона и свет. Не следует увлекаться цветовыми нюансами и излишней детальной проработкой поверхностей. Задача состоит в том, чтобы, передавая фигуру в пространстве, соблюсти цветовое единство, подчеркнув при этом характерные индивидуальные особенности модели.

При выполнении живописного этюда фигуры человека необходимы знания пластической анатомии, особенностей световоздушной перспективы и основных законов цветоведения.

ЭТАПЫРАБОТЫ

Первый этап – композиционное размещение рисунка фигуры человека в выбранном формате.

Задачи: Правильно закомпоновать фигуру в формат листа, передавая особенности данного человека.

Необходимо внимательно изучить натуру, проанализировать характерные особенности ее конструкции и пластики, костюма, общий колорит постановки.

Построение фигуры необходимо исполнять лёгким касанием карандаша. Работа ведется от наброска, одной пластичной линией. Необходимо наметить общее движение фигуры (положение в пространстве), уточнить пропорции, обобщённый размер рисунка фигуры, для чего следует определить отношение её общей максимальной высоты к общей ширине. Этого масштаба придерживаться в течение всей работы. Используя приём сравнительного анализа, отметить ракурсы, выполнить прорисовку головы, шеи, торса, верхних и нижних конечностей.

 

Второй этап – моделирование формы средствами живописи.

Задачи: Определить общую цветовую гамму этюда. Разобрать работу по тону от темного к светлому. Распределить большие массы фигуры на листе, уточнить собственные и падающие тени. Отметить наличие в работе рефлексов и бликов.

В подмалевке определяют тональные и цветовые решения, материальные и пространственные качества модели, её характерные особенности. Моделируют форму средствами живописи (мазок – по форме). Начинать работу следует от самого светлого пятна через постепенные плавные переходы оттенков к самому тёмному месту. Работа ведётся с помощью метода сравнительных отношений (взаимосвязь с окружающими предметами и фоном).

Третий этап – прописывание деталей.

Задачи: Более тщательная проработка светотени и общего тона. Необходимость держать общую цветовую гамму этюда. Работа над рефлексами и тенями. Работая над деталями, не следует заканчивать их по отдельности – нельзя в работе иметь и законченные и только намеченные части. При таком порядке работы невозможно сравнивать изображаемые формы друг с другом, уравновешивать тоновые, цветовые и яркостные отношения. На завершающем этапе следует обратить внимание на материальные и фактурные характеристики лица, волос, одежды (например, передать гладкость кожи, волнистые пряди волос, блеск шелка и пр.) Лицо и руки прорабатывают более тщательно, чем аксессуары и фон; важно избегать дробности, излишней перегруженности.

Четвёртый этап – обобщение этюда фигуры человека.

Задачи: Работа над мелкими деталями: блики, морщинки, рисунок и складки одежды. Детальная проработка фактуры. Необходимость связи натуры с листом через полупрозрачный мазок. Обратить внимание на выразительность соприкосновения силуэта фигуры с фоном. Для этого необходимо где-то ослабить, а где-то усилить (сделать более чёткими) линии контура. Только постоянное сравнение и уточнение изображаемых деталей фигуры с натурой даёт возможность определить и точно передать в этюде всю сумму характерных особенностей фигуры, её целостного изображения. Для этого необходимо постоянно отходить от мольберта с этюдом на расстояние, приблизительно, 2 метра.

Особенности пропорций фигуры человека

Для того, чтобы правильно изображать человека, необходимо знать его основные пропорции.? Пропорциями называются размерные соотношения элементов или частей формы между собой, а также между различными объектами. За одну часть берется голова человека. Голова укладывается в фигуре взрослого человека 7,5 – 8 раз. Первая часть – голова. Вторая оканчивается на уровне груди. Третья – пупок.

Четвертая часть – на уровне бедра. Пятая и шестая части берутся одновременно и заканчиваются под коленной чашечкой. Седьмая и восьмая части – голень вместе со стопой. Опущенная рука оканчивается в пятой части. Поднятая рука занимает три части от плеча. Целая часть отводится на кисть.

При рисовании фигуры проводится вертикаль на бумаге, это ориентир необходимый на первой стадии рисунка, чтобы выявить взаимоположение основных форм тела. Определяем композиционное расположение рисунка на листе бумаги, намечаем его высоту засечками, проводим вертикальную линию, делим ее на восемь частей. В пределах первой части расположится голова, затем на следующем делении будет линия груди (от подбородка). От линии груди намечаем линию талии – линию бедер - середину бедра – линию нижней границе коленной чашечки. От колен пройдет линия средины голени, от средины голени – основание стопы. Линия плеч пройдет ниже подбородка на одну треть части.

 

 

Схема пропорций человека в различные возрастные периоды.

Нарисовать «точно» не означает, что надо наносить все детали, а говорит прежде всего о передаче самого существенного в пластике фигуры.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: