Кадры из фильма Ивана Пырьева «Белые ночи» (1959 год)
Еще одна интересная интерпретация повести Ф.М. Достоевского
«Белые ночи» - режиссерская работа Лукино Висконти.
По итальянской традиции экранизаций знаменитый режиссер перенес действие повести в XX век, в город Ливорно. «Le notti bianche» можно назвать той самой «золотой серединой» между произведением автора и интерпретацией режиссера. Висконти сумел сохранить самобытность текста Ф.М. Достоевского, что случается, даже у мэтров кинематографа, не так уж часто. Главные роли в фильме исполнили Марчелло Мастроянни, Мария Шелл и Жан Маре.
Кадры из фильма Лукино Висконти «Белые ночи» (1957 год)
«Идиот» - наверное, одно из самых часто экранизируемых произведений Ф.М. Достоевского. К этому произведению питают особую любовь
режиссеры разных стран. Так во Франции сняли три фильма по мотивам романа «Идиот» в 1946, в 1985 и в 2008 годах. «Идиота» снимали в Германии, Японии, Эстонии, Польше, Чехии, Англии и даже в Индии.
Среди отечественных режиссеров к нему обращались Иван Пырьев с картиной 1958 года и Владимир Бортко с сериалом 2003 года.
Сильная лента Пырьева запомнилась одним из самых точных и ярких в истории экранизаций этого произведения образом князя Мышкина, которого исполнил Юрий Яковлев. Яковлев был настолько достоверен, что многие считали – это не игра, в картине снимался реальный душевнобольной.
Картина «Идиот» должна была состоять из четырех частей, но была сделана только одна. Над продолжением «Идиота» многие артисты, в том числе Юрий Яковлев, работать отказались, так велико было напряжение первой части.
Кадры из фильма Ивана Пырьева «Идиот» (1958 год)
|
Сериал Бортко с Евгением Мироновым и Владимиром Машковым получился очень близким к тексту романа и очень живым – настолько, что все 10 серий можно посмотреть на одном дыхании. Эта экранизация романа Федора Михайловича Достоевского «Идиот» едва ли не первая в мировом кино максимально приближенная к первоисточнику. Фильм взял семь премий
«ТЭФИ» в различных номинациях.
Кадры из сериала Владимира Бортко «Идиот» (2003 год)
Среди зарубежных постановок особо выделяется режиссёрская фантазия Акиры Куросавы на тему романа. В отличие от экранизаций романа Достоевского «Идиот» Ивана Пырьева и Владимира Бортко, Акира Куросава не пытается донести до зрителя мысли, которые возникают при первом прочтении произведения, а сразу предлагает разглядеть в истории князя Мышкина (имена тут, конечно, японские) гораздо более глубокие мотивы и смыслы.
Некоторые исследователи Достоевского склонны считать, что среди всех зарубежных режиссеров именно Куросава смог снять ключевые сцены экранизации так, что в воображении они перекликаются с тем, как сам читатель представляет и понимает их при чтении.
Действие происходит в Японии послевоенного времени. Главному герою по имени Камэда, будучи ложно обвинённым, удалось избежать расстрела. Но событие нанесло ему глубокую травму и сделало эпилептиком, «идиотом». Возвращаясь домой, он знакомится с Акамой – темпераментным молодым миллионером. Тот рассказывает новому другу о любви к прекрасной Тэко Насу. У главного героя тоже вспыхивают к ней чувства. Но переживания блаженного чище и глубже. Никому не под силу их понять, из-за чего и разворачивается трагедия.
|
Кадры из фильма Акиры Куросавы «Идиот» (1951 год) |
Среди экранизаций романа
«Братья Карамазовы» следует отметить две картины – ленту 1968 года Ивана Пырьева и сериал Юрия Мороза 2009 года.
Пырьев не успел завершить свой фильм, скоропостижно скончался во время его съемок. Третью серию картины закончили исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. До сих пор именно эта экранизация романа «Братья Карамазовы», где Достоевскому удалось «расщепить душу человека», считается одной из самых близких к литературному первоисточнику.
Кадры из фильма Пырьева «Братья Карамазовы» (1968 год) |
В сериале же Юрия Мороза можно отметить не только удивительно точно переданную атмосферу «Братьев Карамазовых», но также бережное отношение сценаристов к роману и прекрасно подобранных актеров – тут снялись Сергей Баталов, Анатолий Белый, Павел Деревянко и другие.
Кадры из фильма Юрия Мороза «Братья Карамазовы» (2009 год) |
Роман «Преступление и наказание» был экранизирован в 1956 году французским режиссером Жоржем Лампеном, в 1969 – Львом Кулиджановым, в 1983 – финским режиссером Аки Каурисмяки, в 2007 – Дмитрием Светозаровым.
Черно-белый фильм Льва Кулиджанова подчеркивает мрачность Петербурга и драматичность положения Раскольникова, его душевные муки. Детективная интрига увлекает зрителя даже не тем, как движется следствие, а как медленно, с трудом Раскольников приходит к мысли о покаянии. Ведущие актеры картины, Георгий Тараторкин в роли Раскольникова и Иннокентий Смоктуновский в роли Порфирия Петровича, демонстрируют потрясающе мощный, глубокий и в то же время тонкий психологический поединок убийцы и следователя.
|