Формирование ценовой политики предприятия




 

Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элемен­тов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупате­лю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предпри­ятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую сте­пень связи с ценой производителя, уровень торговой надбав­ки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки.

Эта специфика торговой деятельности определяет осо­бенности формирования ценовой политики предприятия тор­говли.Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифферен­цированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствова­ния.

Основные предпосылки, принципы и методы формирования ценовой политики на предприятиях торговли.

Прежде всего, выяснив в каком диапазоне потребитель­ского рынка может формироваться торговая надбавка роз­ничного предприятия, т.е. определим возможные границы его маневра в формировании своей ценовой политики

рис.1

 

Из рисунка 1 видно, что нижним пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли высту­пают цены оптового предложения товара на рынке, опреде­ляемые ценами его производителей и оптовых посредников.. Верхний пределом формирования торговой надбавки предприятий розничной торговли являются цены спроса конечных поку­пателей товара.

Наряду с внешними границами возможного диапазона формирования торговой надбавки розничного торгового Предприятия, рассмотрим также состав ее внутренних эле­ментов

Торговая надбавка предприятия состоит из трех основных элементов: 1) суммы издержек об­ращения, связанных с реализацией товара; 2) суммы налого­вых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы и пошлины 3) суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов).

Снижение уровня издержек обращения (т.е. их размера в цене каждого товара) может быть обеспечено за счет роста объема продажи товаров, реализации внутренних резервов их экономии и других направлений хозяйственной деятельности. Снижение суммы и уровня налоговых плате­жей, входящих в цену товара, может быть обеспечено за счет совершенствования ассортиментной политики предприятия, отказа от импорта ряда товаров, осуществления более эф­фективной налоговой политики (более полного использова­ния системы налоговых льгот) и других мероприятий. Сни­жение уровня первых двух элементов в цене товаров позво­ляет формировать в рамках диапазона торговой надбавки более высокий размер прибыли (уровень рентабельности), т.е. осуществлять более эффективную ценовую политику.

С учетом рассмотренных предпосылок сформулируем принципы формирования ценовой политики торгового предприятия. К числу основных из этих принципов относятся:

1. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с общей стратегией торгового менеджмента и приоритет­ными целями развития товарооборота. Ценовая политика должна рассматриваться как важнейшая составная часть стратегии развития торгового предприятия на отдельных этапах ее реализации, а; ее цели должны строго корреспон­дировать с избранными приоритетными целями развития то­варооборота (по отношению к целям развития товарооборота цели формирования ценовой политики носят подчиненный характер).

2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятие с конъюнктурой потребительского рынка и особенностями избранной рыночной ниши. Такая увязка позволяет учесть не только условия формирования цен (а соответственно и торговых надбавок) на товар в соответствующих сегментах по­требительского рынка, но и характер требований к этой цене отдельных категорий розничных покупателей.

3. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с типами пунктов розничной продажи товаров Такие параметры типа магазина, как форма его товарной специализации, характер размещения на территории населенного

и ценовой уровень реализуемых товаров, оказывают непосредственное влияние на цели и возможности формирования соответствующей ценовой политики торгового предприятия

4. Обеспечение комплексности подхода уровня торговой надбавки на товар в сочетании с уровнем торгового обслуживания покупателей. Уровень торгового обслуживания покупателей является важным фактором дифференциации уровня цен на товары (а соответственно уровня и суммы торговой надбавки) в соответствии с покупательскими предпочтениями от­дельных категорий населения. Поэтому в процессе формиро­вания ценовой политики эти два параметра должны рассмат­риваться в комплексе.

5. Осуществление активной ценовой политики на рын­ке. Активные формы этой политики определяются такими факторами, как самостоятельность подходов к установлению уровней розничных цен и торговых надбавок, дифферен­циацией подходов к формированию уровней торговых надба­вок на отдельные группы товаров. Осуществление ак­тивной ценовой политики обеспечивает четко выраженное ценовое позиционирование данного торгового предприятия на потребительском рынке.

6. Обеспечение высокого динамизма ценовой политики. Этот динамизм обёспечивается быстротой реагирования раз­работанной ценовой политики на изменение внутренних ус­ловий развития торгового предприятия и факторов внешней среды.

Одним из внешних факторов, оказывающих влияние на формирование уровня торговой надбавки (наценки), выступает конкуренция. В зависимости от выбранной конкурентной страте­гии фирма стремится обеспечить себе либо лидерство по ценам, либо ориентируется на средний уровень цен конкурентов. По­следняя из стратегий является преобладающей. Стремясь под­держивать цены на более низком уровне, чем у конкурентов, предприятия торговли и общественного питания устанавливают соответствующий уровень торговых надбавок (наценок), осуще­ствляя режим экономии издержек для того, чтобы возместить расходы и иметь возможность получить прибыль.

Базой формирования уровня торговой надбавки (наценки) служит уровень цен приобретения товара. Несмотря на глубокую взаимосвязь уровень торговой надбавки (наценки) далеко не все­гда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены производителя может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки (наценки), и наоборот - при высоком уровне цены производителя предприятия торговли и общественного пи­тания ограничиваются низким уровнем торговой надбавки (на­ценки). В более выгодном положении находятся предприятия, осуществляющие режим экономии и получающие вследствие этого значительный размер прибыли.

При определении уровня торговой надбавки (наценки) це­лесообразно учитывать стадию жизненного цикла товара (про­дукции). На этапе внедрения нового товара (продукции) на рынок уровень торговой надбавки (наценки) устанавливается мини­мальным, и продажа зачастую бывает убыточной. На этапе подъ­ема уровень торговой надбавки (наценки) возрастает, и соответ­ственно растет объем валового дохода. Наиболее высокая торго­вая надбавка формируется на стадии зрелости, когда объем про­дажи максимален. Этап ухода товара (продукции) с рынка сопро­вождается падением уровня торговой надбавки и значительным уменьшением валовых доходов.

При оценке сложившегося уровня торговой надбавки, основной целью является опре­деление того минимального 6е уровня, ниже которого она не может быть установлена исходя из требования самоокупае­мости процесса продажи товаров. В процессе оценки уровня торговой надбавки анализируются:

а) средний уровень торговой надбавки на предприятии и его динамика по отдельным этапам предпланового периода;

б) сложившаяся дифференциация уровня отдельных элементов торговой надбавки (издержек обращения; налогов, входящих в цену товаров; прибыли), а также структура этих элементов в составе торговых надбавок;

в) сложившаяся дифференциация уровня и структуры торговой надбавки в разрезе отдельных групп (подгрупп, видов) товаров;

г) возможности снижения уровня текущих затрат за счет экономии отдельных видов издержек обращения и осуществ­ления эффективной хозяйственной деятельности в предстоя­щем периоде.

Возможный уровень текущих затрат предприятия, свя­занных с реализацией отдельных групп (подгрупп, видов) товаров (определяемый как суммарный уровень издержек обращения в предстоящем периоде), а также уровень нало­гообложения доходов и будут представлять собой тот мини­мальный базис, на основе которого можно формировать уровни торговых надбавок.

 

Формирование конкретного уровня торговой над­бавки на товары. Такая конкретизация осуществляется по каждой товарной позиции в соответствии с избранной для нее моделью расчета уровня торговой надбавки. При этом определяются необходимые для расчета конкретные значе­ния отдельных исходных показателей. Главным элементом всех расчетов выступает Цена закупки единицы товара, по­этому расчеты конкретного уровня торговой надбавки (а со­ответственно и уровня цены реализации) осуществляются после поступления товаров на предприятие в соответствии с заключенными контрактами с поставщиками (когда цепа За­купки единицы товара уже определена окончательно).

Формирование механизма своевременной коррек­тировки уровни торговой надбавки. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня торговой надбавки в сторону его уменьшения или увеличения.

Запланированное уменьшение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных ски­док с розничной цены товара, предоставляемых: на покупку определенного количества конкретного товара; на определенный суммарный объем покупки товаров; постоянным покупателям, имеющим специальную фирменную карточку мага­зина.

Запланированное увеличение уровня торговой надбавки может регулироваться системой заранее обусловленных раз­меров увеличения розничной цены товаров: при предостав­лении связанных с их покупкой дополнительных торговых услуг; при продаже товаров в ночное время, в праздничные дни ив других аналогичных случаях.

Незапланированное отклонение от расчетного уровня торговой надбавки может вызываться изменением конъюнк­туры рынка (общим снижением или повышением цен на дан­ной товар); изменением ставок налогообложения торговой деятельности; изменением условий хозяйствования (вызвав­шим снижение или повышение уровня издержек обращения) и другими аналогичными причинами.

Механизм такой корректировки расчетного уровня тор­говой надбавки должен быть разработан на предприятии в процессе формирования ценовой политики.

Фактором, снижающим уровень торговой надбавки (нацен­ки), является рост звенности товародвижения. Увеличение коли­чества посредников в продвижении товара (продукции) в сфере обращения приводит к значительному росту его цены, так как каждый из них прибавляет к цене приобретения свой уровень торговой надбавки. Чем выше эта цена, тем ниже уровень торговой надбавки устанавливает следующее звено товаропроводящей сети, ориентируясь на цену, которую может заплатить по­требитель.

Уровень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависимости от типа предприятий торговли и общественного пи­тания. Их различия в розничной и оптовой торговле объясняются сроками реализации товаров, оборачиваемостью, необходимо­стью оказания дополнительных услуг при продаже и послепродажном обслуживании. Ограниченные сроки реализации (осо­бенно скоропортящихся товаров), быстрая оборачиваемость про­довольственных товаров влияют на формирование более низкого уровня торговой надбавки, так как уменьшают размер затрат, не­обходимых для их доведения до покупателя. Медленная оборачи­ваемость непродовольственных товаров (особенно сложного ас­сортимента) и дополнительные затраты по их реализации явля­ются определяющими факторами установления более высокого уровня торговой надбавки.

В универсальных магазинах средний уровень торговой надбавки зависит от складывающегося соотношения в объеме товарооборота продовольственных и непродовольственных това­ров. С ростом доли непродовольственных товаров средний раз­мер торговой надбавки увеличивается, и наоборот.

Невысоким уровнем торговых надбавок отличаются фир­менные магазины. Это объясняется тем, что часть их издержек возмещается за счет доходов их владельцев - предприятий-изготовителей фирменной продукции, оптовых предприятий. Бо­лее низкий уровень издержек, чем у конкурентов, позволяет ус­тановить невысокий уровень торговой надбавки, сделать цену товара более привлекательной для покупателя и, как следствие, способствует расширению сферы деятельности предприятия на потребительском рынке.

Существенны расхождения в уровнях торговых наценок в различных типах предприятий общественного питания. Наиболее высокие наценки применяются в ресторанах, кафе, барах и дру­гих предприятиях, которые предоставляют потребителям ком­плекс высококачественных услуг по организации отдыха. Более низкий уровень торговых наценок формируется в столовых при промышленных предприятиях, вузах, техникумах, колледжах, в школьных столовых, целью которых является организация быст­рого обслуживания определенного контингент потребителей: работников предприятий, учащихся, студентов.

Уровень торговых надбавок (наценок) зависит от приме­няемого метода организации продажи. Так, внедрение самооб­служивания, торговли по образцам, через торговые автоматы способствует установлению более низкого уровня издержек за счет экономии средств на оплату живого труда. Уменьшение этих

расходов обеспечивает возможность снижения цены товара (про­дукции), одновременно стимулируя рост объема реализации и величины валового дохода.

На предприятиях торговли и общественного питания уро­вень торговых надбавок (наценок) дифференцируется в зависи­мости от качества товаров (продукции), культуры торгового об­служивания. Уровень торговых надбавок на высококачественные товары существенно отличается от уровня торговых надбавок на другие товары, имея в цене такого товара значительный удель­ный вес. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля торго­вых надбавок в цене товара колеблется от 15 до 70%, а по това­рам экстра-класса цена продажи превышает цену покупки более чем в 2-2,6 раза. Культура торгового обслуживания оценивается потребителем рядом показателей: широким выбором товаров (продукции), предоставлением дополнительных услуг, примене­нием прогрессивных методов продажи товаров, профессионализ­мом и этикой обслуживающего персонала и др. Учитывая мне­ние покупателей о достигнутом уровне культуры торгового обслуживания, предприятия торговли и общественного питания ус­танавливают соответствующий размер торговой надбавки (на­ценки) на товар (продукцию). Высокая оценка культуры торгово­го обслуживания, данная потребителями, позволяет предприятию применить более высокий процент торговой надбавки (наценки) к цене приобретения товара (сырья).

Уровень торговых надбавок зависит от выбранной пред­приятием стратегической цели. Если целью является расширение сферы влияния на рынке, то уровень торговой надбавки (нацен­ки) устанавливается исходя из рыночных цен приобретения и продажи товаров. При ориентации предприятий на получение прибыли уровень торговой надбавки (наценки) формируется та­ким образом, чтобы возместить издержки, осуществить развитие производственной и социальной сферы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: