Методы расчета торговой надбавки




 

Фирма решает проблему ценообразования, выбирая себе ме­тодику расчета цен, в которой учитывается как минимум одно из трех соображений. Фирма надеется, что избранный метод позволит правильно рассчитать конкретную цену. Существуют несколько методов це­нообразования: средние издержки плюс прибыль; анализ безубы­точности и обеспечение целевой прибыли; установление целе­вой прибыли; установление цены, исходя из ощущаемой ценности товара; установление цены на основе уровня теку­щих цен.

Самый простой способ ценообразования заключается в начисле­нии определенной наценки на себестоимость товара. Чтобы не обанкротиться, предприятие должно приносить прибыль, а в этом смыс­ле очень важным стратегическим соображением является установле­ние процента наценки. Существуют два метода расчета наценок, ис­ходя из себестоимости или из продажной цены:

При расчете процента наценки большинство розничных торговцев исходит из продажной цены. В ряде случаев розничному торговцу хоте­лось бы иметь возможность пересчитывать показатели наценок на основе продажней цены в показатель наценок на основе себестоимости и наоборот.

Размеры наценок варьируются в широких пределах в зависи­мости от вида товаров. Разница в размерах наценок отражает различия в стоимости товарных единиц, объемах продаж, оборачива­емости товарных запасов и соотношениях между марками производи­телей и частными марками. Но не логично при назначении цен пользоваться стандартными наценками. Любая методика рас­чета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, вряд ли позволит выйти на оптимальную цену Методика расчета цен на основе наценок остается популярной по ряду причин. Во-первых, продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразова­ния. Во-вторых, если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены скорее всего будут схожими. Поэтому цено­вая конкуренция сводится к минимуму В-третьих, многие считают эту методику более справедливой по отношению и к покупателям, и к про­давцам. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупа­телей и вместе с тем получают справедливую норму прибыли на вло­женный капитал.

Выбор модели расчета уровня торговой надбавки.Этот выбор определяется конкретным целевым ориентиром, избранным для осуществления ценовой политики по дайной группе (подгруппе, виду) товаров:

а) при ориентире ценовой политики на покупателя ба­зовым элементом расчета уровня торговой надбавки прини­маетсяуровень цены товара, приемлемый для соответст­вующих категорий покупателей. В этом случае модель расче­та уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

где Утн1 —-уровень торговой надбавки к цене закупки товара в % (первая модель расчета);

Цр — уровень цены реализации товара» приемлемый для конкретной категории покупателей;

Цз — цена закупки единицы товара у поставщика;

б) при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом расчета уровня торговой надбав­ки принимается сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара. В этом случае модель рас­чета уровня торговой надбавки к цене закупки товара имеет вид:

где Утн2 — уровень торговой надбавки к цене закупки товара в % (вторая модель расчета)

ИО - средняя сумма издержек обращения, приходя­щаяся на единицу реализуемого товара;

П — расчетная сумма прибыли, приходящаяся на едини­цу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приве­денной отдельно формуле);

Снд — ставка налога на добавленную стоимость (и, дру­гих налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового пред­приятия), в %;

Уп — уровень прибыли к издержкам обращения, в % (обычно устанавливается единым по товарам с данной ориентировкой ценовой, политики);

Цз — цена закупки единицы товара у поставщика;

 

в) при ориентира ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня тортовой надбавки принима­етсяцелевой уровень рентабельности издержек обращения(определяемый отношением целевой суммы прибыли к пла­новой сумме издержек обращения предприятия, в %). В этом случае модель расчета уровня торговой надбавки к цене за­купки товара имеет вид:

где УтнЗ — уровень торговой надбавки к цене закупки товара, в % (третья модель расчета);

ЦП —расчетная сумма целевой прибыли, приходящаяся на единицу реализуемого товара (ее расчет осуществляется по приведенной отдельно формуле);

ИО — средняя сумма издержек обращения, приходящаяся на единицу реализуемого товара;

Снд — ставка налога на добавленную стоимость (и дру­гих налогов, уплачиваемых за счет доходов торгового пред­приятия), в %;

УРц — средний по предприятию целевой уровень рента­бельности издержек обращения, в %;

Цз — цена закупки единицы товара у поставщика.

 

Для действующего предприятия объем товарооборота, обеспе­чивающий безубыточную деятельность, может быть рассчитан ис­ходя из следующего равенства:

ВД-НДС-ИО=0;

где ВД — сумма валового дохода, руб.;

НДС — сумма налога на добавленную стоимость, руб.;

ИО — сумма издержек обращения, руб.;

или:

V тнф * Т min – (У тнф * Т min) * С ндс – (У перм.ф * Т mn + ИО пост.ф) = 0,

где Т min — минимальный объем товарооборота, обеспечиваю­щий торговому предприятию безубыточную работу, руб.;

У тнф - фактический средний уровень торговой надбавки (выра­женный десятичной дробью);

С ндс.— расчетная ставка налога на добавленную стоимость (вы­раженная десятичной дробью);

У перм.ф — фактический уровень переменных издержек обраще­ния (выраженный десятичной дробью);

ИО пост.ф. — фактическая сумма постоянных издержек обраще­ния, руб.

Минимальный средний уровень торговой надбавки определяет­ся по формуле:

У тн min = У иоф / (1 – С ндс), где У тн min - минимальный уровень торговой надбавки (выра­женный десятичной дробью);

У иоф - фактический уровень издержек обращения (выражен­ный десятичной дробью).

Для рассматриваемого торгового предприятия экстремальные значения основных показателей, формирующие сумму валовой при­были, составят:

минимальный объем товарооборота:

0,2 Т min - (0,2 T min) * 0,1667 - (0,0893 Т min + 890,6) = 0.

Т min = 11 512 тыс. руб.;

минимальный средний уровень торговой надбавки:

У т.н.min = 0,1529 / (1 - 0,1667) = 0,1835;

Таким образом, чтобы предприятие не стало убыточным, объем товарооборота должен быть не меньше, чем 11 512 тыс. руб., сред­няя торговая надбавка — не ниже 18,35% к обороту.

 

Список литературы

 

1. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. Пособие / Рук. Авт. Кол. Т.И. Николаева; Науч. Ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2001. –498 с.

2. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416.

3. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000.-295 с

4. Ульянов И.П. Детализация учета и цены – М, 1998



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: