Реформа против статистики: ругаем, но принимаем




Содержание

 

Введение

. Реформа против статистики: ругаем, но принимаем

. Публикации по теме: кто что сказал

Вывод по проблеме

Список использованных источников

 


Введение

 

Как известно, с 1 сентября 2013 года в Российской Федерации вступает в свою силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который призван заменить «устаревшие» законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». По заявлениям официальных лиц (в том числе, и авторов законопроекта) нынешняя система отечественного образования изрядно устарела и давно требует своей модернизации. На термине МОДЕРНИЗАЦИЯ следует поставить особый акцент, т.к. в последнее время не раз приходилось слышать про данное явление из уст государственных служащих, специализирующихся на законотворческой деятельности. Модернизации в последние годы подвергались многие отрасли государственного управления (вспомнить хотя бы ту же реформу правоохранительных органов). Данный процесс с успехом продолжает реализовываться и сегодня, и вполне логично, что именно модернизация явилась движущей силой, побудившей законодателя затронуть сферу отечественной образовательной системы.

Однако, в российском обществе данную инициативу восприняли не однозначно. У нового закона, помимо сторонников, появились и противники, причем как в лице официальных (государственных) лиц, так и лице «простого народа».

Здесь стоит отметить тот факт, что еще на стадии принятия законопроекта в него вносилось столько поправок, сколько не вносилось в два предыдущих закона на протяжении всего времени их действия с начала 90-х годов, что вполне может указывать на некоторую «сыроватость» проекта, которому, возможно, еще рано появляться в современном российском обществе и заменять собой более стабильные в плане поправок законы 90-х годов.

 


Реформа против статистики: ругаем, но принимаем

 

Итак, суть проблемы нового закона в неоднозначной реакции российского общества на него. По заявлению председателя комитета Госдумы РФ по образованию А. Дегтярева новый законопроект «концептуально предлагает заменить действующие законодательные акты в области образования новым - единым, современным законом, последовательно развивающим нормативное регулирование в указанной сфере с учетом мировых тенденций и государственной политики модернизации отечественного образования». И далее: «Принятие закона позволит создать правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей личности». Делая упор на социальную составляющую, законодатель отметил, что при работе над проектом были учтены многие предложения Общероссийского Профсоюза образования, оформленные поправками депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Это касалось таких вопросов, как выделения субвенций из региональных бюджетов местным бюджетам, с указанием конкретного направления расходования этих средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды), учета мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации соответствующей муниципальной общеобразовательной организации, сохранения права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это установлено статьей 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании», закрепления права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года и т.д.

С момента начала рассмотрения проекта закона количество поступающих в адрес Комитета по образованию обращений, предложений и замечаний по отдельным вопросам внесения изменений в законопроект обратились свыше 600 тысяч граждан, поступило 40 тысяч коллективных обращений. «По поводу Закона на конференциях, симпозиумах, совещаниях, парламентских слушаниях и в СМИ говорили и писали практически все: профессора и студенты, учителя и школьники, пенсионеры и чиновники, министры и домохозяйки, журналисты и эксперты, блогеры и гастарбайтеры».

В качестве дополнительного аргумента в пользу поддержки законопроекта, законодатель указывал на то, что ряд поправок вносились на основании предложений и рекомендаций, поступивших от российских граждан в письменном виде по таким вопросам как:

социальные гарантии сельским учителям (375 440 человек);

досрочное назначение трудовой пенсии педагогам (263 905 человек);

учет мнения граждан при принятии решения о реорганизации школ (169 111 человек);

уровень зарплаты педагогам не ниже средней по экономике региона (119 139 человек).

В связи с чем, новый закон поспешили окрестить по-настоящему «народным».

Как уже было сказано выше, законодатель действует в рамках модернизационных процессов, которые обусловлены необходимостью интегрировать в современный меняющийся мир, и образовательная система здесь не исключение.

Однако сказать, что новый закон - это полностью народная инициатива, так сказать, пришедшая с улицы, однозначно нельзя. Достаточно вспомнить о том количестве поправок, которые вносились в сам законопроект. Нельзя также забывать, что многие из них были отклонены, как «чрезмерно конкретизирующие» положения закона, делая его, тем самым, слишком сложным и неудобным. Здесь имеет смысл акцентироваться на том, что в принципе, общество, представляя свои поправки, как бы подхватило государственную инициативу и начало принимать самое живейшие участие в проекте, однако может возникнуть ощущение, что законодатель пошел по пути «унификации» (упрощения) при группировании норм нового закона. Достаточно того, что новый закон объединил в себе абсолютно весь спектр образовательной системы РФ (дошкольное и общее образование, профессиональное среднее и высшее, а также дополнительное образование и профессиональное обучение).

Итак, в самом общем понимании, новый закон об образовании, является следствием модернизаторской политики российского государства с целью интеграции в общемировую тенденцию развития общественных отношений (можно еще сказать об участии в процессе мировой глобализации, и что сама система российского образования, с принятием нового закона, становится похожа на свои западные аналоги).

Между тем, реформаторская позиция властей не сумела найти полного понимания в обществе. Условно говоря, общественное мнение разделилось как бы на три позиции.

Первая позиция - самая критичная, не принимающая инициативу ни в какой форме и видящая в новом законе гибель всей отечественной системы образования. Интересно отметить, что к ней относятся самые разнообразные слои российского общества, начиная с «простых рабочих» и заканчивая крупными чиновниками. (Так, например, первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин голосовал против нового закона).

Вторая позиция - более лояльная, полагающая, что менять систему образования необходимо, но лишь в самых малых дозах. По сути, она подразумевает конкретизацию отдельных положений нового закона, что, как уже говорилось выше, отклонялось законодателем по причине избегания сложности и неудобства нового закона.

Третья позиция, как можно понять, самая лояльная. Это позиция инициаторов законопроекта. Вероятней всего, данная группа общества является и самой малочисленной, в виду того, что инициатива исходила от так называемого «законодательно квалифицированного» меньшинства.

Кстати, стоит обратить внимание на такой момент. «На этапе принятия в Думе обсуждали два законопроекта - «О народном образовании», подготовленный коммунистами, и документ, разработанный Минобрнауки. Первый отличался более широкими гарантиями государства по доступности и бесплатности образования, по поддержке педагогов. Но большинство поправок, прописывающих социальные обязательства государства, были отклонены почти исключительно голосами «единороссов».

К сожалению, более или менее внятной официальной статистики отношения общества к новому закону пока нет, но даже поверхностное наблюдение указывает на то, что если бы инициатива исходила непосредственно «с улицы», то это был бы кардинально другой документ. В итоге, в информационном пространстве (в печати, интернет-блогах и форумах, на телевидении) чаще всего стало фигурировать отрицательное отношение к закону. Тем не менее, федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, за который из 439 человек, «за» проголосовали 294, а «против» - 144, с 1 сентября 2013 года вступает в свою законную силу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: