Чернышов Максим Рудольфович, 2017




Гуманитарный университет

ТРЖ, заочное отделение

 

Романтизм как культурно-историческое движение. Философские источники, исторические предпосылки, особенности эстетики.

НЕМЕЦКИЙ РОМАНТИЗМ

Эстетика иенских романтиков. Понятие "романтической иронии".

Многообразие жанров в творчестве Л.Тика. “ Белокурый Экберт” как раннеромантическая новелла.

Проблематика романа НовалисаГенрих фон Офтердинген ”. Символы и аллегории в романе.

Особенности второго этапа немецкого романтизма. Гейдельбергский кружок. Творчество К.Брентано (“ Повесть о славном Каспере и пригожей Аннерль ”).

Проблема сильной личности в творчестве Г. фон Клейста. Драма “ Пентесилея ”. Повесть “ Михаэль Кольхаас”.

Творчество Э.Т.А. Гофмана. Реальное и фантастическое в новеллах “Золотой горшок”, “Песочный человек”, “Крошка Цахес, по прозванию Циннобер”.

АНГЛИЙСКИЙ РОМАНТИЗМ

Своеобразие английского романтизма.

Лирический цикл У.БлейкаПесни Невинности и Познания ” (читать полностью): тема детства, образы природы, система смысловых оппозиций.

Эстетика “Озерной школы” в предисловии к “Лирическим балладам”. Творчество У.Вордсворта (лирика: “Терн”, “Последний из стада”, “Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства…”, “Люси”, “Нарциссы”, “Нас семеро ”; 5-6 сонетов).

Своеобразие творческой манеры С.Т.Колриджа в поэме “Сказание о Старом Мореходе ”.

Дж.Г.Байрон: личность и судьба. Основные этапы лирического творчества Байрона (“Прощание с Ньюстедским аббатством”, “Ода авторам билля против разрушителей станков”, “Ода Наполеону Бонапарту”,“Прости!”, “Стансы к Августе”, “Тьма”, “Прометей”, “Любовь и смерть”, “В день, когда мне исполнилось 36 лет ”). Образ молодого человека и обрисовка действительности в поэме “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Тип героя и характер конфликта в поэмах “восточного цикла”: “Гяур”, “Корсар”. Жанровая специфика поэмы “ Дон Жуан ”. Образ главного героя. Особенности драматургии Байрона (“Каин ”).

Основные темы лирики П.Б.Шелли (“ Изменчивость”, “Ода западному ветру”, “Индийская серенада”, “Облако”, “Жаворонок”, “Строки”). Нравственный пафос трагедии “ Ченчи ”.

Творческая индивидуальность Джона Китса. Тема Прекрасного в лирике (“По случаю чтения Гомера в переводе Чапмена”, “Кузнечик и сверчок”, “К морю”, “К Спенсеру”, “Два сонета о славе”, “La belle dame sans merci”, “Ода соловью”, “Ода греческой вазе”).

Историзм в романах В.Скотта (“ Роб Рой ”, “Пуритане”, “Айвенго”).

 

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

Ранний французский романтизм. Творчество Ф. де Шатобриана (повести “Рене”, “Атала”).

Психологическая проза французского романтизма (роман Б.Констана “Адольф”).

Творчество Виктора Гюго. Романтическая эстетика Гюго в “Предисловии к драме “Кромвель”. Исторический роман В.Гюго “ Собор Парижской богоматери”: символика, система образов, исторические реалии. Проблематика и романтическая поэтика романа В.Гюго “ Отверженные”.

Эволюция героя в романе А. де Мюссе “Исповедь сына века”. Жанрово-стилевые особенности драматургии А. де Мюссе (“ Прихоти Марианны”, “Любовью не шутят”).

Творчество Жорж Санд. Социальные мотивы и психологизм в романе “ Индиана”.

 

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

Зарождение американской национальной литературы. Своеобразие американского романтизма. Понятие фронтира. Творчество Ф.Купера (“ Пионеры ”, “Последний из могикан”).

Новеллистика В.Ирвинга (“Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной Лощине”, “Жених-призрак”, “Легенда о розе Альгамбры ”).

Новеллистика Н.Готорна (“ Седой заступник”, “Молодой Браун”, “Эндикотт и красный крест”, “Эготизм, или Змея в груди”, “Каменный человек”, “Дэвид Суон”, “Родинка”). Проблематика и поэтика романа Н.Готорна “Алая буква”.

Эстетические принципы Эдгара По и их воплощение в его поэзии (“Ворон”, “Аннабель Ли”, “Колокола и колокольчики”, “Улялюм”, “Эльдорадо”, “Линор ”). “Черные” новеллы Э.По (“ Падение дома Ашеров”, “Черный кот”, “Король Чума”, “Колодец и маятник”, “Вильям Вильсон ”). “Логические” новеллы Э.По (“ Убийство на улице Морг”, “Похищенное письмо”, “Золотой жук”).

Философские проблемы в романе Г.МелвиллаМоби Дик ”.

 

Произведения, названия которых не подчеркнуты, читать полностью не обязательно.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Тик, Новалис, Брентано – в сб. “Избранная проза немецких романтиков” в 2-х т. М., 1979

Тик, Брентано также в сб. “Жизнь льется через край” М., 1991; “ХХ веков немецкой литературы”. Т.2. М., 1994

Лирика и некоторые поэмы Блейка, Вордсворта, Колриджа, Байрона, Шелли, Китса, кроме отд. изданий, в сб. “Поэзия английского романтизма XIX века” М., 1975

Повесть Шатобриана “Рене” см. в сб. “Французская новелла XIX века”, т.1; “Атала” – в сб. “Французская романтическая повесть”.

E-mail преподавателя: mrchernyshov@k66.ru. Можно обращаться за электронными версиями программных текстов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: