Память мучениц Веры, Надежды, Любови




 

Во II столетии по Рождестве Христовом, в царствование римского императора Адриана, в Риме жила вдова по имени София, что значит премудрость. У нее было три дочери - Вера, Надежда и Любовь. Благочестивая мать так воспитала дочерей, что, нося имена трех христианских добродетелей, они показывали их примеры своей жизнью. Девочки не скрывали своей веры и оказались настолько крепки в ней, что Господь призвал их на мученический подвиг, несмотря на то, что старшей Вере было всего 12 лет, Надежде - 10 лет, а младшей - Любови - 9.

Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречься от веры под угрозой пыток. Три дня готовила святая София своих малюток к мученическому подвигу. И Сила Божия помогала им. Первой пострадала старшая сестра: после жестоких пыток ей отсекли голову. Затем мучениям была предана Надежда. Перед казнью она поцеловала сестру и мать и сказала: “Предстанем вместе Святой Троице”. Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но она поцеловала мертвые тела сестер и сама вошла в приготовленную горящую печь. Огонь не опалил ее, и Любовь была также усечена мечом.

Тела дочерей святая София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли мучениям по жестокому расчету, – оставляя ей жизнь в безысходном горе и одиночестве. Но Господь утешил святую. Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрестанной молитве и здесь же уснула сном смерти, соединившей ее с дочерьми в Царстве Того, любовью к Которому были исполнены их сердца. Ничто не смогло отвратить от веры юных мучениц. Несомненно, в этом им помогала и укрепляла благодать Божия. Но следует сказать, что верность юных мучениц Христу во многом была предопределена тем христианским воспитанием, которое дала им благочестивая мать. Поэтому для нас очень важно и поучительно знать, как воспитывали древние христиане своих детей, которые оказывались так тверды в вере, что даже мучения не могли заставить их сойти с истинного пути. Первенствующие христиане не только заботились о том, чтобы самим наследовать Царство Божие, но и о том, чтобы детей своих сделать достойными его сынами. Именно на это было направлено все образование и воспитание, какое они старались им дать

Древние христиане старались запечатлеть в детском уме живое познание Христа с самого раннего возраста. Имя Спасителя дети впитывали с молоком матери и поэтому с самых малых лет они бестрепетно исповедовали его перед мучителями. Родители знали, как дороги в деле воспитания первые годы детства. И как только обнаруживалось в младенцах сознание, они старались прежде всего внушить им веру в Бога и любовь к благочестию, желая предупредить влияние вредных впечатлений и в самом начале дать их жизни благочестивое направление. Священное Писание было первой книгой христианских детей, а после него родители давали детям для чтения сочинения святых отцов. В молитве древние христиане проводили наибольшую часть своего времени, приучая к этому и детей. Можно сказать, что вся их жизнь была непрестанной молитвой. Молитвой начинались и оканчивались все их дела и занятия, с молитвой они возжигали огонь, отдыхали, занимались рукодельем; с молитвой садились за стол и вставали из-за него, выходили и заходили в дом. Даже среди ночи они поднимались и, ограждая себя крестным знамением, творили молитву. И к этой непрестанной молитве призывались и дети: они учили известные молитвы на память, пели гимны и псалмы, участвовали в богослужениях.

Первенствующие христиане старались удалять своих детей от всего, что могло бы возбудить в них нецеломудренные мысли и действия. Детям не позволялось присутствовать на свадебных пиршествах, общественных зрелищах и играх; читать соблазнительные сочинения языческих писателей; их слух хранили от светских песен; их удаляли от общества неблагочестивых людей и лиц другого пола. Приучали детей к скромности в одежде, к умеренности, воздержанию и простоте в пище и питии.
Оградив детское сердце от этих соблазнов, родители старались укоренить в нем христианское благочестие. И главным здесь было показать живой пример. “Помните, - писал блаженный Иероним родителям, - что лучше можно научить дитя примером, нежели словами”. Дети в лице своих родителей имели образец всех внушаемых им добродетелей. Они слышали и видели непрестанные молитвословия, глубокое смирение, умеренность и скромность в одежде, воздержанность в пище, целомудрие, постоянное упражнение в слове Божием, справедливость, любовь, милосердие и т. п.

Родители большей частью сами занимались воспитанием и образованием своих детей, и, конечно, преимущественно эту обязанность брали на себя матери. Блаженный Иероним писал одной благочестивой родительнице: “ты сама должна быть наставницей своей дочери; тебе должна подражать ее неопытная юность. Ни в тебе, ни в своем отце она не должна видеть ничего порочного”. Древние христиане знали, как особенно силен пример благочестивой матери. Вот как взывал к своей покойной матери один учитель Церкви: «Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твое хождение пред Богом, твои страдания, твое молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву; тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа - чувство благочестия, и этого чувства не могли истребить никакие понятия, никакие сомнения, никакие обольщения, никакие вредные примеры, никакие страдания, никакие притеснения, даже никакие грехи. Еще живет во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь».

И мы, современные родители, вполне можем, надеясь на помощь Божию и молитвы святой Софии, чудной воспитательницы для Царствия Божия своих святых дочерей, следовать, по мере возможности, древним благочестивым правилам христианского воспитания, которое приносило такие дивные плоды. Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец – не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь... Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими! Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели.

Истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание воспоминаемых сегодня Церковью святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови.

С одной стороны, поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а младшей – 9) уже настолько проникнуты были христианским чувством, настолько тверды тою силою, которою оно действует в естественной немощи человеческой, что не поколебались перед страшнейшими пытками, способных устрашить даже окрепших, возмужалых людей, чему и бывали примеры в разные времена в лице несчастных, недостаточно воодушевленных своими убеждениями…

Не менее поражает, с другой стороны, и твердость матери, не отступившей перед истязаниями своих детей даже до смерти их, когда представляешь себе всю глубину несравнимого ни с какими человеческими чувствами – чувства материнской любви к детям.

Кто может измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей... Она неизмерима. Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему, и наполнилось Его сладким и владычественным присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим это сердце непреодолимою твердостью.

В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной, проявленной немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.

Каким же путем, в применении к житейским условиям, выросла эта сила, сокрушившая все земные испытания?

София была не по имени только, а по делам христианка, стало быть, преисполнена благочестия, выражавшегося в добрых делах, примером которых и воспитала она детей своих. Что они видели, тем и наполнились; какою пищею питались души их, из того и образовались, и, возрастая при матери - истинной христианке, и сами сделались истинными христианками с самого юного возраста.

И когда мать их, вдова, жившая в Риме, была потребована вместе с ними на суд во время гонения на христиан около 137-го года, то они оказались, не смотря на их молодые годы, уже созревшими для высшего духовного подвига; в них уже была любовь к Богу, которая не могла их допустить отречься от Него; в них была вера, что земные страдания - ничто в сравнении с вечным счастьем, которое ожидает пострадавших ради любви своей к Богу; в них была надежда, что Бог им поможет в страшном испытании силою Своею. Мать их, не расточившая праздно дорогого времени, не пропустившая ни одной минуты для внушения детям спасительных истин, успела рано воспитать в них сосуд драгоценный, готовый для восприятия славного венца мученического.

“Господи! не оставь нас, но Сам помоги нам не устрашиться мук, не устрашиться смерти! Помоги нам, Спаситель наш, не отступить от Тебя!” - взывали молитвенно эти будущие подвижницы, призванные на суд гонителями Христа. И, помолясь, спокойно пошли, предав себя в волю Того, Кто не велел бояться убивающих тело, но душу убить не могущих...

На суде, на вопрос о происхождении и о вере Софии, она безбоязненно отвечала, что она - раба Христова, неисповедимому имени Которого должны поклоняться все сотворенные Им на земле... “И детей моих, - продолжала она, - обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленную свою чистоту - для нетленного Жениха, Сына Божияго”...

Отведенная с детьми своими к одной язычнице, именем Палладии, которой поручено было убедить ее не жертвовать детьми и счастием их ради веры в распятого Христа, София три дня, предоставленные ей до нового суда, провела в молитве и увещевании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу.

“Дети мои дорогие! - говорила она своим дочерям, - вот, настало теперь время подвига нашего ради Иисуса Христа. Не устрашитесь пострадать за Него и лишиться временной жизни ради вечной жизни в Царстве Его! Не бойтесь, если будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту... Не прельститесь также, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земные. Все это исчезает, как дым, как пыль разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не бойтесь никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что скорее мать забудет дитя, чем Он забудет Своих людей. О, дети, вспомните, что я в страданиях родила вас, в трудах воспитала вас, вспомните, как я учила вас любви и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Христа. Дайте мне радость назваться матерью мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими ради Господа нашего!”

Глубоко прониклись души христианских девочек этим увещанием их матери; как бы запечатлело оно воспитание, данное им ею, и дивно-прекрасным плодом расцвели внезапно семена, с детства посеянные матерью в сердцах их.

Когда снова призваны они были на суд, то неустрашимо исповедали веру свою во Христа, не отреклись от этой веры ради обещанных им всевозможных радостей земных, не отступили перед страшными муками и одна вслед за другою - старшая - Вера, вторая - Надежда, младшая – Любовь, - убеждая друг друга и ободряемые материю, перенесли и поджигание на раскаленной железной решетке, и горение в кипящей смоле, и строгание острым железом, и пригвождение к колесу, и биение палками, так что израненное тело распадалось кусками... И, оставшись ради проявления славы Господней невредимыми среди всех этих мучений, были, наконец, усечены мечем.

Какою же болью должны были отзываться в сердце Софии все эти лютые муки, которыми в ее глазах терзали ее детей... Для выражения той боли нет слов на языке человеческом. Нет слов и для выражения того неземного утешения, которое могло преодолевать такую боль...

И вот, София перенесла мучения и смерть своих детей. Ее же и не подвергали иному испытанию, может быть, по жестокому расчету, что, оставив ей жизнь, оставляли ей и безысходное горе о потере детей... Ведь язычникам не понять было ее христианского утешения...

Но Сам Господь скоро всецело утешал пострадавшую за Него если не плотью, то сердцем Софию. Похоронив детей своих в одной могиле, она неотступно в молитве пребывала на ней, и в третий день успокоилась вечным сном, соединившим ее с детьми в Царстве Бога тою любовию, которою она сама возлюбила и детей своих научила любить Его...

Мощи святых мучениц были в 777 г. отпущены папою Адрианом епископу Страсбургскому Ремигию в Ельзас, где в церкви Ешо (Eschau) и показывается каменный гроб их.

В прославление святых мучениц Церковь воспевает:

“Софии честныя священнийшия ветви - Вера, Надежда и Любовь показавшеся, мудрость обуиша Еллинскую благодатию, и пострадавше - победоносицы явившеся, венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася” (Тропарь).


Заключение

 

Таким образом, истинно-чудное проявление христианской нравственной силы представляет собою страдание воспоминаемых сегодня Церковью святых мучениц Софии и малолетних дочерей ее Веры, Надежды и Любови.

С одной стороны, поражает духовная зрелость детей, которые в таком раннем возрасте (старшей из них было 12 лет, а младшей – 9) уже настолько проникнуты были христианским чувством, настолько тверды тою силою, которою оно действует в естественной немощи человеческой, что не поколебались перед страшнейшими пытками, способных устрашить даже окрепших, возмужалых людей, чему и бывали примеры в разные времена в лице несчастных, недостаточно воодушевленных своими убеждениями…

Не менее поражает, с другой стороны, и твердость матери, не отступившей перед истязаниями своих детей даже до смерти их, когда представляешь себе всю глубину несравнимого ни с какими человеческими чувствами – чувства материнской любви к детям.

Кто может измерить всю боль сердечную матери, естественно преисполненной жалости к своим детям, при видении страданий и смерти всех ее детей... Она неизмерима. Между тем, и она уступает беспредельной глубине чувства любви ко Христу, когда сердце познало Его, и предалось Ему, и наполнилось Его сладким и владычественным присутствием, управляющим с тех пор всеми его движениями, внушающим ему всякое благое разумение и укрепляющим это сердце непреодолимою твердостью.

В этой-то истинной любви к Богу-Христу-Духу Святому и объяснение чудной красоты, и высоты, и силы душевной, проявленной немощными существами, в немощи которых и могла совершиться сила Божия, потому что они возлюбили Его.


Список используемой литературы

 

1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Культурология. - Саратов: "Надежда", 2003. - 319 с.

2. Алмазов С.Ф., Питерский П.Я. Вера, Надежда, Любовь. - М., 1962. - 253 с.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы святых мучениц. - М.: "Просвещение", 2003. - 221 с.

4. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Культурология. - М.: "Изобразительное искусство", 2002. - 262 с.

5.Маерова К., Дубинская К. Культурология. - М.: "Русский язык", 2006. - 269 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: