Актуализация опорных знаний.
Работа с текстом стихотворения.
Габдулла Тукай «Стояла лестница в саду, так тяжела и высока…»
Стояла лестница в саду, так тяжела и высока,
Что, вероятно, было в ней ступеней свыше сорока.
Хотя ступени все нужны и ни одной нельзя убрать,
Не хочет верхняя ступень себя с подругами ровнять.
— Я наверху, а вы внизу! — им говорит она, горда.-
Вам, нижним, жалким, до меня не дотянуться никогда!
Но люди лестницу в саду перевернули, и как на грех, —
Была ступенька наверху, а оказалась ниже всех.
– Габдулла Тукай (1886-1913, татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик) Это стихотворение на русский язык перевела Вероника Тушнова.
– Найдите предложение с прямой речью в этом произведении? В чём его особенность?
– Скажите, ребята, а какой литературный жанр напоминает это стихотворение? (Притчу) Почему?
Запись темы урока
Работа по теме урока.
– Давайте чётко и внятно озвучим, что такое косвенная речь?
– Чем косвенная речь отличается от прямой?
– Итак, мы выяснили, что косвенная речь – это сложное предложение. А что вы помните о сложном предложении?
Составление опорного конспекта.
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ
Чужое высказывание, переданное не точно, а пересказанное
ОСОБЕННОСТИ
=
Сложноподчинённое предложение (СПП)
Я часть СПП – слова автора
(как в прямой речи)
2-я часть – придаточная часть (косвенная речь)
«»
Между 1-й и 2-й частью
союзы что, чтобы, будто
местоимения и наречия кто, что, как, какой, где, когда, почему и др.
частица ли
Слова автора предшествуют косвенной речи и отделяются от неё запятой
|
Учитель сказал нам, что быстрое чтение – очень важный фактор.
После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится
Учитель спросил, умею ли я быстро читать.
Практическая работа по переводу прямой речи в косвенную.
Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал: «Мне никогда не осилить этого». А: «П».
Мальчик с тоской смотрел в учебник и думал, что ему никогда не осилить этого., что ().
«Иван, ты давно готовишься к экзаменам?» – спросил учитель. «П?» - а.
Учитель спросил Ивана, давно ли он готовится к экзаменам. (Косвенный вопрос)
, ли ().
«Не подражайте другим, – писал Дейл Карнеги. – Найдите себя и оставайтесь собой». «П, - а. – П».
Дейл Карнеги советовал, чтобы люди не подражали другим и оставались собой., чтобы ().
Примечание.
Запомните!
Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.
Если в прямой речи имеются междометия, обращения, частицы, то в косвенной речи все эти слова опускаются. Оттенки, выраженные ими, лишь приблизительно передаются в косвенной речи какими-нибудь другими подходящими словами — получается отдалённый пересказ прямой речи.
Творческое применение знаний
Задание на выбор:
1) Приём «Пять минут на размышление» (Учащиеся должны оценить значимость косвенной речи для русского языка – выстроить монолог)
Составление синквейна на тему «Косвенная речь»
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. § 68 (с.228)
2. Написать эссе «Золотая полочка» («Золотая полочка» - это та, на которую ставятся любимые книги. В творческой работе должны быть использованы предложения с прямой и косвенной речью)
|
– Коль вам писать о любимых книгах и чтении, хочу процитировать сербского писателя Горана Петровича: «Мгновения чтения — это самые продолжительные мгновения на свете. Каждое из них можно сравнить с небольшой вечностью…»
Приложение
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто её на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности её формы и интонации.
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.
Например: Мне сказали, что это был брат мой... (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза… (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)
Прямую речь можно заменить косвенной.
Памятка 1
В косвенной речи обычно меняются местоимения. Так, «я», «мы» заменяют на «он/она» и «они» соответственно, потому что тот, чью речь передают, уже не будет активным субъектом разговора. А вот «вы» и «ты/Вы», наоборот, заменяют на «мы» и «я». «Он/она» и «они» иногда тоже подлежат замене. Если человек сказал что-то о ком-то, а потом его слова передают этому человеку или этим людям, то используют «ты/Вы» или «вы».