Анатолий Михайлович Елисеев




«Любовь суть начало всех начал»

 

15 апреля исполняется 90 лет ведущему художнику советского журнала «Крокодил» и знаменитому иллюстратору детских книг Анатолию Елисееву. Его веселые, яркие иллюстрации нравятся и детям и взрослым, работы часто экспонируются на выставках и ярмарках книжного искусства. Всю свою творческую жизнь он посвятил искусству детской книги. Анатолий Михайлович Елисеев знаком вам по чудесным иллюстрациям. Он оформил много детских книг: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк-горбунок», стихи С. Михалкова, «Кот в сапогах» Ш. Перро, «Свинопас». Х. К. Андерсена, «Мойдодыр» К. Чуковского, «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Иван – коровий сын» А. Усачёва…

Анатолий Михайлович родился 15 апреля 1930 года. В семье было четверо детей. «Я не люблю, когда клевещут на собственное детство. Мы были счастливы в эвакуации, когда случайно нашли жмых. Счастье нельзя измерить количеством каких-то продуктов или иных благ ».

Сперва Толя стал артистом. Во время войны известный режиссёр Бабочкин предложил ему роль в своём фильме «Родные поля». Он сыграл мальчишку, который со стариком остался в деревне во время войны. Сразу после этого фильма Анатолий снялся ещё в одном - «Это было в Донбассе». Потом был театральный кружок. Руководитель кружка режиссёр Микаэлян для каждого составил список недостатков, которые нужно в себе искоренять. В списке Толи было 22 недостатка. «В детстве все складывалось таким образом, что я должен был стать актером. Я занимался в «Доме пионеров», в котором вместе со мной были будущие народные артисты: и Никита Подгорный, и Витя Сергачев, и я среди них главный - так получалось по ролям, которые мне давали. Но эта профессия очень зависимая, поэтому я как-то себя в этом не видел». После окончания школы предлагали разные роли, но рисовать хотелось больше. «Творчество всегда витало в воздухе. Начал рисовать еще в школе. Первые шаржи на учителей были обычным хулиганством, не думал, что когда-нибудь стану зарабатывать этим на жизнь. Очень любил уроки литературы, но делал много ошибок в сочинениях, поэтому старался писать покороче». Анатолий поступил в Московский полиграфический институт, где учился с 1948 по 1953 год у А.Д. Гончарова и Г.Т. Горощенко.

Но театр и кино не отпускали. Как вспоминает художник: «Однажды с Витей Сергачевым мы отдыхали в Коктебеле, там же был и Ефремов, и Волчек тоже там отдыхала. «Современник» тогда только собирался. И вот пошли мы вечером пьесу слушать, читал ее драматург. Он закончил читать и говорит: «А теперь будем раздавать роли, я даже знаю, кто будет играть одного из героев». И смотрит на меня. Я ему говорю: «Ты чего, совсем обалдел?». А он мне: «Если хочешь декорации рисовать, будешь играть». Вот так было положено начало. А потом я ушел из театра. А вообще, иллюстрация и театр – близкие профессии, просто способ выражения разный, а принцип один: то же проживание ситуации, те же мизансцены, те же образы. » Снимался в фильмах «Друг мой, Колька!..», «Гори, гори, моя звезда», «Директор», «Сибирячка». Над многими фильмами работал в качестве звукооператора. Оформлял спектакли и играл в театре «Современник».

Он окончил Полиграфический институт в 1953 году, а работать в детской книге начал ещё на студенческой скамье. Первую книжку нарисовал на втором курсе. Это была книжка С. Маршака «Книжка про книжки». Достаточно много книг (до 1970 г.) проиллюстрировал вместе с Михаилом Скобелевым, с которым вместе учился: «Наш мастер, иллюстратор Виктор Васильевич Пахомов, выбрал нас для работы над одной книгой, и так, с его легкой руки, оно дальше и пошло. Мы некоторое время работали вместе, пока жизненные пути не разошлись ». Потом работал в журнале «Физкультура и спорт», рисовал с 1960 года политические и бытовые карикатуры для журнала «Крокодил» вместе с художником Михаилом Скобелевым. Он постоянно сотрудничал с детскими журналами "Мурзилка" и "Веселые картинки". Иллюстрировал и оформлял книги для издательств «Детская литература», «Малыш», «Художественная литература». Работы художника экспонировались на московских, республиканских и всесоюзных выставках, на выставках советского книжного искусства за рубежом - в Канаде, Чехословакии, Польше и других странах

Заслуженный художник России Анатолий Михайлович Елисеев – один из родоначальников советской «весёлой книги», столь любимой детьми прошлых десятилетий. Он – автор иллюстраций к произведениям Андерсена, Дружкова, Ершова, Заходера, Аксёнова, Мориц, Драгунского, Мошковской, Мелентьева, Успенского, Махотина, Роньшина, Усачева и многих-многих других.Лучшие работы: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (2008), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1987), Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак» (1970), Р. Киплинг «Ваш покорный слуга пес Бутс» (2007), А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (2008), А. Барто «Мы с Тамарой» (2006), К. Чуковский «Котауси и Мауси» (2001).

Больше чем за полвека художник иллюстрировал немыслимое количество русских пословиц, сказок, потешек, прибауток. Народное искусство в рисунки А.Елисеева проникает через детали быта. Крынки, ковшики, ухваты, лучины, прялки – то, что можно увидеть разве что в музее – естественным образом появляются в его работах. Елисеев украшает избы, печки, лавки полосатыми половичками, лоскутным одеялом, полотенцами и салфетками.

 

 

Образы народного творчества переплавлены в формы, доступные и близкие глазу современного ребенка. Художник использует изобразительные средства, чтобы прояснить ребенку смысл поговорки или пословицы. Например, такая иллюстрация: в темной комнате у раскрытого окна пригорюнилась девочка. Рядом на скамейке надкусанное яблоко, спящий кот, под скамейкой – брошенный веник. А за окном – ясный день, все заняты делом: кто воду несет, кто по ягоды идет, кто белье стирает, кто лошадь купает. Контраст темного переднего плана и яркость красок трудовой жизни за окном делают ясным для маленького зрителя смысл поговорки «Скучен день до вечера, когда делать нечего». Разыграть в картинке пословицу, да так, чтобы получился целый рассказ – дело непростое. «Поспешишь – людей насмешишь» - всего три слова. А на рисунке и девочка в русском традиционном костюму с кокошником, второпях пришившая вместе с пуговицей празднично расшитый рушничок, и катушки, разлетевшиеся по полу, и кот, в испуге ринувшийся в угол, и заглянувшие в дверь мальчишки, которые так хохочут, что у одного кепка слетела, а другой растерял конфеты – длинные, перевитые…

 

А.Елисеев вспоминает: «Я очень хорошо помню первую книгу, которая поразила меня в детстве. Жили мы тогда не богато, детских книг с цветными иллюстрациями не было. И вот, однажды, родители пошли в гости к какому-то обеспеченному человеку и взяли меня с собой. Там меня, чтобы не мешался под ногами, отправили в отдельную комнату, где прямо на полу, на ковре лежала большая красивая книжка с картинками. Я ее открыл и на первом развороте увидел рисунок – обезьяны прибивали солнце к небу, а крокодил пытался им помешать. И тут же включился в игру, принял сторону обезьян и начал думать вместе с ними – как же обойти крокодила? Фактически, я стал участником этой истории. На протяжении всего времени, что мы были в гостях, я разглядывал рисунки и фантазировал. Думаю, что это самое главное в детской книге – она должна приглашать в игру, оживлять героев сказок и пробуждать воображение ребенка… Как тогда, еще в дошкольном возрасте, первая книга с картинками открыла мне целый мир, так и сейчас фантазия может начать работать от любой детали или услышанной где-то фразы ».

Рассматривая его иллюстрации, потихоньку входишь в мир его героев Иллюстрации Елисеева - целая пантомима - яркая, красочная, по-детски пестренькая. Люди с румяными лицами, пухленькими, курносенькими, мужичками с бородой-лопатой. В его иллюстрации - и юмор, и сатира, и веселый карнавал героев. Художник широко использует декоративность, элементы народного творчества — цветут городецкие цветы, распускаются невиданные травы. Те, чье детство пришлось на шестидесятые годы, наверняка вспомнят веселую книжку Драгунского «На Садовой большое движение». Черно-белые рисунки, лаконичные, живые, выполненные А.Елисеевым и М.Скобелевым, с чуть нарочитой небрежностью и озорством, - как они нравились ребятам, какими были современными и смелыми! И нынешние дошкольники с таким же интересом рассматривают рисунки Анатолия Елисеева. Не иначе, как художник знает секрет, как найти общий язык с ребенком, несмотря на то, какое идет на дворе десятилетие.

 

 

Главное для художника - любить то, чем занимаешься: «Однажды редактор какого-то издательства, сейчас уже не вспомню, какого именно, попросил меня проиллюстрировать рукопись, что-то там по мотивам Буратино. Я отказывался: ну, мне показалось все это каким-то вторичным. Но редактор меня все уговаривал и уговаривал, и в одном из разговоров сказал: «Полюбите эту рукопись». И эта фраза запомнилась. Любовь есть суть начало всех начал: если полюбил, то тогда и пробуждается все. Любовь – это тоже сочинительство такое. Каждый себе сочиняет нечто такое, во что потом и влюбляется. Любовь – она в основе всего. Мне кажется, чтобы чем-то заниматься, нужно по-настоящему любить автора, его творчество, чтобы не впасть в свои собственные фантазии, чтобы сочинять что-либо от любви к автору, а не к себе».

 

Так в чем же секрет художника? В таланте, мастерстве, богатой и щедрой фантазии или в живом остром уме? Во всем этом, вместе взятом и, пожалуй, еще в одном. Анатолий Елисеев – добрейший человек. А дети прекрасно чувствуют хороших людей. Даже изображая отрицательных персонажей, Елисеев представляет их забавными, а вовсе не страшными. Обжора Робин Бобин Барабек, который, помимо прочего, скушал сорок человек, оказывается милым толстяком с раздутым как пузырь, животом, а на злоключения маленького беса из Пушкинской «Сказки о попе и работнике его Балде» просто невозможно смотреть без жалости. Даже всякая сказочная нечисть – Кащей Бессмертный, Баба Яга – страшноватая, конечно, но совсем не злющая. Чего стоит Змей Горыныч на иллюстрации к книжке-сборнику русских народных сказок и небылиц «На море, на океане, на острове Буяне» - одна голова у него спит, вторая умильно улыбается, а третья вовсе кокетничает. Сам Змей Горыныч лежит на кровати, он накрыт стеганым лоскутным одеялом, а хвост не поместился, пришлось подставить табуретку. Нет, бояться такого злодея совершенно невозможно. Ребенок чувствует, что мир художника — справедлив, порок будет наказан, а добро, несмотря ни на что восторжествует.

 

 

Елисеев о своих любимых книгах: «Бывает так, что думаешь о книге и понимаешь: «Мое!» Так родилась книга «Конек-Горбунок». И она до сих пор переиздается. Также было со сказками Пушкина. Также случилось и с «Золотым ключиком». Интересно работать над той книгой, в которой есть своя атмосфера и необычные характеры. В этом случае художнику есть над чем поработать. «Золотой ключик» привлек меня, прежде всего тем, что все герои сказки очень необычны и интересны. Столько ярких типажей! Симпатичный хулиган и обормот Буратино, «светская дама» Мальвина, Лиса Алиса и Кот Базилио… У всех свой характер и мне как художнику было очень любопытно придумать и воплотить этих героев, показать развитие взаимоотношений. Присмотритесь внимательно – в сказке нет однозначно хороших и однозначно плохих персонажей. Толстой смог сделать всех героев абсолютно живыми людьми… Книгу и ее персонажей надо сначала полюбить, почувствовать атмосферу, а уже потом приступать к работе. И тогда даже герои простой детской сказки «Теремок» смогут удивить нас. Это некий сказочный мир, и его обитателей хотелось бы сделать живыми и понятными для ребенка ».

А ещё целое последнее десятилетие 20 века главным художником сочинял А.Елисеев сказочный облик литературного журнала для маленьких «Жили-были». Чудесный художник, мастер своего дела, фантазер, потрясающий рассказчик, скромный человек... Любимое хобби – рыбалка. Сейчас ему 90 лет, он не перестаёт что-то придумывать, шутить, рисовать и – издаваться.

«И, конечно же, всегда мечтается, что следующая книга будет лучше предыдущей. Для того и живем».

Вот девиз жизни Анатолия Елисеева: «Господь дал разум, совесть, любовь – вот основа всего, на мой взгляд».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: