Соревнования, правила игры по волейболу, организация и проведение.




 

СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА.

 

В волейболе удачно сочетаются два наиболее эффективных метода физического воспитания: игровой и соревновательный. Во-первых, волейбол относится к спортивным играм и изобилует игровыми упражнениями. Во-вторых, в игровой форме учащиеся лучше усваивают определенный учебный материал. В-третьих, соревновательный момент заключается в самой игре в волейбол, а проведение многих упражнений в виде соревнований способствует максимальной мобилизации сил учащихся. Все это в целом говорит о большом значении соревнований в решении задач физического воспитания школьников.

Спортивные соревнования также органически входят в систему подготовки волейболистов. Они являются не только непосредственной целью тренировки, но служат и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха, просто регулярно тренируясь, наращивая объем и интенсивность тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях—обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобрел и развил необходимые соревновательные качества, волю к победе, повысил надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и воспитать специализированные качества и навыки, естественно, можно только в соревнованиях.

Надо стремиться к тому, чтобы соревнования проводились в твердо установленные сроки. Лучшее время для районных и городских соревнований — январь-март, для внутришкольных — ноябрь-декабрь. Соревнования должны проводиться регулярно, чтобы их воздействие было достаточно эффективным. Очень большое число соревнований, так же как и слишком малое, нарушает нормальный ход тренировочного процесса в секции. В командах высших разрядов соревновательная подготовка складывается из 60—70 игр в году, из них 30—40 игр календарных, остальные — контрольные и товарищеские. Для ребят 15—17 лет количество игр в году должно быть 40—50, половина из них — календарные, в 13—14 лет количество игр соответственно 30 (14—16 календарных). Для ребят более младшего возраста количество игр по мини-волейболу будет 10—14 (6—8 календарных), кроме того,. для них проводятся соревнования по технике игры в волейбол.

Волейбол — командный вид спорта, и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы соревновательные коллективные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты индивидуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Всех юных волейболистов, например занимающихся в спортивных школах (их более 250 тысяч), официальными соревнованиями охватить невозможно, а готовить надо в равной мере всех по единой программе. Для этого необходимы регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным к волейболу играм, по волейболу в самой спортивной (общеобразовательной) школе, при стопроцентном охвате занимающихся. Соревнования эти должны носить официальный характер с выявлением и награждением победителей, лучших учебных групп по возрастам, лучших коллективов. В соревнованиях по физической и технической подготовке юный волейболист борется «за себя», здесь воспитываются очень важные бойцовские качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллективные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной «волейбольной» подготовке.

Члены волейбольной секции и групп начальной подготовки наравне со всеми обязательно участвуют в соревнованиях по программе комплекса ГТО, и это идет им в зачет по общей физической подготовке. Кроме того, для волейболистов проводятся соревнования по специальной физической подготовке. Такие соревнования проводятся в виде многоборий (отдельно в беге, прыжках, метаниях) и комбинированно (бег, прыжки, метания). Например: 1) прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, 2) метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя и в прыжке, метание хоккейного мяча на дальность, теннисного мяча на точность в прыжке, 3) бег 30 м, бег 92 м с изменением направления, бег ЗХ 10 м, бег 6Х 5 м, 4) бег 30 м, прыжок в длину с места, метание набивного мяча в прыжке. В начале и конце учебного года соревнования по физической подготовке служат контрольными испытаниями и позволяют судить о качестве учебно-тренировочной работы.

Соревнования по технической подготовке повышают у ребят интерес к овладению техникой волейбола, а учителю позволяют проследить за тем, как юные спортсмены усваивают приемы игры. В программу соревнований входят: первые и вторые передачи мяча, передачи через сетку на точность, подачи на точность, нападающие удары на точность.

Для детей 8—12 лет нужно проводить соревнования по подвижным играм, специальным эстафетам и играм, подготовительным к волейболу, по мини-волейболу. Программа соревнований включает игры, в которых проявляются скорость реакции, быстрота ответных действий и особенно ловкость. Это преимущественно командные игры — «Катающаяся мишень», «Охотники и утки», «День и ночь», «Пионербол», «Борьба за мяч» и др. Конечно, нельзя забывать о соревнованиях по баскетболу и ручному мячу. В эстафеты включаются различные способы перемещения (приставным шагом, прыжками на одной ноге и др.), переноска набивных мячей, кувырки, изменение направления перемещения и др. Из подготовительных игр в программу соревнований целесообразно включить «Мяч в воздухе» в различных вариантах (в круге, в круге с одним и двумя водящими в середине, на месте и в движении), «Два мяча через сетку», приблизив правила этой игры к волейболу. При проведении соревнований внутри школы целесообразно практиковать комплексный зачет: учитывать результаты по волейболу или мини-волейболу, физической подготовке, подвижным играм и эстафетам, технической подготовке. Элементы комплексного зачета, например, введены в проведение юношеского первенства СССР по волейболу.

Соревнования по волейболу целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т. д.), чтобы все учащиеся в равной мере были охвачены соревнованиями. Полезны игры старших с младшими, последним дается определенное преимущество (например, в очках в каждой партии).

Соревнования проводятся полными составами (6Х6) и неполными: 5Х5, 4Х4, 3Х3, 2Х2, 1Х1. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют «соревновательные» качества, которые затем проявляются в процессе коллективных действий в игре волейбол полными составами. Для учащихся 10—12 лет проводятся соревнования по мини-волейболу.

Правила имеют некоторые отличия от «большого» волейбола.

Для более эффективной подготовки юных волейболистов целесообразно в положении о соревнованиях оговаривать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую, при приеме подачи первой передачей мяч направлять: а) в зону 3, б) в зону 2, в) в зону 4; передачу на удар выполнять только: а) находясь лицом к нападающему, б) спиной к нему; нападающий удар выполнять только средней силы в глубину площадки и т. п. Эти указания связываются с программным материалом для соответствующего возраста и направлены на более прочное его освоение в игровой и соревновательной обстановке.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ

 

Виды соревнований

 

Традиционно хорошо зарекомендовало себя в школе проведение следующих видов соревнований но волейболу:

— показательные выступления квалифицированных команд;

— матчевые (товарищеские) встречи с другими школами, подшефными организациями и т. д.;

— однодневные соревнования — блиц-турниры;

— соревнования на кубок или приз;

— чемпионат (первенство) школы.

Показательные встречи организуются с целью популяризации волейбола в школе и демонстрации спортивного мастерства. Для этого приглашают команды, прошедшие хорошую спортивную* подготовку в период, предшествующий организации работы секции. Прекрасно решается эта задача и в том случае, если в школьном зале проводятся соревнования среди квалифицированных команд.

Товарищеские встречи необходимы для подготовки сборной команды школы к районным или городским соревнованиям.

Если товарищеские встречи проводятся с традиционно сильными соперниками, они представляют большой интерес и в плане популяризации волейбола.

Блиц-турниры выгодно отличаются тем, что в течение одного дня в них может принять участие несколько команд. Поэтому их, как правило, проводят в выходные дни. Правила соревнований при этом могут изменяться: проводиться на время, из одной партии, но но круговому способу (см. в этой же главе раздел «Круговой способ»); до заранее оговоренного счета; уменьшенными составами (4Х4) и т. д.

Соревнования на кубок или приз проводятся в школе традиционно. Их посвящают знаменательным датам или памяти прославленных выпускников школы. Они проводятся по системе с выбыванием.

Чемпионат школы (первенство) — это единственное соревнование в году, в результате которого определяются сильнейшая команда школы и все последующие места. В зависимости от количества классов данные соревнования можно проводить раздельно для старшего (IX—Х класс) и среднего (VI1 — VIII класс) возраста. Чемпионат школы проводится по круговой системе.

Положение о соревновании

Заблаговременно до начала соревнований (не менее чем за один месяц) учитель совместно с активом секции волейбола разрабатывает положение о соревновании. После утверждения положения директором школы оно доводится до сведения физоргов классов.

В положении необходимо предусмотреть основные моменты организации и проведения соревнований с учетом особенностей участников и условий- школы.

Наиболее типичными разделами положения являются:

1. Цели и задачи соревнований.

2. Место и сроки проведения.

3. Руководство соревнованиями. Судейство.

4. Участвующие команды и требования к участникам.

5. Правила проведения соревнований, способ проведения, оценка результатов, выявление победителей.

6. Порядок награждения команд-победительниц и отдельных игроков.

При составлении положения особое внимание уделяется разделам «Оценка результатов» и «Выявление победителей». Здесь необходимо предусмотреть все возможные случаи распределения результатов, чтобы избежать разночтений положения.

Применительно к условиям школы эти разделы могут быть сформулированы следующим образом: оценка результатов игры проводится из трех партий: выигрыш — 2 очка, проигрыш — 1 очко, неявка — 0.

Команда-победитель определяется по наибольшей сумме выигрышных очков. В случае равенства очков у двух команд победитель определяется по результату игры между ними. Как вариант может быть назначена и дополнительная игра.

При равенстве очков у трех и более команд победитель определяется по лучшей разности выигрышных партий между этими командами. Если же и этот показатель одинаковый — по лучшей разности очков в партиях.

В указанный срок проводится совещание с представителями команд (капитанами или физоргами), на котором уточняются наиболее важные вопросы положения, организации и проведения соревнований и проводится жеребьевка.

Сразу же после проведения жеребьевки составляется календарь игр. Кроме этого, календарь игр вместе с объявлением о соревнованиях должен быть вывешен в общепринятом месте школы.

Соревнования по волейболу могут лишь тогда достигнуть своей цели, когда они организованы и проведены на высоком уровне. Учитывая, что для большинства ребят это первое соревнование в жизни, оно должно стать праздником и запомниться на всю жизнь. А это возможно при тщательной их подготовке и особенно при проведении торжественной части — открытия и закрытия соревнований.

На открытие соревнований важно пригласить почетных гостей и классных руководителей. После приветствия директора или завуча школы и подъема флага капитанами команд-победительниц прошлого года (или призерами в отсутствие выпускных классов) объявляется очередность игр первого дня. Весьма важно, чтобы в первой игре встретились команды, которые могут показать наиболее интересный волейбол.

Результаты соревнований после каждого дня должны вывешиваться на специальном стенде.

Соревнования завершаются парадом закрытия, при этом команды выстраиваются в порядке занятых мест, где и подводятся окончательные итоги.

В волейболе принято награждать, кроме команд-призеров, и отдельных игроков, достигнувших хороших показателей в отдельных игровых амплуа: нападающий, защитник, связующий, универсальный игрок.

После награждения команд и участников капитаны команд-победительниц опускают флаг соревнований. Соревнования завершаются торжественным маршем всех участвовавших команд.

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО ВОЛЕЙБОЛУ

Место для игры, оборудование и инвентарь

Площадка. Площадка представляет собой прямоугольник длиной 18 м и шириной 9 м. Препятствия следует удалить от ее границ не менее чем на 2,5 м (если речь идет о площадках летних) и на 1,5 м (в помещениях).

Размер площадки можно уменьшить до 15 м в длину и 7,5 м в ширину.

Площадку очерчивают линиями — короткими (они называются лицевыми) и длинными (боковыми). Лицевые и боковые линии образуют прямые углы.

Перпендикулярно к лицевой линии в 3 м от правого угла за площадкой проводят линию длиной 15 см. Такую же линию проводят вне поля от правого угла как продолжение боковой. Вместе с боковой эти линии образуют зону подачи.

Середины боковых линий соединяют прямой, называемой средней линией. Она делит площадку пополам. На каждой половине площадки в 3 м от оси средней линии и параллельно ей проводят линию нападения.

Часть площадки, заключенная между линиями нападения, средней и боковыми, называется площадью нападения.

Линии должны иметь ширину не более 5 см и находятся в одной плоскости с площадкой.

Сетка и мяч. Поперек площадки над средней линией натягивают веревочную сетку шириной 1 м и длиной 9,5 м. Ячейки сетки представляют собой квадраты размером 10Х 10 см. Сетку укрепляют при помощи троса толщиной до 5 мм или веревкой на двух стойках, расположенных в 0,5—1,5 м от боковых линий. Верхний край сетки устанавливается по различной высоте (см. табл.). Для смешанных команд (в любом соотношении) верхний край сетки устанавливают на высоте соответственно возрастной группе или по договоренности. Для юных волейболистов высота сетки определяется по таблице:

  Возраст юных волейболистов
11 —12 лет 13-.14 лет 15—16 лет 17-18 лет
Мальчики и юноши 2,20 м 2,30 м 2,40 м 2,43 м
Левочки и девушки 2,00 м 2,10 м 2,20 м 2,24 м

Мяч должен быть круглым, с длиной окружности 66+1 см и весить 270+10 г. Наружная оболочка мяча из кожи или из ее заменителей. Для мальчиков и девочек 11—12 и 13—14 лет вес мяча должен составлять 200—250 г. Встречу можно проводить одним мячом.

Участники соревнований

Возраст игроков. Участников соревнований делят на следующие возрастные группы: юношеские— 11-12, 13—14, 15—16, 17—18 лет; взрослые— 19--35 лет; старшие от 36 лет.

С разрешения врача юношей и девушек младшей возрастной группы допускают к участию в играх за команды «ближайших» по возрасту групп.

Составы команд, замены игроков. В игре участвуют две команды. В команде вместе с запасными игроками должно быть не более двенадцати человек. Основными считаются шесть игроков, которые вступают в игру в начале партии. В ходе партии команда может заменить любого основного игрока запасным.

Замена игроков и взятие перерыва по требованию капитана или тренера команды должны проводиться в моменты, когда мяч выходит из игры. Заменять игрока можно только с разрешения судьи.

Игрок, выходящий из игры или входящий в игру, должен получить соответствующее разрешение судьи.

Игрок, удаленный судьей до конца встречи, вернуться в игру в этой встрече не имеет права.

Если в одной из команд осталось менее шести человек и для замены использованы все запасные, игра прекращается и этой команде засчитывается в данной партии поражение.

При несчастном случае с игроком судья обязан — по заявлению капитана команды (если у команды к этому моменту уже исчерпаны все возможности замены) — прервать игру и разрешить команде замену травмированного игрока любым другим, ранее уже участвовавшим в игре. Если в команде всего б игроков, то в этом случае предоставляется перерыв в данной партии на 3 мин.

Костюмы игроков. Форма игреков — спортивная, произвольная, состоит из майки. трусов и тапочек. Разрешается играть в тренировочных костюмах.

Расстановка игроков. Перед каждой подачей мяча игроки обеих команд располагаются на своих сторонах площадки в две линии по три человека. Если в составе команды пять игроков, то на задней линии находятся два из них. Стоящие у сетки называются игроками передней линии (зоны), остальные— игроками задней линии (зоны). Перед подачей игроки задней линии не должны находиться впереди игроков соответствующей передней зоны (относительно сетки).

Менять расстановку игроков не разрешается до конца партии. Изменить расстановку и состав основных игроков команды могут только перед началом новой партии.

Судейство и правила ведения игры

На каждую встречу назначают одного судью. Фиксируя ошибки, он должен пояснять те из них, которые могут вызвать у игроков и зрителей сомнение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: