В педагогике различают несколько форм обучения и сотрудничества:
· Сотрудничество с учителем.
· Сотрудничество со сверстниками.
· Сотрудничество с самим собой.
Динамику форм учебного сотрудничества рассматривается как последовательное движение ученика: сотрудничество со сверстниками, сотрудничество с учителем и сотрудничество с самим собой.
Совместная работа школьников предполагает обращение непосредственно друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками, дети учатся помочь другу, попросить помощи друг другу, формулировать свою точку зрения, выяснить точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками является необходимым для подготовки способность строить свое действие с учетом действий партнера, понимать и принимать мнение другой, быть способным учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнеров; обладать инициативностью, способность добывать недостающую информацию; владеть готовностью к составлению плана совместной деятельности; быть в состоянии разрешить конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке части совместных действий, в Ходе обучения, сотрудничества со сверстниками прямой помощи учителя-это вредно, потому что он берет на себя рефлексивную часть работы [3].
Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с учителем происходят, когда группы учащихся при решении цель учителя-практики, задача замечают из-за вашей некомпетентности и своего учителя. Руководство международного исследования характеризуется активность студентов, которые, решая практическую задачу, осознает, что для ее решения ему не хватает определенных знаний или способов действий. Ребенок формулирует вопрос о технической помощи, которая ему необходима, чтобы решить эту задачу, и спрашивает учителя. Ученик, который способен отделить известное от неизвестного и в состоянии сформулировать свой вопрос по теме обучение, становится субъектом учебной деятельности, зная, учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Педагог делает все возможное, чтобы ребенок смог сформулировать свой вопрос на языке содержания учебного предмета. Необходимо организовать обучение и сотрудничество, чтобы оно содержало все формы взаимодействия между обучением и сотрудничества ребенка с учителем и с другими учениками, а с самим собой. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества, является условием формирования ребенка как субъекта учебной деятельности, способного самообразованию и самовоспитанию.
Учебное сотрудничество расстраивает, роль учителя на уроке. Прямое обучение, и инструкции, уменьшает. Основная задача учителя - координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащихся. Педагог находится в позиции "координатор" обучения, создает познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные мнения, создает условия для стимулирования принятия решения, заключения.
Сотрудничество ученика с самим собой предполагает способность собирать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребенка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность устанавливать границы собственных возможностей, то, что он знает, и знает, и что он не знает, или не знает [21].
Полная учебного сотрудничества при использовании различных форм ее организации, ориентирован на развитие у студентов личности и связь универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, способность решать проблемы, способность управлять самостоятельно.
Как известно, основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и съемного состава, коллективного взаимодействия.
Рабочая группа, одним из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
• дать ученику эмоциональную и содержание поддержки;
• дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссии;
• дать каждому учащемуся опыт тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функции контроля и оценки, целеполагания и планирования);
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.
В качестве инструментов, педагогики сотрудничества, вы можете использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенный разговор, более справедливой и независимой оценки, продвижения к успеху, личный пример, встречи с интересными людьми, совместный поиск решений, и так далее.
Реализация педагогики сотрудничества, изучение индивидуальных особенностей каждого ученика, что позволяет видеть каждого ребенка, личности, со всеми ее преимуществами и свои недостатки, создавать условия для реализации возможностей каждого ученика в процессе обучения [19].
1.3 Различного рода варианты организации обучения
Итак, приступим к рассмотрению несколько вариантов организации обучения. Одним из вариантов является «обучение в малых группах». Этот вариант можно использовать на любой ступени обучения. Группа обычно состоит из 4 человек разного уровня подготовки. Вот типичная структура урока:
• объяснение учителя;
• индивидуальная отработка учащимися ориентировочной основы действий;
• работа в группах: общее для группы и являются одинаковыми для всех рабочих групп осуществляется сторонами или по вертушке» с комментарием вслух; выполнение контролируется группой;
• индивидуальная проверка достигнутого на основе текста;
• оценки членов группы; все участники группы получают одинаковые оценки [3].
Следующий вариант для рассмотрения предлагается такой вариант, как «обучение в команде на основе конкурса». Этот вариант отличается от предыдущего по форме организации проверки знаний учащихся: вместо индивидуального тестирования проводится так называемый турнир столов. На столах, чтобы идти путем ученика и каждая группа, кроме того, они все эквивалентны. Тесты достижений, предлагаемые учащимся, имеют различный уровень сложности: «сильный стол» предлагаются задания повышенного уровня сложности «средний» - немного слабее, «болен таблицы становится слабее. Количество баллов, которые получает ученик, справившийся с задачей, не зависит от «планки» стола.[7].
Давайте такой вариант организации обучения в сотрудничестве - " индивидуальная работа в команде». Этот вариант обучения в сотрудничестве особенно хорошо служил во время урока английского языка в 5 7 классах. При организации работы группы контроля на формирование знаний и навыков, необходимых для выполнения дома и в классе заданий ведут ассистенты (оценщики) - члены группы в специальных журналах. Это сделано для того, чтобы учителя освободилось время индивидуальной работы с группами и / или студентов. [5].
Другой вариант организации обучения в сотрудничестве является метод «пилы». Этот метод применяется тогда, когда учебный материал можно естественным образом можно разбить на фрагменты. Кроме того, количество таких фрагментов должно совпадать с количеством участников группы. Как правило, группа при использовании метода «пилы» состоит из 5-6 человек. Каждый участник назначается ответственным за свой фрагмент учебного материала, – эксперт. Его задача не просто изучить его кусок материала, но и добиться, чтобы все члены группы освоили этот фрагмент.
Классический вариант-метод «пилы» предполагает, что после групповой работы учитель организует совещания экспертов: эксперты из различных групп объединяются за одним столом, чтобы поделиться информацией друг с другом. После возвращения экспертов в свои группы групповая работа продолжается в течение некоторого времени, после чего организован индивидуальный контроль знаний. Это может быть, что тест, основанный на картах, и устный ответ на вопрос учителя, адресованный каждый член группы (учитель) выбор, или совместный доклад, подготовленный группой. Как обычно, при обучении в сотрудничестве, группа принимает начертание на все. [7].
Исходя из вышесказанного, основные идеи, присущие всем описанным здесь, вариантов обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы на успех), дают возможность учителю сосредоточиться на каждого ученика. В результате систематической и целенаправленной (разумеется, хорошо продуманной и готовы работать в сотрудничестве) может значительно увеличить время устной и речи практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в его сознании систему изучаемого языка. И это не плохой фундамент овладения языком [23].