По мере становления государственной системы научно-технической информации менялись источники финансирования научно-информационной деятельности. Если ранее НИД финансировалась в основном из госбюджета, то теперь научно-информационная деятельность финансируется из средств государственного бюджета, организаций и предприятий, оплачивающих услуги информационных органов (плата за информационные продукты, копировально-множительные работы, информационное обслуживание, пользование автоматизированными информационно-поисковыми системами и т. д.). Расширилась хозяйственная самостоятельность информационных структур. Увеличение удельного веса работ, выполняемых информационными органами по хозяйственным договорам, позволяет сделать вывод о возможности дальнейшего использования в этой сфере хозрасчета.
В работе информационных учреждений значительную роль играет система поощрения. В структуре затрат на НИД заработная плата информационных работников составляет около 50% общей суммы расходов. Однако пока ее стимулирующая роль невелика: средняя зарплата информационных работников ниже, чем, например, ученых. Примечателен и тот факт, что дифференциация должностных окладов информационных работников также несущественна: труд работников разной квалификации, выполняющих различные по сложности информационные работы, оплачивается почти одинаково.
Система социального и экономического стимулирования труда информационных работников пока не сформировалась, и в различных информационных органах существуют разные методы морального и материального поощрения. Например, в некоторых центральных отраслевых институтах научно-технической информации, подчиненных министерствам, перешедшим на новую систему планирования, используются поощрительные фонды — фонд материального поощрения и фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Кроме того, разработаны формы стимулирования за результаты производственно-хозяйственной деятельности.
|
Основными источниками формирования фондов поощрения являются отчисления от прибыли и средства из отраслевого премиального фонда. Порядок отчислений в фонды экономического стимулирования по разным отраслям неодинаков. Размеры отчислений зависят от многих факторов, в первую очередь от объема хоздоговорных работ и результатов внедрения с помощью информационной службы новшеств. Иногда размер отчислений в фонды экономического стимулирования определяется процентами от размера фонда заработной платы. Такой подход снижает значимость премии и специальных фондов, поскольку устанавливает затратную зависимость (чем больше численность занятых информационных работников и больше расходы на заработную плату, тем больше фонд премирования).
Недостаток высококвалифицированных специалистов в информационных органах в настоящее время отчасти связан с нечетко организованной системой оплаты труда. Решению этой проблемы содействовало бы введение в управление информационным процессом более дифференцированной системы оплаты труда, учитывающей величину экономии ресурсов в той сфере, которая потребляет информационные услуги.
Информационные работники могут поощряться за участие в ускорении процесса продвижения крупнозначимых научно-технических новаций в цепи «наука-производство», за выполнение информационных работ, обеспечивающих быстрое достижение экономических и социальных результатов.
|
Вывод
В процессе написания реферата мы ознакомились с профессионально-квалификационной структурой кадров в информационном производстве; характеристикой и содержанием функций основных профессий; подготовкой редакторов информационных изданий; библиотечно-библиографическими кадрами; формами и видами оплаты труда работников сферы информационной деятельности.
Литература
1. Государственная система научной и технической информации в СССР: итоги и уроки. - М.: ВИНИТИ, 1999. - 273 с.
2. Дрешер Ю. Н. Кадровый менеджмент: учебн.-метод, пособие / иод ред. Т. И. Ключенко. — Казань: Медицина, 1996. — 197 с.
3. Казанцева К. В. Научная организация информационной деятельности. — М.: Наука, 1985. - 154 с.
4. Карбо Т. Библиотекарь в большой семье информационных профессий: американская перспектива // Международный форум по информации и документации. — 1999. - № 3. — С. 23-26.
5. Когберн Д. Л. Глобализация, знание, образование и подготовка в информационный век // Международный форум по информации и документации — 1999. - № 4. - С. 22-28.
6. Кукин В. И. Информатика: организация и управление. — М. • Экономика 1991.-176 с.
7. Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования: учеб. для студентов высш. учеб. заведений. -- М.: Высш. шк., 1980. — 328 с.
8. Солошснко Н. С. Информационная поддержка «научной команды»: эволюция информаторов // Международный форум по информации — 2001 — № 3. - С. 24-27.
9. Тарапанова К. Интеллектуальное общество и информационный работник: требовании и возможности // Международный форум по информации и документации. — 2000. — № 1. — С. 24-30.
10. Чачко А. С. Библиотекарь — актуальная профессия информационного общества // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии — 2003 — № I -С. 70-73.
11. Чачко А. С. Библиотечный специалист. Особенности труда и профессионализации. — Киев: Наук, думка, 1986. — 189 с.