Психологические методы диагностики мотивации




 

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным, родовым понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека

В поведении человека можно выделить две функционально взаимосвязанные - стороны: побудительную и регулятивную. Регулятивная сторона обеспечивает гибкость и устойчивость поведения в различных условиях; побудительная - обеспечивает активность инаправленность поведения. Описание этой стороны поведения связано с понятием мотивация.

Мотивация - система побуждений, вызывающих активность индивида, определяющих направленность и характер его поведения и деятельности. Сюда включаются такие образования, как потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления. Мотивационные черты - психические свойства индивида, определяющие выбор направленности деятельности и поведения.

Основные элементы мотивационной сферы личности.

Потребности – это состояние нужды организма, индивида в чем-то необходимом для их нормального существования. Основными характеристиками потребностей являются: сила; периодичность возникновения; способы удовлетворения; предметное содержание потребностей (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Всё многообразие потребностей может быть сведено к следующим основным классам (первые два - основные):

- биологические (витальные);

- информационные (лежащие в основе социальных потребностей); материальные;

- духовные.

Мотив - это предмет, который выступает в качестве средства удовлетворения потребности. При одной и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать различные предметы. Если потребность создает своего рода энергетическое напряжение, служащее детерминирующим фактором активности, то направленность этой активности обеспечивается мотивом. Мотивы в отличие от потребностей потенциально осознаваемы.

Можно выделить внутренние (смыслообразующие) и внешние мотивы (мотивы-стимулы). В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Направленность личности понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения.

Цель – осознаваемый результат, на который направлено поведение. Это ожидаемый результат деятельности человека. Цели, реализуемые человеком, являются производными от мотивов, побуждающих, направляющих и регулирующих его активность В реальных соотношениях мотива и целей возникает особая функция мотива - смыслообразующая. Один и тот же мотив может служит основанием для постановки различных целей.

Таким образом, между понятиями потребность, мотив и цель существует тесная взаимосвязь. Потребности означают состояние определенного дефицита, а мотив - направленность поведения на какой-либо объект в целях устранения данного дефицита Потребность и мотив выступают как внутренний, а цель - как внешний аспекты мотивации.

Диагностикапотребностей и мотивов взаимосвязаны, но не тождественны. Каждому мотиву соответствует свой вклад в реализацию той или иной потребности, но с другой стороны, мотивы, связанные с определенной потребностью, не являются простой суммой, а могут образовывать некоторую иерархическую систему с доминированиями на разных ее уровнях. Психологические методы диагностики мотивов представляют, пожалуй, центральное звено в и следовании системы действительных отношений человека к труду, другим людям, к самому себе и пр., где мотивация является основой (стимулом) этих отношений, в также своего рода "строительным материалом" свойств личности.

Выделяется несколько параметров, характеризующих мотивационную сферу человека:

1) широта характеризует качественное разнообразие мотивационных факторов;

2) гибкость описывает подвижность связей, существующих между разными уровнями организации мотивационной сферы (между потребностями и мотивами, мотивами и целями, потребностями и целями);

3) иерархизированность - характеристика ранговой упорядоченности строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности;

4) устойчивость - длительность сохранения мотивации через некоторое время и в разных ситуациях, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

5) интенсивность, сила - выраженность побуждений, степень активизирующего и регулирующего воздействия мотивов на поведение и деятельность человека;

6) переключаемость - легкость перехода от одного побуждения к другому;

7) модальность - эмоциональная положительная или отрицательная окраска;

8) обобщенность – распространенность существующих мотивов на целый ряд видов деятельности;

9) избирательность - направленность мотивов на определенную сторону жизнедеятельности;

10) осознанность – отражение в сознании человека предмета мотивации и способа его достижения.

Мотивы нельзя непосредственно наблюдать или измерить. Об их существовании и особенностях можно судить лишь по поведению людей. Вместе с тем, учитывая, что мотивы мотивационные процессы пронизывают все сферы личности, существует множество разнообразных операциональных индикаторов, лежащих в основеоценки мотивации. Важнейшие из них.

1. Непосредственная оценка представленийчеловека о причинах или особенностях поведения, интересах и т.д. (так называемая когнитивная репрезентация).

2. Искажение объекта перцепции (восприятия) под воздействиеммотивационных тенденций.

3. Повышенная восприимчивость к объекту актуальной мотивации (сензитивизация, принцип резонанса).

4. Воздействие мотивационных тенденций на когнитивные оценки и тем самым на структурирование, классификацию и организацию определенного стимульного материала.

5. Выявление зоны целей, соответствующих мотиву.

6. Валентность объекта (производится путем выявления системы побудительных ценностей, соответствующих мотивам).

7. Проявления мотивов в продуктах воображения и фантазии (например, при использовании проективных методик).

8. Избирательность внимания к аспектам ситуации, соответствующим мотивам.

9. Интенсивность эффекта Зейгарник (через оценку характера, навязчиво повторяющихся (персеверирующих) нереализованных действий, намерений можно косвенно судить о лежащих в их основе мотивах).

10. Настойчивость при столкновении с преградой(величина усилий, которые проявляет человек для преодоления преграды, может характеризовать силу мотивационной тенденции, определяющую его действия).

11. Совокупность внутренних или внешних преград, соответствующих (релевантных) мотивам.

12. Время принятия решения в ситуации мотивационного конфликта при выборе среди альтернатив (приближение - приближение, избегание – избегание).

13. Другие временные параметры: а) время, посвящаемое определенной активности (реальное распределение времени); б) время, желаемое для определенной активности (желаемое распределение времени); в) время, затрачиваемое на обсуждение, разговоры т.п. по темам, релевантным актуальной мотивации.

14. Характер свободного выбора активности в экспериментальной ситуации.

15. Эффективность выполнения деятельности (при прочих равных условиях в определенных пределах более сильной мотивационной тенденции соответствует больший уровень эффективности соответствующей деятельности или поведения).

16. Выбор в экспериментально созданной ситуации конфликта между разными мотивационными тенденциями.

17. Характер содержания личностного смысла различных характеристик поведения, деятельности, ситуации и т.д.

18. Характер типичных защитных механизмов, связанных с мотивами, потребностями (мотивационные тенденции, реализация которых блокирована внешними или внутренними преградами, проявляются в защитной мотивации).

19. Характер свободных ассоциаций (причинная обусловленность содержания и количества ассоциаций актуальной мотивационной тенденции).

20. Содержание тактик каузальной атрибуции, релевантных определенным мотивам (мотивам могут соответствовать типичные тактики приписывания (атрибуции) причин, которые организуются в определенные атрибутивные стили).

21. Характер наблюдения за поведением других:

а) в смоделированной ситуации; б) в естественной обстановке.

22. Содержание самонаблюдения за своим поведением.

23. Характер динамики поведения конкретного человека в течение длительного периода (монографический метод).

24. Особенности формирования и трансформации мотивов в экспериментальных условиях.

25. Характер продуктов деятельности.

26. Содержание и интенсивность эмоциональных реакций, детерминированных актуальной мотивацией.

Опросник потребности в достижении (ПД) предложен Ю.М. Орловым (1978) для измерения выраженности потребности достижения. Потребность в достижении – тенденция к улучшению результатов, переживанию успеха/неудачи в деятельности, своих целей, уверенности в себе.

Потребность в достижении диагностируется такими пунктами, как:

1) "По моему мнению, большинство людей живут дальними целями, а не близкими";

2) "В жизни у меня было больше успехов, чем неудач";

3) "Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные";

4) "Мои родители строго контролировали меня",

Оценка значимости различных ценностей может выявляться при помощи опросника термальных ценностей ("ОТеЦ", автор И.Г. Сенин). Опросник включает 80 утверждений, оцениваемых по степени важности от 1 до 5 баллов, и позволяет определить преобладающую ценность (сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение, достижение результатов, развитие себя, активные социальные контакты, креативность, высокое материальное положение, собственный престиж), а также наиболее значимую для человека жизненную сферу (профессиональной жизни, обучения и образования, семейной жизни, общественной жизни, увлечений).

Список личностный предпочтений Д„ Эдвардса является опросником, который измеряет силу потребностей, заимствованных из перечня, предложенного Г. Мюрреем к ТАТу. Этот перечень был сокращен до 15 и включал следующие потребности:

- в достижении;

- уважении;

- порядке;

- проявлении себя;

- автономии;

- содействии;

- внутреннем анализе;

- помощи;

- лидерстве;

- унижении;

- заботе;

- изменения;

- терпении,

- индивиде другого пола;

- агрессивности.

Для каждой из 15 шкал опросника были выделены индикаторы потреб­ностей, которые формулируются а виде утверждений (всего 210 пар ут­верждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одно­го утверждения из каждой пары. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня. А. Эдвардс использовал метод вынужденного выбора для того, чтобы уменьшить влияние фактора социальной желательности. Показатели надежности удовлетворительны, а в отношении валидности данные противоречивы, что объясняют спецификой опросника, оценивающего силу каждой потребности не в абсолютных единицах, а относи­тельно силы других потребностей индивида.

Опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана (1969) име­ет две формы: для мужчин и для женщин.

Опросник построен на основе теории мотивации достижения Дж. Аткинсона. При подборе его пунктов учитывались индивидуальные различия людей с мотивом стремления к успеху иизбегания неудачи в поведении, определяемом мотивацией достижения. Рассматривались особенности уровня притязаний, эмоциональная реакция на успех и неудачу, разли­чия в ориентации на будущее, фактор зависимости-независимости в межличностных отношениях. Пункты опросника построены в форме сравнительных утверждений, поэтому выявляют результирующую тен­денцию мотиваций достижения, образуемую как разницу в проявлениях мотивов стремления к успеху и избегания неудачи. Высокие показатели означают тенденцию достижения, а низкие - тенденцию избегания. При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, в окончательном варианте обе шкалы содержат по 25 пунктов. Эта методика очень популярна в различных странах и особенно часто исполь­зуется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения. Психометрические показатели опросника оцениваются как удовлетворительные.

Опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению того же автора. Под аффиляцией здесь пони­мается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих как повседневный, так и фундаментальный характер: завязывание и поддер­жание отношений с другими людьми, преследующие разные цели (как произвести впечатление, как властвовать над другими, как получать и ока­зывать помощь и др.). Эта методика измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора это стремление называется аффилятивной тенденцией) и страх отвержения (чувствительность к отвержению). Опросник состоит из, двух шкал. Первая шкала содержит 28 пунктов, а вто­рая — 24. Шкалы оценивают в первом случае общие ожидания человека о позитивном исходе при установлении межличностного контакта, а во втором случае — негативные ожидания соответственно. Русскоязычные варианты обоих опросников А. Мехрабиана разрабо­таны в МГУ М.Ш. Магемед-Эминовым.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: