ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ МУДРЫЙ




 

Великий князь киевский Ярослав (в крещении - Георгий) (ок.978 - 1054) несмотря на ярко выраженный физический недостаток (он был хром от рождения) Ярослав Владимирович отличался умом, начитанностью и редкой проницательностью, качествами, благодаря которым он заслужил уважение русских людей, наделивших своего государя прозванием "Мудрый". Он был одним из многих, но, по-видимому, не самым старшим, из сыновей Владимира Святославича. Подобно другим сыновьям этого князя Ярослав еще при жизни отца получил в управление один из старинных русских городов - Великий Новгород. В этом богатом северном городе стал он наместником киевского государя. В 1015 году из полученного от сестры Предславы письма, Ярослав узнал сначала о смерти отца, а затем и о гибели от рук наемных убийц трех своих братьев - Бориса, Глеба и Святослава. Виновником этой расправы был их старший брат Святополк, прозванный за свои страшные преступления Окаянным. Оставаясь в далеком Новгороде, Ярослав Владимирович понимал, что лишь благодаря этому он до поры до времени смог уцелеть в задуманном Святополком истреблении братьев-соперников. Решив упредить неминуемое нападение киевского князя, заручившегося помощью печенегов и поляков, Ярослав собрал большое войско из новгородцев и нанятых в Заморье варягов и в 1016 году выступил в поход на Киев.

Рати сошлись под Любичем и, не вступая в бой, три месяца стояли друг против друга на разных берегах Днепра. Но однажды ночью, по совету перебежчика из киевского стана, Ярослав приказал своему войску переправляться в том месте, где у его брата-противника не было стражи. Полки Святослава были разбиты и рассеяны, сам же он бежал в Польшу к своему тестю и союзнику королю Болеславу Храброму. Польский король помог беглецу. С большим войском, состоявшим из поляков, русской дружины Святополка, а также наемных отрядов немцев, венгров и печенегов, Болеслав в битве на реке Буге разбил рать Ярослава и вынудил его бежать в Новгород с немногими оставшимися у него людьми. Несмотря на тяжелое поражение своего князя, жители славного северорусского города не отступились от него. Наоборот, узнав о намерении Ярослава уйти, скрыться у шведского короля, новгородцы не отпустили князя и собрав многочисленное войско, под его стягом вновь двинулись на Киев. Святополк был разбит новгородцами и бежал к печенегам, обещавшим ему помощь против брата. Но и помощь степных дружин не помогла князю-братоубийце. В злой сече на реке Альте печенежское войско было разбито. И хотя Святополку вновь удалось бежать, но на Русь он так и не вернулся, сгинув на чужбине, в неведомом месте, в неведомом году, неведомо как сложив там свои кости.

Окончательно заняв Киев в 1019 году, Ярослав стал править государством. Но не было мира в Русской земле. В 1021 году племянник его Брячислав, князь Полоцкий изгоном захватил и ограбил Новгород и Ярославу пришлось воевать, а затем мириться с ним, жалуя города и волости. В 1024 году брат киевского князя Мстислав Владимирович Храбрый (Тмутараканский), победив в битве при Листвене, вынудил Ярослава заключить с ним договор о разделе всей Русской земли по Днепру. Мстислав взял восточную половину и сел править своим уделом в Чернигове, а Ярослав - западную, с Киевом. Лишь в 1036 году, после смерти оставшегося без наследников черниговского князя, вновь объединилась Русь в единое целое.

Устояв в нелегкой борьбе с воинственными братьями, укрепив свою власть над Киевом и другими русскими городами и землями, Ярослав укрепил и границы свое державы. В 1036 году в битве у Золотых Ворот он разбил подступивших к самому Киеву печенегов, прекративших после этого поражения свои набеги на Русь. Дружины Ярослава ходили походами на финнов, ятвягов (литовцев), мазовшан, сын киевского князя Владимир в 1043 году совершил по приказу отца последний, закончившийся неудачей, русский поход на Византию. Однако не только походами смирял Ярослав Мудрый своих воинственных соседей. Стремясь к миру с сильными королями, он охотно скреплял договоры с ними брачными узами. Сам князь был женат на Ингегерде (в крещении Ирине) дочери шведского короля Олафа. Сестра Ярослава Мария была выдана замуж за польского короля Казимира. Его старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Смелого. Венгерский король Андрей, сын Ладислава Плешивого, был женат на Анастасии Ярославне, младшая ее сестра Анна Ярославна, выйдя замуж за короля Генриха I, стала королевой Франции. На чужеземных принцессах были женаты и сыновья Ярослава. В годы правления Ярослава Владимировича были построены города: Ярославль на Волге, Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике, монастыри, соборы, один из которых Святой Софии до сих пор является украшением Киева. В правление Ярослава Владимировича были возведены Золотые ворота с церковью Благовещения над ними. Заботился князь и о развитии книгописания на Руси; собрав при своем дворе писцов он поручил им перевод греческих рукописных книг на славянский язык.

Умер Ярослав 20 февраля 1054 года в Киеве на руках любимого сына Всеволода и был погребен в построенном им храме Святой Софии.

 

ВЛАДИМИР II ВСЕВОЛОДОВИЧ "МОНОМАХ"

 

Владимир родился в 1053 году, за год до смерти деда своего Ярослава. Он был сыном Всеволода, любимейшего из сыновей Ярослава; тогда как прочих сыновей Ярослав разместил по землям, назначив им уделы, Всеволода отец постоянно держал возле себя, хотя дал ему в удел близкий от Киева Переяславль и отдаленный Ростов. Старик Ярослав умер на руках у Всеволода. Владимир по деду со стороны матери получил имя Мономаха. Таким образом, у него было три имени: одно княжеское - Владимир, другое крестное - Василий, третье дедовское по матери - Мономах. Будучи тринадцати лет от роду, он принялся за занятия, которые, по тогдашним понятиям, были приличны княжескому званию - войною и охотою. Отец послал Владимира в Ростов, и путь его лежал через землю вятичей, которые еще тогда не хотели спокойно подчиняться княжеской власти Рюрикова дома. Владимир недолго был в Ростове и скоро появился в Смоленске, где его посадили на княжение. В 1078 году он стал князем Черниговским. Его отец, Великий князь Киевский Всеволод в1093 году умер и завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил Великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича, который был старше Владимира летами и за которого, по-видимому, была значительная партия в киевской земле. Во все продолжение княжения Святополка Владимир оставался его верным союзником, действовал с ним заодно и не показал ни малейшего покушения лишить его власти, хотя киевляне уже не любили Святополка, а любили Владимира. Владимир сделался, так сказать, душой всей русской земли; около него вращались все ее политические события.

Вместе со Святополком (и без него) Владимир участвовал в походах против половцев (в 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 и др.), в которых терпел поражения и одерживал победы. Борьба с половцами вообще носила затяжной характер: ни одна из сторон не могла добиться решающего успеха. Да половцы и не стремились к завоеванию земель, их целью были грабежи, а российским князьям никак не удавалось эти грабежи прекратить, хотя временами они и добивались успехов. По его собственным словам, Владимир девятнадцать раз заключал с половцами мир, вообще стремился закончить дело миром, если существовала хоть какая-то возможность. Но именно он выступил инициатором ответных нападений на половцев (1095 год) и постоянно подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении половцев наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 годов и др.). В отношениях с другими удельными князьями стремился поддерживать мир. Когда в 1094 году князь Олег Святославич явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая захватить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске.

Тогда уже, как видно, выработался характер Владимира, и в нем созрела мысль действовать не для личных своих выгод, а для пользы всей русской земли, насколько он мог понимать ее пользу; главное же - соединенными силами избавить русскую землю от половцев. До сих пор Владимир, насколько было возможно, старался устроить мир между русскими и половцами, но с этих пор он становится постоянным и непримиримым врагом половцев, воюет против них, подвигает на них всех русских князей и с ними все силы русских земель

Он был одним из инициаторов и участников знаменитых съездов князей в 1097 году в Любече и в 1100 году в Уветичах или Витичеве. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн.

"Зачем губим мы русскую землю, - говорили тогда князья, - зачем враждуем между собою? Половцы разоряют землю; они радуются тому, что мы друг с другом воюем. Пусть же с этих пор будет у всех нас единое сердце; соблюдем свою отчину".

Намерение Мономаха соединить князей на единое дело против половцев не только не привело к желанной цели, а, напротив, повело к многолетней войне между князьями; для русской земли от этого умножилось горе.

С тех пор Владимир непрерывно обращал свою деятельность на ограждение русской земли от половцев. В 1101 году Владимир поднял князей против них, но половцы, услышав о сборах русских князей, одновременно от разных орд прислали просьбу о мире. Русские согласились на мир, готовые наказать половцев за первое вероломство. В 1103 году этот мир был нарушен половцами, и Мономах побудил русских князей предпринять первый наступательный поход на половецкую землю соединенными силами. В 1113 году умер Святополк, и киевляне, собравшись на вече, избрали Владимира Мономаха своим князем. Мономах вновь (уже второй раз) отказался от чести быть великим князем, поскольку по праву старшинства Киевское княжество должно было перейти к его двоюродным братьям Святославичам, сыновьям Великого Киевского князя Святослава II Ярославича, второго сына Ярослава Мудрого (отцом же Владимира был третий, младший сын Ярослава).

Время его княжения до смерти, последовавшей в 1125 году, было периодом самым цветущим в древней истории Киевской Руси. Уже ни половцы и никакие другие иноплеменники не беспокоили русского народа. Напротив, сам Владимир посылал своего сына Ярополка на Дон, где он завоевал у половцев три города и привел себе жену, дочь ясского князя, необыкновенную красавицу. Другой сын Владимира Мстислав с новгородцами нанес поражение Чуди на балтийском побережье, третий сын Юрий победил на Волге болгар. В это же время Владимир прогнал с территории Руси племена печенегов и торков - новых пришельцев, утесняемых половцами и разбитых ими вблизи Дона. Но многие из них остались на Днепре, где были известны как черные клобуки, Клобук - шапка или черкасы, которые служили Руси.

Удельные князья не смели заводить междоусобиц, повиновались Мономаху и в случае строптивости чувствовали его сильную руку. Владимир прощал первые попытки нарушить порядок и строго наказывал вторичные. В 1116 же году Владимир воевал против греков (Византии), поддерживая свергнутого Византийского императора Диогена, поскольку дочь Владимира Мария была замужем за сыном Диогена Леоном. Борьба шла за дунайские города. Но Диоген погиб, и дело закончилось ничем. Войска Мономаха, по некоторым сведениям, опустошили Фракию. Алексей Комнин, новый византийский император, был вынужден послать к Мономаху своего представителя, митрополита эфесского Неофита, который привез в подарок князю царский венец, знаменитую Шапку Мономаха, и возложил его на голову Владимира, назвав царем. Этим венцом впоследствии венчались на царство русские государи, еще и сегодня он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Воинские успехи Владимира Мономаха так прославили этого великого русского князя на востоке и западе, что его имя, по выражению летописцев, гремело во всем мире, а соседние страны, включая и Византию, боялись его.

Владимир Мономах известен не только как мудрый и проницательный политик, но и как законодатель. При нем был создан так называемый "Устав Мономаха". Ко времени правления Мономаха относится составление первоначальной летописи игуменом Сильвестром (1115 год). Он соединил в один свод несколько преданий. На русский язык было переведено много греческой литературы. Сам Мономах написал "Поучение своим детям", или так называемую Духовную. В ней Мономах излагает подробно события своей жизни, свои походы, свою охоту на диких коней (зубров?), вепрей, туров, лосей, медведей, свой образ жизни, занятия, в которых видна его неутомимая деятельность. Мономах дает детям своим советы как вести себя. Эти советы, кроме общих христианских нравоучений, подкрепляемые множеством выписок из Священного Писания, свидетельствующих о начитанности автора, содержат в себе несколько черт любопытных, как для личности характера Мономаха, так и для его века.

Эпоха Владимира Мономаха была временем расцвета состояния художественной и литературной деятельности на Руси. В Киеве и в других городах воздвигались новые каменные церкви, украшенные живописью. Владимир много сделал и для народа. Он построил через Днепр мост, часто ездил в Ростовскую и Суздальскую земли для хозяйственных распоряжений, выбрав прекрасное место на Клязьме, основал город Владимир-Залесский. Мономах скончался близ Переяславля у любимой церкви, построенной на Альте, 19 мая 1125 года, семидесяти двух лет от роду. Тело Владимира Мономаха привезли в Киев и похоронили в храме Святой Софии. "Народ плакал по нем, как дети плачут по отце или матери", - так написано в летописи. С.М. Соловьев писал о нем: "Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Историки судят о воителях по-разному, мое мнение отражено в высказывании Б.А. Рыбакова: «…результаты похода были совершенно исключительны: огромная Хазарская империя была разгромлена и исчезла с политической карты Европы… Действия Святослава за Дунаем и за Балканами были проявлением солидарности с народом Болгарии, которому Святослав помогал отстаивать… политическую самостоятельность от посягательств Византии».

На мой взгляд, судьба Русского государства была в руках величайших полководцев, творивших историю и превосходно создававших сильнейшее государство. Особо хочется отметить личные качества правителей, которые своей решительностью и бесстрашием поддерживали патриотический и боевой дух народа.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Горяйнов С.Г., А.А. Егоров История России IX-XVIII века: Ростов-на-Дону, 1996

. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь…

. Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.

. Плетнева С.А. Хазары. - М., 1986.

. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: М, 1962.

. Фортунатов В.В. Российская история в лицах: М, 2009.

. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до1861 года: М, 2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: