По способу присоединения и взаимодействия с трактором в транспортном и рабочем положении различают три основных типа сельскохозяйственных машин и орудий: навесные, полунавесные и прицепные.
Навесные -это машины, вес которых в транспортном положении полностью распределяется на колеса трактора. Большинство машин этого типа соединяют с трактором при помощи механизма задней навески (плуги, культиваторы, сеялки). Некоторые машины навешивают в передней части трактора (подкормщик-опрыскиватель, бульдозер, рассадопосадочная машина).
Полунавесные - это машины, у которых в транспортном положении распределяется лишь часть веса на колеса трактора, остальное - на колеса машины. Большинство полунавесных машин присоединяют к шарнирам продольных тяг или к поперечине прицепного устройства механизма задней навески трактора (картофелеуборочные комбайны, корнеуборочные машины, льнокомбайны, льнотеребилки). Часть полунавесных машин присоединяют к прицепному устройству и остову трактора (двухбрусные косилки, косилки-измельчители), одноосные транспортные прицепы и разбрасыватели удобрений - к гидрофицированному прицепному крюку трактора.
Прицепные - это машины, вес которых в транспортном и рабочем положениях распределяется полностью не на колеса трактора, а на собственные колеса. Их присоединяют к поперечине прицепного устройства механизма задней навески трактора (кукурузоуборочные и силосоуборочные комбайны, пресс-подборщики, зерновые сеялки, паровые культиваторы) либо сцепляют с буксирным устройством трактора (транспортные двухосные прицепы).
В зависимости от вида выполняемых работ и типа агрегатируемых машин на тракторе устанавливают необходимую колею передних и задних колес, регулируют давление воздуха в шинах, а также выбирают рабочую и транспортную скорости агрегата и соответствующую передачу.
|
Работа с навесными плугами. Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 агрегатируются трехкорпусными навесными плугами ПН-3-35Б «Универсал», ПЛН-3-35, ПКС-3-35, ПКУ-3-35. Все корпуса плуга в работе должны идти на одинковой глубине. Это достигается регулировкой длины центральной тяги и правого раскоса. Длина левого раскоса должна оставаться постоянной -515 мм (между осями верхнего шарнира и отверстия под болт в вилке раскоса). При работе с плугом раскосы соединяют с продольными тягами через отверстие под болт в нижней вилке раскоса. Показатель нормального хода плуга-горизонтальное положение его рамы. Если рама плуга наклонена вперед по ходу трактора и передний корпус пашет глубже заднего, то необходимо удлинить центральную тягу; если глубже пашет задний корпус, центральную тягу нужно укоротить.
Следует иметь в виду, что в большинстве случаев при проходе первой борозды не удается получить нормальную глубину пахоты, так как первый корпус не в состоянии отваливать в сторону пласт почвы. Поэтому при проходе первой борозды первый корпус пускают на половину глубины пахоты, а последний -на полную глубину. Для этого укорачивают правый раскос, чтобы плуг имел небольшой наклон. Длину правого раскоса окончательно подбирают на первых трех проходах. Эта длина должна быть такой, чтобы рама плуга не имела поперечного наклона и все корпуса обрабатывали почву на одинаковую глубину.
|
Трактор с навесным плугом работает устойчиво, если середина ширины захвата плуга совпадает с продольной осью трактора. Если середина ширины захвата смещена вправо от продольной оси трактора, то он стремится выйти из борозды вправо, если смещена влево, то трактор уводит в левую сторону.
Ширина захвата плугов ПН-3-35, ПЛН-3-35 регулируют перемещением оси подвеса на плуге в горизонтальной плоскости. Для увеличения ширины захвата левую часть оси подвеса нужно подвинуть вперед по ходу трактора, а для уменьшения - назад. Ограничивать ширину захвата стяжками механизма навески нельзя, так как это неизбежно вызовет их разрывы. Стяжки при пахоте должны свободно провисать и ограничивать поперечные колебания плуга в рабочем положении в пределах не более 125 мм в каждую сторону.
На пахоте колеса правой стороны трактора перемещаются в борозде, а левой -по невспаханной части поля. Поэтому трактор движется с наклоном и на правые бороздовые колеса распределяется большая часть веса трактора. Это увеличивает сцепные возможности колес правого борта. Кроме того, бороздовые колеса движутся по уплотненной после прохода плуга почве и благодаря этому также имеют лучшие сцепные возможности по сравнению с полевыми колесами. В результате левые ведущие колеса буксуют больше, чем правые. Чтобы избежать этого, нужно блокировать дифференциалы ведущих колес. На почвах с повышенной плотностью рекомендуется задние колеса балансировать: на правое бороздовое колесо устанавливать четыре груза, а на левое полевое - восемь. Можно также заливать воду или специальный раствор в шины ведущих колес. Если этого недостаточно, то трехкорпусные плуги ПН-3-35 «Универсал» или ПЛН-3-35 можно при необходимости переоборудовать, оставив только для корпуса.
|
Плуги ПКС-3-35 и ПКУ-3-35 предназначены для каменистых почв, они имеют увеличенную высоту стойки, т. е. центральная тяга механизма навески наклонена под большим углом. Поэтому для предотвращения деформации заливной горловины топливного бака при подъеме плуга в транспортное положение необходимо ограничить с помощью упора клапана гидромеханического регулирования ход штока цилиндра гидравлической системы до 150 мм вместо 200 мм.
Ширину захвата плугов ПКС-3-35 и ПКУ-3-35 увеличивают установкой левой цапфы оси подвеса в переднее отверстие кронштейна понизителя, а правой - в заднее; уменьшение захвата - установкой левой цапфы в заднем, а правой - в переднем отверстии.
Работа с навесными сеялками и культиваторами. На посеве, особенно пропашных культур, необходимо обеспечивать строгую прямо линейность хода агрегата и требуемую ширину междурядий, в том числе стыковых. Прямолинейность высева и точность размеров междурядий при последующих культивациях в значительной мере определяют качество междурядной обработки, повреждаемость растений рабочими органами культиватора и конечный результат -урожайность. Поэтому, приступая к севу или междурядной обработке, нужно тщательно отрегулировать рулевое управление, блокировку дифференциала заднего моста, от исправной работы которых во многом зависит прямолинейность движения трактора. Нужно также установить давление воздуха в шинах согласно рекомендуемым нормам, чтобы оно было строго одинаковым для шин правой и левой стороны. Установка передних балластных грузов при работе с тяжелыми сеялками ССТ-12 и культиваторами КРН-5,6 также способствует лучшей прямолинейности хода.
Следует учитывать, что прямолинейность движения трактора МТЗ-82 по сравнению с трактором МТЗ-80 на посеве и междурядных обработках повышается за счет тяговых усилий передних направляющих колес и самоблокирующегося дифференциала переднего моста.
Сошники сеялки и рабочие органы культиватора должны быть выставлены так, чтобы вертикальная плоскость симметрии машины совпадала с продольной осью трактора. Раскосы механизма навески устанавливают на одинаковую длину и подсоединяют к продольным тягам через пазы-прорези нижних вилок раскосов для обеспечения копирования рабочими органами машины рельефа поля. Чтобы предотвратить смещения сеялки и культиватора в поперечной плоскости и повреждения растений при междурядной обработке, продольные тяги блокируют максимально возможным укорочением длины блокировочных цепей механизма навески. При этом регулировочные болты, ограничивающие подъем навесного устройства, должны быть ввернуты в свои кронштейны до отказа, чтобы при подъеме сеялки или культиватора в транспортное положение головки болтов не упирались в корпус заднего моста, что может привести к разрыву блокировочных цепей.
На междурядной обработке культиватор должен идти по следу хода колеса сеялки. При этом трактор нужно вести так, чтобы рабочие органы крайних секций культиватора шли по стыковым междурядьям, обрабатывая половину их ширины.
На посеве и междурядной обработке рекомендуется снимать крылья передних колес, чтобы лучше следить за прямолинейностью движения направляющих колес и их вписываемостью в междурядья. На последних культивациях высокостебельных пропашных культур (кукурузы, подсолнечника, картофеля) для предупреждения повреждаемости обрабатываемых растений снимают нижнюю ступеньку подножки кабины трактора.
Скорость движения трактора, особенно на первых междурядных культивациях, должна быть такой, чтобы взрыхленная почва не присыпала обрабатываемые растения. В связи с тем, что скорости на междурядных культивациях ограничены агротехническими требованиями и глубина обработки почвы незначительна, мощность дизеля при этом используется не полностью. В таких условиях целесообразно включать более высокие рабочие передачи, а допустимую агротехническую скорость движения получать снижением частоты вращения коленчатого вала дизеля за счет уменьшения подачи топлива. Это дает экономию погектарного расхода топлива.
Периодически нужно проверять состояние рабочих органов культиваторов, очищать их от растений, лапы и бритвы должны быть хорошо заточены. Это улучшит качество обработки и позволит повысить скорость движения.
Нельзя допускать переезды трактора с сеялками и культиваторами, заправленными соответственно семенами или удобрениями. Перед транспортировкой подножную доску сеялки нужно поднять и зафиксировать в транспортном положении.
Сплошную культивацию на предпосевной подготовке почвы рекомендуется вести на максимально возможных скоростях, чтобы использовать полностью мощность дизеля. Это не только повысит производительность, но и будет способствовать лучшему подрезанию и уничтожению сорняков.
Работа с машинами с приводом от заднего ВОМ. До присоединения машины к трактору проверяют исправность работы ВОМ и при необходимости проводят его регулировки. Если для привода машины требуется частота вращения 1000 об/мин, устанавливают сменный хвостовик с 21 шлицем, если требуется частота вращения 545 об/мин, устанавливают хвостовик с 8 шлицами. После этого переключают ВОМ на требуемую частоту вращения с помощью поводка, расположенного на нижней стенке корпуса сцепления.
Перед соединением карданной передачи машины с хвостовиком ВОМ нужно смазать солидолом телескопическое соединение карданных шарниров, убедиться, что вилки находятся в одной плоскости. Это улучшает динамическую уравновешенность передачи и снижает передаваемые нагрузки. Если плоскости вилок не совпадают, то нужно отъединить шлицевую втулку и, повернув ее на несколько шлицев, добиться совпадения плоскостей вилок с обоих концов вала. Затем прикрепляют защитный кожух карданной передачи к фланцу ВОМ.
После установки карданной передачи проверяют телескопическое соединение на отсутствие упоров и размыканий в крайних положениях машины относительно трактора. Минимальное перекрытие телескопического соединения в исходном положении должно составлять 110 мм, иначе возможно размыкание передачи.
Длина пружины предохранительного устройства привода машины должна быть отрегулирована так, чтобы при перегрузках ее кулачковые муфты проворачивались одна относительно другой. Чрезмерная затяжка пружины приводит к несрабатыванию предохранительного устройства и перегрузкам привода машины и ВОМ.
Включать и выключать ВОМ нужно плавно, без рывков, на малой частоте вращения дизеля.
Перед запуском машины проверяют ее работу вхолостую на малой и максимальной частоте вращения дизеля.
Перед подъемом навесной машины в транспортное положение в конце гона для разворота на поворотной полосе, а также перед поворотом прицепной машины ВОМ нужно выключать.
После расцепки машины с трактором нельзя оставлять на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи.
При работе с навесными и полунавесными машинами необходимо ограничивать их поперечные колебания, для чего нужно сблокировать продольные тяги механизма навески ограничительными цепями, отрегулировав длину цепей так, чтобы их стяжки не задевали защитный кожух карданной передачи. При подъеме машины в транспортное положение нужно обеспечить между карданной передачей и поперечиной прицепного устройства зазор не менее 70 мм. Если значение зазора недостаточно, его можно увеличить, ограничив высоту подъема продольных тяг и машины при помощи упора и гидромеханического клапана регулирования хода поршня основного цилиндра.
При работе с прицепными машинами нужно выполнять следующие рекомендации.
Поперечина прицепного устройства механизма навески должна быть установлена на расстоянии 250 мм по вертикали от оси ВОМ (примерно 400 мм от грунта), продольные тяги должны быть жестко заблокированы ограничительными цепями. При переездах с одного поля на другое, особенно по пересеченной местности, нужно снять карданную передачу с хвостовика ВОМ, чтобы избежать поломок из-за возможного упора карданной передачи в поперечину прицепного устройства. С этой же целью необходимо исключить возможность случайного включения основного цилиндра механизма навески и как следствие подъема поперечины прицепного устройства, для чего нужно максимально приблизить подвижной упор цилиндра к клапану гидромеханического регулирования хода поршня. Тогда при случайном включении рукоятки цилиндра подъем поперечины прицепного устройства будет исключен. Этого же можно добиться, отключив насос гидросистемы, что можно делать, когда агрегатируемая машина не гидрофицирована, т. е. не использует выводы гидросистемы трактора.
При работе с ротационными машинами; пропашной фрезой ФПУ-4,2, фрезерными культиваторами КФ-5,4, КГФ-2,8, садовой фрезой ФП-2, бороздоделом БН-300 - необходимо соблюдать следующие правила эксплуатации для предотвращения поломок ВОМ и самой машины.
Включать ВОМ для привода ротационных органов машины нужно при ее опускании из транспортного положения в рабочее, а не после того как ротационные органы машины опущены на почву. Выключать ВОМ для остановки машины рекомендуется после того, как вращающиеся ротационные органы машины выглублены из почвы. Опускать и поднимать машину при движении трактора нужно плавно, без рывков. Включать (или выключать) ВОМ для привода ротационных органов рекомендуется на определенной высоте от почвы: не более 20 см для ФПУ-4,2 и ФП-2, для КФГ-2,8 -не более 30 и КФ-5,4 -не более 40 см. Для бороздодела БН-300 включать ВОМ нужно после того, как его нож опущен на почву (при этом метатели не должны касаться грунта), а переводить бороздодел в транспортное положение (в конце гона) нужно после того, как ВОМ выключен.
На твердых почвах с большим удельным сопротивлением предварительно обрабатывают поперечные полосы для разворотов трактора с поднятой в транспортное положение машиной при последующей продольной обработке участка.
Необходимо ежедневно проверять исправность работы предохранительных устройств привода ротационных органов машины.
Соединение со сложными машинами. Перед навеской стогометателя СНУ-0,5, фронтального погрузчика ПФ-0,5; копновоза КУН-10, рассадопосадочной машины СКН-6А, подкормщика-опрыскивателя ПОУ, полунавесных косилок КПД-4 и КИК-1,4 необходимо снять с трактора ресивер пневматической системы, предохранив соответствующие отверстия ресивера, трубок и шлангов от загрязнения.
При работе с указанными машинами приходится часто пользоваться сцеплением, поэтому в этот период необходимо особенно тщательно следить за его состоянием.
Перед навеской машин ПФ-0,5, СНУ-0,5, КУН-10 нужно тщательно проверить затяжку болтов крепления переднего бруса полурамы к лонжеронам, лап лонжеронов к корпусу сцепления, корпуса сцепления к корпусу коробки передач. Между полурамой трактора и рамами этих машин необходимо установить переходники или кронштейны.
Перед установкой машин СКН-6А, ПОУ, волокуши ВУ-400, бульдозера БН-1Б нужно вывернуть третью (считая спереди) пару болтов крепления лонжеронов к переднему брусу трактора с каждой стороны. В эти места устанавливаются кронштейны машин. При навешивании гидромаркеров МГ-1 выворачивают только верхний болт с каждой стороны. Для закрепления кронштейнов вместо установленных на тракторе болтов М16Х55 ставят специальные, которые входят в комплект машины.
При навешивании рассадопосадочной машины СКН-6А стойки крепления баков машины монтируют на крайних отверстиях горизонтальных площадок кронштейнов, устанавливаемых на лонжеронах трактора.
Эжектор вакуумного заправочного устройства гирбицидно-аммиачных, рассадопосадочных и дождевальных машин устанавливается на переходник выхлопного коллектора дизеля.
При установке машин СКН-6А и КУН-Ю выпускную трубу дизеля поворачивают на 180°. После навески необходимо убедиться в наличии зазора между правым шпрингелем копновоза КУ-10 и глушителем.
Перед навеской подкормщика ПОУ с трактора снимается глушитель выпускной трубы дизеля вместе с переходником. К выпускному коллектору дизеля присоединяют повернутый вперед по ходу трактора специальный переходник, которым комплектуется подкормщик ПОУ. К этому переходнику крепится тракторный переходник, на который ставится эжектор. На последний ставят глушитель выпускной трубы дизеля; при этом камера смешивания эжектора с тройником должна быть повернута назад по ходу трактора.
Пульты управления машин ПОУ, ОП-450 с вакуумным устройством устанавливают на правом крыле заднего колеса трактора напротив бокового окна кабины трактора. Для возможности управления пультами из кабины нужно снять стекло окна, а по окончании работ установить стекло на место. Пульт управления машин ОШУ-50 (с отсечным клапаном) устанавливают на полу кабины трактора справа от сиденья.
При навешивании копновоза КУН-10 для исключения упирания деталей машины в передние фары трактора нужно заполнить следующее.
Снять передние фары вместе с кронштейнами с трактора, отъединить провода от соединительной панели (клеммника), закрепленной на кожухе вентилятора дизеля, и вытянуть их наружу. Закрепить фары с кронштейнами на панелях копновоза, где приварены специальные крон штейны, а провода вновь соединить с клеммником.
Для агрегатирования с волокушей ВУ-400 необходимо снять с трактора левую переднюю фару с кронштейном, отъединив предварительно провода от фары. Тракторный кронштейн фары заменяют укороченным кронштейном, который входит в комплект машины. Подсоединяют провод к фаре и закрепляют укороченный кронштейн с фарой на кронштейне навески волокуши.
Когда навешивают гидромаркеры МГ-1, передние фары устанавливают в верхнее положение (над передним брусом).
Работая с фронтальными погрузчиками ПФ-0,5, СНУ-0,5, копновозом КУН-10, использующими только переднюю платформу, для обеспечения устойчивости нужно обязательно применять противовес - заполненный балластом ковш, навешиваемый на механизм задней навески трактора.
Работа с гидрофицированными машинами. Фронтальные погрузчики ПФ-0,5, СНУ-0,5; самосвальные прицепы 2ПТС-4 и 2ПТС-6 требуют повышенного отбора масла от гидросистемы трактора (от 6 л до 12 л). Это ухудшает условия работы гидросистемы трактора. Поэтому при работе с такими машинами нужно не допускать длительной выдержки платформы погрузчика или прицепа в поднятом положении и опускать рабочие органы машины сразу же после выполнения рабочей операции (подъема груза, разгрузки самосвальной платформы).
При работе с гидрофицированными машинами нужно ежесменно проверять уровень масла в гидросистеме трактора. Масло рекомендуется доливать в корпус гидроагрегатов до метки С на масломерной линейке при опущенных рабочих органах машины. Если же заливать масло в поднятом положении рабочих органов, то это приведет при их опускании к вытеснению из цилиндров машины масла и его перетеканию через предохранительный клапан наружу.
Льнокомбайны ЛКВ-4Т, ЛК-4Т, разбрасыватели минеральных удобрений 1 РМГ-4 оборудуются гидроприводом с постоянной циркуляцией масла. В магистралях, соединяющих гидросистемы этих машин с боковыми выводами гидросистемы трактора, должны устанавливаться специальные маслопроводы, прикладываемые к машине. Применение в этих магистралях маслопроводов меньшего диаметра недопустимо, так как это вызовет перегрев масла и преждевременный выход из строя насоса.
При работе с гидрофицированными машинами, требующими минимального противодавления масла в сливной магистрали, следует сливную магистраль машины присоединить к отверстию заливной горловины корпуса гидроагрегатов трактора.
Во время остановок трактора при работающем дизеле рукоятка распределителя гидросистемы, управляющая боковыми выводами, должна быть установлена в положение «нейтральное» или «плавающее», тогда гидросистема агрегатируемой машины окажется разгруженной от высокого давления.
Соединение с полунавесными машинами. Картофелеуборочные комбайны ККУ-2, ККУ-2М, ККУ-2МГ, картофелекопатели-валкоукладчики УВК-2, копатели корнеплодов ККГ-1,4; картофелесажалки СКС-4 и САЯ-4 и некоторые другие машины присоединяют к шарнирам продольных тяг механизма задней навески трактора при помощи специальной поперечной балки, которая имеется в комплексе машины. Раскосы механизма задней навески соединяют с продольными тягами только через прорези-пазы нижней вилки раскоса. При подъеме машины в транспортное положение нужно убедиться, что зазор между карданной передачей машины и поперечной балкой составляет не менее 70 мм и при необходимости отрегулировать его, ограничив подъем продольных тяг механизма навески.
Соединение с прицепами и разбрасывателями удобрений. Одноосный прицеп 1ПТУ-4, одноосные прицепы-разбрасыватели удобрений РОУ-5, 1РМГ-4, РЖТ-4 соединяют гидрофицированным прицепным крюком. Соединение их с вилкой прицепного устройства механизма навески не допускается, так как при этом чрезмерно разгружаются передние колеса, что снижает устойчивость трактора, ухудшает его управляемость и проходимость. Кроме того, при такой сцепке перегружаются и быстро выходят из строя прицепная вилка и поперечина прицепного устройства.
Двухосные прицепы 2ПТС-4, 2ПТС-6 соединяют с трактором при помощи буксирного устройства с автоматом сцепки.
Прицепы 2ПТС-4-785А, 2ПТС-4-887Б, 2ПТС-4-887Г имеют вращающуюся сцепную петлю. При их соединении с буксирным устройством петлю прицепа необходимо стопорить от проворачивания.
Не рекомендуется сцеплять прицепы с вилкой прицепного устройства, так как оно не рассчитано для работы на высоких скоростях, вызывающих повышенные динамические нагрузки в сцепке. К вилке прицепного устройства присоединяют прицепные машины, допускаемая скорость которых не превышает в полевых условиях 15 км/ч. Вилка должна быть закреплена на поперечине прицепного устройства двумя штырями. Работать с вилкой, закрепленной одним штырем, запрещается. Перед началом работы нужно убедиться, что штыри и шкворень вилки прицепного устройства правильно установлены и надежно зашплинтованы.
Скорости движения трактора в агрегате с транспортными прицепами выбирают в зависимости от дорожных условий. Следует учитывать, что на скользких дорогах (обледенелых, заснеженных, размокших) принудительное включение переднего моста на тракторе МТЗ-82 позволяет повышать скорость движения. Дело в том, что принудительное включение раздаточной коробки блокирует межосевой привод, поэтому при торможении задних колес тормозные моменты передаются и на передние колеса. Торможение же всеми колесами уменьшает тормозные пути, вероятность и величину заносов на скользких дорогах. В результате повышается безопасность движения, что и позволяет работать на больших скоростях. На сухих дорогах передний мост нужно отключать.