Комментарию к заданию 1.




ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебный год

Школьный этап

Класс

Инструкция по выполнению задания

 

Участникам школьного этапа олимпиады по литературе предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа, опираясь на предложенные вопросы.
Время выполнения – не более трех астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50.

Задание 1.


1. Прочитав приведённые ниже стихотворения, определите, что в детстве читали Александр Блок и Марина Цветаева. О каких героях, каких эпизодах вспоминают в своих стихах поэты? В стихотворении М. Цветаевой намеренно пропущена последняя строчка, полностью состоящая из имён героев книг. Попробуйте восстановить эту строчку, опираясь на текст стихотворения.

2. Объясните, чем похожи и чем отличаются маленькие читатели в стихотворениях Блока и Цветаевой. Какие книги выбирают? В чём разница их воспоминаний о книгах?

3. Читали ли вы книги, которые описываются в этих стихотворениях? Совпадают ли ваши впечатления с впечатлениями авторов стихотворений? Если бы вы рассказывали кому-то о своём чтении, какие книги вы вспомнили бы в первую очередь?

Александр Блок «Сны»

И пора уснуть, да жалко,

Не хочу уснуть!

Конь качается качалка,

На коня б скакнуть!

 

Луч лампадки, как в тумане,

Раз-два, раз-два, раз!..

Идёт конница… а няня

Тянет свой рассказ…

 

Внемлю сказке древней, древней

О богатырях,

О заморской, о царевне,

О царевне… ах…

 

Раз-два, раз-два! Конник в латах

Трогает коня

И манит и мчит куда-то

За собой меня…

 

За моря, за океаны

Он манит и мчит,

В дымно-синие туманы,

Где царевна спит…

 

Спит в хрустальной, спит в кроватке

Долгих сто ночей,

И зелёный свет лампадки

Светит в очи ей…

 

Под парчами, под лучами

Слышно ей сквозь сны,

Как звенят и бьют мечами

О хрусталь стены…

 

С кем там бьётся конник гневный,

Бьётся семь ночей?

На седьмую – над царевной

Светлый круг лучей…

 

И сквозь дремные покровы

Стелются лучи,

О тюремные засовы

Звякают ключи…

 

Сладко дремлется в кроватке.

Дремлешь? – Внемлю… сплю.

Луч зелёный, луч лампадки,

Я тебя люблю!

 

Марина Цветаева «Книги в красном переплёте»

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом красном переплёте.

Чуть лёгкий выучен урок,

Бегу тот час же к вам, бывало,

- Уж поздно! – Мама, десять строк!.. –

Но, к счастью, мама забывала.

Дрожат на люстрах огоньки …

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

Темнеет, в воздухе свежо …

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом Индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры …

Кладбище … Вещий крик совы …

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы,

Как Диоген, живущий в бочке.

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона …

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

«Позвольте, я наследник трона!»

Ушёл во тьму, кто в ней возник.

Британии печальны судьбы …

- О, почему средь красных книг

Опять за лампой не уснуть бы?

О золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О золотые имена:

…………………………………………………..

Задание 2.

В XVIII столетии была очень популярна жанровая форма путешествий. Описания путешествий, реальных и вымышленных, появлялись в виде путевых заметок, дневников, писем, отчетов. Вместе с тем сформировалась и так называемая «малая форма» - «прогулки». Так, например, мы найдем прозаические сочинения «Прогулка по Москве», «Прогулка в Академию художеств».

ЗАДАНИЕ. Создайте свой вариант «прогулки», используя форму письма или дневниковой записи. Выберите и используйте в качестве эпиграфа один из предложенных вариантов. Не забывайте, что эпиграф – это эмоциональный и смысловой ключ к тексту.

1. «Унылая пора! очей очарованье!»

2. «………….Посмотри в окно.

Осень в желтых листьях, в нежной позолоте

Медленно колдует. Что нам суждено?»

К. Бальмонт

3. «Все разошлись. На прощанье осталась

Оторопь желтой листвы за окном…»

А. Тарковский

4. «Улетели листья с тополей –

Повторилась в мире неизбежность…»

Н. Рубцов

5. «Третьи сутки дождь идет,

Ковыряет серый лед

И вороне на березе

Моет клюв и перья мнет…»

А. Тарковский

 

 

Комментарии и критерии оценивания

Комментарию к заданию 1.

Выполнение данного задания поможет ученику в подготовке к целостному анализу поэтического текста, который будет ему предложен в старших классах. Поскольку ученики 8-го класса, участвуя в олимпиаде, ещё не в полной мере владеют навыками целостного анализа текста, целесообразно придумать задание, которое поможет им сконцентрироваться при ответе на конкретные вопросы, но при этом проявить понимание специфики лирического текста в целом. Предложенное задание проверяет несколько различных знаний и умений школьника:

- знание произведений фольклора и литературы, упомянутых в стихотворениях;
- умение выявлять особенности лирических героев стихотворений;
- умение осуществлять сопоставительный анализ стихотворений, в частности – их лирических субъектов.
Критерии оценки:

При проверке работы, безусловно, необходимо оценить и читательский кругозор и эрудицию ученика, и богатство словаря, и разнообразие использованных синтаксических конструкций. При оценивании работы можно распределить баллы по очерченным умениям и навыкам (по 5 баллов за каждое – итого 15 баллов); 10 баллов можно дать за рассказ о собственном чтении; дополнительные баллы (5 баллов) оставить для оценивания богатства речи учащегося и общей оригинальности его работы.

Максимальный балл 30.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: