Неравенства и их свойства. Линейные системы уравнений и неравенств. Геометрическая интерпретация.
План.
Неравенства и их свойства.
Линейные системы уравнений и неравенств.
Геометрическая интерпретация
– неравенства I степени с одной переменной
– неравенства II степени с одной переменной
Решить неравенство – значит найти множество значений переменной, при которых это неравенство является верным.
Два неравенства называются равносильными, если множество решений этих неравенств совпадают.
Решим неравенства
а)
Перенесем все члены в левую часть и приведем к общему знаменателю. общий знаменатель 10; так как знаменатель не содержит переменной, то есть сразу видно чт часть и приведем к общему знаменателю. общий знаменатель 10; так как знаменатель не содержит перемено он не равен нулю, то в дальнейшем его можно не писать (опустить).
б)
, то есть
Используя свойства числовых неравенств, имеем
, знак неравенства меняется на противоположный
Или можно записать в виде системы неравенств
в)
Решаем две системы
Ответ: .
г)
умножим на (–1)
квадратное неравенство
Найдем корни уравнения
Графиком функции является парабола, ветви которой направлены вверх, а точки пересечения параболы и оси OX
Изобразим геометрически:
или
или
получаем три интервала, в которых определяем знак трехчлена. Так как мы решаем неравенство , то решением неравенства будет промежуток (интервал)
действительных корней нет, так как ветви параболы направлены вверх, то парабола не пересекает ось и расположена выше её, где всегда > 0,
|
а мы решаем неравенство , значит данное неравенство не имеет решения.
уравнение не имеет действительных корней, т.е. парабола не пересекает ось, ветви параболы направлены вверх,
а так как мы решаем неравенство , то оно имеет множество решений, т.е. .
то оно имеет множество решений, т.е. е пересекает ось, ветви параболы направлены вверх, т.е. ж) – дробно–рациональное неравенство, которое может быть решено или через системы неравенств или методом интервалов. Перенесем правую часть в левую, приведем подобные члены
Решим через системы неравенств. Дробь < 0, если числитель и знаменатель имеют разные знаки, т.е.
(Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель не равен нулю).
При решении системы неравенств надо решить каждое неравенство и выбрать общие промежутки.
Решаем
система не имеет решения. Следовательно решением данного неравенства является .
Метод интервалов позволяет ускорить процесс решения неравенства корни и .
Метод интервалов позволяет решать не только неравенства II степени, дробно–рациональные но и более высоких степеней.
находим корни многочлена
всегда, т.е. действительных корней нет.
Отметим корни на числовой прямой, учитываем, что числитель может быть равен нулю.
только определяем знак выражения в каждом промежутке
|
|
|
|
|
|
и тогда решением неравенства является .
Можно несколько ускорить процесс определения знака в промежутках.
В промежутке больше большего корня всегда выражение больше нуля, а затем, если корень повторяется нечетное число раз (кратность его нечетная), то знаки в промежутках справа и слева от корня изменяются, а если кратность корня четная, то знак справа и слева от корня не изменяется.
|
, так как , то можно записать
и тогда
Самостоятельно: