Страницы из «Томских Епархиальных ведомостей» за 1903 год




№ 10, 15 мая (с.18) № 17, 1 сентября (с.17)

ТЕВ. 1903. № 10. 15 мая. Миссионерский отдел. С. 18: … 1-го Ноября сотрудник предпринял миссионерскую поездку в д. Желтоногину, отстоящую от приходскаго селения Коурака, местожительства сотрудника, в 20 верст расположенную близь глухой тайги и сплошь населенную раскольниками поморцами. Теперь у желтоногинских раскольников, не имевших у себя сколько нибудь знающаго начетчика, появился известный своей начитанностью наставник Киприан Мальцев, переехавший сюда из Барнаульскаго уезда, Верх-Алеусскаго прихода, д. Кузминки. Мальцев не похож на других раскольнических наставников, которые любят увертываться от поставленнаго вопроса, «заговаривать», зачитывать, шуметь и кричать; он ведет беседы спокойно и ровно, от назначеннаго от беседы предмета и поставляемых вопросов не уклоняется, приводимые миссионером доказательства выслушивает со вниманием. С ним была беседа о вечности церкви и священства.

На пути из Желтоногиной, сотрудник остановился в д. Ново-Абышевой, где также при многочисленном собрании раскольников состоялась публичная беседа с вновь приезжим из Самарск. Губ. наставником поморской секты Александром [С. 19:] Федотовым. Беседа проходила о вечности церкви и семи тайнах церковных. …

ТЕВ. 1903. № 17. 1 сентября. Миссионерский отдел. С. 17: … В Кузнецком уезде насчитывается 6000 раскольников; заражено расколом 115 деревень и 12 заимок. …

Поморцы проживают, главным образом, в приходах Банновском, Смоленском и Коуракском. Особенно богат ими последний приход, - а в нем д.д. Ново-Абышева, Доронина и Пенькова населены поморцами почти на половину, а Желтоногина – сплошь. Не имевшие опытнаго и знающаго наставника, желтоногинские раскольники выписали из Барнаульскаго уезда из д. Козьминки известнаго своей начитанностью поморского наставника, принад- [С.18:] лежащего к Худошинской школе, Киприана Мальцева, который теперь и служит у них присяжным защитником.

Поморское согласие Кузнецкаго уезда, прежде выглядывавшее разрозненным, в настоящее время заявляет себя стремлением к сплоченности и более крепкой организации. Кроме Мальцева, Кузнецкие поморцы вызвали из России трех новых наставников …

Манифест 17 апреля 1905 года о веротерпимости и в частности об отношении Церкви к глаголемым старообрядцам по сути дела ничего не изменил в её [Церкви] практической деятельности. Об этом свидетельствуют продолжающиеся публикации.

ТЕВ. 1906. № 11. 1 июня. Миссионерский отдел. С. 10: Командировать с миссионерской целью епархиальных миссионеров в следующие места: 1) О. Арсения Кикина – в деревни – Новоабышево, … Желтоногову …

ТЕВ. 1909. № 22. 15 ноября. Миссионерский отдел. Отчёт о деятельности Томскаго Братства Святителя Димитрия Ростовскаго за 1908 год. С. 898: Из сотруднических отчётов, представленных непосредственно в Совет Братства, большею подробностью отличается отчёт сотрудника Семёна Кудрявцева, но по заявлению о.о. благочинных Кузнецкаго района, данные отчёта Кудрявцева не отличаются верностью передаваемых фактов, требующих проверки на месте.

ТЕВ. 1910. № 8. 15 апреля. Миссионерский отдел. С. 358: Среди множества Кузнецких старообрядческих селений и деревень по степени самой лютой старообрядческой настроенности деревня Желтоногина занимает особенно выдающееся место. Желтоногинские поморцы подразделяются на 3 группы: Титовщину, Антроповщину и Коноваловщину. … а особенно богат ими Кауракский приход, и в нем деревни: Ново-Абышева, Доронина и Пенькова населены поморцами больше чем на половину.

ТЕВ. 1911. № 16. 15 августа. Миссионерский отдел. С. 787: Очаги Томскаго старообрядчества. С. 792: Центром поморцев всех оттенков является дер. Желтоногина. …

Посвятил несколько книг теме раскола в Томской губернии и протоиерей Дмитрий Беликов, профессор богословия Императорского Томского университета. Особо обращает на себя наше внимание его труд «Томский раскол»8, в котором автор упоминает о некоторых случаях старообрядчества. В качестве «раскольничьего гнезда» он выделяет деревню Желтоногино, где русский крестьянин Ксенофонт Гутов занимается миссионерством (поморский наставник), переписывая старопечатные книги, отливая медные кресты. Его деятельности Д. Н. Беликов посвящает значительное для такого объёма труда страниц.

Фото обложек книг из сети Интернет

В более позднем, сравнительно небольшом по объёму, труде под названием «Старинный раскол в пределах Томского края», Д. Н. Беликов несколько смягчает риторику, находя оправдание даже тем священникам, которые уходили в раскол (конец XVIII века):

«… Наконец, бывали случаи, что лица из томскаго духовенства совершенно уходили в раскол не из каких-либо корыстных побуждений, а по глубоко-искреннему убеждению в его правоте»; «… Вообще “весь Барнаульский край от Кузнецка до Семипалатинска преисполнен раскольниками” – писали в 1828 г. тобольский архиепископ и консистория» 9

А вот о самой ранней работе (1894 года издания) Д. Н. Беликова, посвящённой старообрядческому расколу в Томской губернии, будет отдельная подборка материалов в разделе «Заметки к истории рода 1885-1888».

Г. В. Протопопов

История старообрядческой деревни Желтоногино10

Желтоногино. Царская Россия сильно угнетала народ. Люди начали искать себе новое местожительство. Послали ходоков искать, где не было притеснения, чтоб жить свободно. Так дошло и до Сибири. Селились по большим рекам. Когда власти доходили до их мест и облагали непосильным налогом, люди искали другие места. После крепостного права братья сродные Протопопов, Гутов и Заворин решили сменить место жительство. По той же причине быть свободными и независимыми. И так, находясь на охоте, они облюбовали место в верховьях реки Чем. Место хорошее, на слиянии двух речек, кругом тайга, с севера их прикрывал сосновый бор. Чистота речек, глубоких омутов и много рыбы, всяких зверей и птиц привлекли их внимание. И так поселились три брата. Время шло, обзавелись детьми, к ним стали прибывать другие родичи. Пришло время заявить о себе. Съехались со всех деревушек представители, стали нарекать их название. Спросили их, говорят, не знают, как назвать. Увидели желтые дубленые обудки. С чувством юмора сказали: «Желтоногино».

До революции деревня насчитывала 50 дворов, народ занимался животноводством, хлебопашеством, пчеловодством, зимой охотой. Наладилась связь с Томским Кузнецком. Стали торговать, продукцию возили на лошадях обозами, зимой. Семьи были большими, число детей доходило до 8–10 человек. Именовалась тогда так – деревня Желтоногино Коуракской волости Кузнецкий уезд Томской губернии. Национальность – русские, вероисповедания – старообрядцы. Чалдоны предки их с Дона. В 1893-1897 годах прошла железная дорога на восток. В центре деревни стоял моленный дом, сооруженный самими жителями. С малых лет детей приучали к труду, способных учили грамоте. До 1905 года война с Японией, были взяты на защиту отечества, служили 25 лет. И возвращались уже дедами, обзаводились там семьями. Но возвращались в родные края к родственникам. Которые погибали на поле брани, за них молились, а вдов и сирот обеспечивали в первую очередь непосредственным участием. Помощь заготовка дров, косили и убирали сено, пахали, сеяли, убирали, молотили, возили. Школа была в Коураке церковно-приходская, способных учили там. А в остальном, самоучки занимались дома. Друг от друга учились молитвам и исполняли с родителями в моленной. Война 1914 года всколыхнула деревню, многих молодых забрали в армию. Осталось много вдов и сирот, в то же время пошла революционная смута. В деревне появились первые калеки, слезы и горе. Но люди всегда оставались верны Господу Богу. Приезжих угощали, чем могли. Очень гостеприимны были. Жили в достатке, каждый занимался своим любимым делом. Богатых и бедных не было. Каждый торговал, чем мог. Увозили свою продукцию в Коурак-Васино. Молодежь стала уходить на заработки в Новониколаевск, ныне Новосибирск. В 1917 году произошло свержение царя. Народ с сожалением отнесся к этому событию.

Появились первые агитаторы, слухи о коммунистах и депутатах. Явно готовился переворот. В ноябре он произошел, но власть перешла в руки Колчака. Стали саботировать население не ходить на фронт. Появилось дезертирство. Создаваться партизанское движение, саботаж. Партизанский отряд был создан в тайге под командованием Рогова и Новоселова и действовал до осени 1919 года. Под командой местных партизан, в Коураке – Заньков и Комягин, в Желтоногино – Гутов Федор, Гутов Семен Графович. В 1920 году отряд Рогова и Новоселова преследовал Колчака до Щеглово-Кемерово (в Мариинской тайге сделали завал и били белую армию), соединился с Красной Армией, но не стал ей подчиняться. Командованию пришлось их разоружить и отправить по домам. Так закончился их славный путь.

Население было перепугано, и тут же эпидемия брюшного тифа. Много было жертв. Появились обездоленные сироты и вдовы. Сирот забирали по своим близким и воспитывали, как своих. В период НЭПа народ воспрял духом, взялись за работу. В деревне появилась лавка-магазин, 3 молоканки, кожевенный завод, цех выпечки баранок-сушек. Стали возводиться культурные дворы для животных.

Все решал сход граждан. Старые были с большим жизненным опытом. Молодежь, проходя мимо, приветствовала поклоном головы старца и пожилого человека. Межусобиц не было. На сходе было решено строить маслозавод. Обратились в высшее начальство в Новосибирск. Их поддержали, в 1925 году приступили к его строительству. Государство купило им датское оборудование. Работу вел прораб Маланин. Строили обществом, помогала вся округа: Коурак – В-Коурак – Ново-Абышево – Россолкино - Лебедево - Дергаусово. Они и стали впоследствии поставщиками сырья. Маслозавод пущен в ход в 1927 году. Его продукция славилась за пределами нашей страны. Масло шло только за границу с качеством «Экстра», творог, сырковая масса, брынза, сгущенное молоко. Люди поехали в Желтоногино. По переписи населения и лицевым счетам жило уже 300 хозяйств с населением 1500 человек. Решено было строить школу среднюю. Заложен фундамент. Появились крестовые дома, 2 здания 2-этажных. Появились заимки в тайге вокруг Желтоногино: Головниха, Долганиха, Передовской, В-Изыла, М-Еловка, Б-Еловка, Калтай, В-Чемское, поселок Улантовский.

Коллективизация началась в 1929 – 1932 гг. Народ деревни очень был недоволен. Началось с того, кто были середняки и полноценными хозяевами ушли в город. Не обошлось и без взяточников, наштампуют справки, что-ты такой – и таков, где проживал. В ночь уезжало 10 семей, бросали скот и кров. На базе этого образовали коммуну. К тому времени появились бедные. Работать не хотелось. Гуляли, веселились, ставили концерты, от работы увиливали. Скот согнали, а сено не заготовили. В зиму 1930 года скот увозили на скотомогильник, а сами возвращались пешими. Собрав весь инвентарь у середняка, стали организовывать ТОЗы (товарищеская обработка земли). Дали в то время 1 форзон, сколько было радости у бедноты. И это не помогло. В 1931 году молодежь поехала на заработки в другие селения. Курундус, Тогучин, где в то время проходила железная дорога на производство. В 1932 организовали колхоз, назвали его «Красные орлы». Его первым председателем был Протопопов Мартемьян Феоктистович, который был в 1921 году заключен и отправлен в эшелоне смерти, увозившем их на восток для казни. Там их освободили и он вернулся домой.

Много было волнений и недовольствий среди народа. Стали местные власти раскулачивать мужика. Ссылка в Нарым Томской обл. Которые выступали за народ, забирали по линии НКВД, многие не вернулись. Дома, надворную постройку разбирали, свозили в колхоз. Строили склады, дворы или жгли на дрова. Деревня опустела. В пустые дома стали приезжать переселенцы из Курской области, Орловской, Вятской. Колхоз был из 3 бригад. Деревня снабжала город хлебом, мясом, маслом. Что получали на трудодни, везли на базар, чтоб одеться, обуться. Прекратил существование кожзавод, частное производство. На трудодни получали мало.

1 Колывано-Воскресенский (Алтайский) горный округ: 1745-1861 [Списки населённых пунктов с указанием фамилий и количеством жителей мужского пола]//Интернет.

2 Список населённых мест Томской губернии. Томск, 1859; Список населённых мест Томской губернии за 1893 год. Томск, 1893.

3 Петрология магматических и метаморфических комплексов. Вып. 10. Томск, 2018; Геологическое строение и полезные ископаемые Западной Сибири. Т. 1. Новосибирск, 1999.

4 Панченко А. А. Иконы и кресты Кузнецкого края: памятники медного художественного литья XVI – начала XX века из музейных и частных собраний Кузбаса: альбом-каталог. М.: Интербук-бизнес, 2010. – 392 с. - С. 63, 22-24, 30-31.

5 Конфереция состоялась 27 ноября 2000 года в Москве.

6 Апология старообрядчества (по высказываниям отдельных мыслителей)/сост. Б. П. Кутузов. М., 2006. - (Взгляд со стороны: старообрядчество глазами нестарообрядцев). – С. 3, 56, 62.

7 ТЕВ. 1896 (№ 18, № 20, № 23), 1898 (№ 24), 1899 (№ 7, № 13), 1900 (№ 11), 1902 (№ 20), 1903 (№ 10, № 17), 1906 (№ 11), 1909 (№ 22), 1910 (№ 8), 1911 (№ 16).

8 Беликов Д. Н. Томский раскол. Томск, 1901. – 254 с. - С. 16, 62-63, 110, 121-124, 130-131, 138, 168, 171, 174, 178, 181, 212.

9 Беликов Д. Н. Старинный раскол в пределах Томского края. Томск: паровая типография Н. И. Орловой. 1905. – 73 с. - С. 21, 27.

10 История деревни была записана в 1990-х годах, незадолго до кончины её автора - Георгия Венарьевича Протопопова.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: