V. Детское и общественное самоуправление.




Вопрос

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. ШКОЛА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ. ДЕТСКОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

План ответа:

  1. Понятие – менеджмент.
  2. Менеджмент в образовании.
  3. Функции и принципы педагогического управления.

IV. Школа как объект управления.

V. Детское и общественное самоуправление.

I. МЕНЕДЖМЕНТ –менеджмент является самостоятельной научной дисциплиной, изучающей законы, принципы, методы, формы, способы и приемы управления коллективным трудом в различных организациях.

II. Менеджмент в сфере образования включает в себя следующие основные моменты:

  • прогнозирование и планирование деятельности учебных заведений, правильную постановку целей, их субординацию по степени важности;
  • рациональную расстановку кадров, распределение обязанностей, установление связей между подсистемами и управление этими связями;
  • организацию системы образовательной информации и эффективности ее использования;
  • всесторонний контроль, анализ и своевременную корректировку для предупреждения или скорейшей ликвидации недостатков;
  • надлежащую квалификацию и опыт менеджеров образовательных учреждений, и систему повышения их мастерства.

III. Управленческая функция – это отношение субъекта к объекту управления, требующее от субъекта определённых квалифицированных действий. В управлении школой выделяется шесть основных функций: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование.

Педагогический анализ – процесс, направленный на изучение педагогической действительности. Основная цель педагогического анализа – изучение состояния и тенденций развития педагогического процесса. Объекты педагогического анализа: (уроки, факультативные занятия и кружковая работа), воспитательные мероприятия и итоги работы за длительный период (обычно за год). Целеполагание включает постановку целей, определение путей их достижения и формулирование задач, проектирование желаемого результата. Планирование включает прогностическое осмысление и конструирование предстоящей деятельности, направленной на достижение целей; результатом планирования является составление плана работы. Организация предполагает придание деятельности всех участников педагогического процесса упорядоченности в целях и мотивации, в содержании, в средствах и способах осуществления, в отношениях, в пространстве и времени. Основными организационными формами управленческой деятельности являются заседания педагогического совета, совещания при директоре и его заместителях, оперативные совещания. Контроль и диагностика предполагают сбор и предварительную обработку (систематизацию) информации о состоянии управляемой системы, о происходящих в ней изменениях, о ходе управляемого процесса.

Регулирование педагогического процесса тесно связано с функцией контроля. Регулирование педагогического процесса должно осуществляться как завершающее звено в цепочке «контроль → анализ результатов контроля → регулирование».

Принципы управления – это положения, отражающие наиболее общие, фундаментальные требования к управленческой деятельности. Основные принципы:​ принцип демократизации и гуманизации управления, который подразумевает наличие в управлении открытости, гласности, коллегиальности, сотрудничества, соуправления и самоуправления, установление в управлении субъект-субъектных отношений и осуществление личностного подхода; принцип систематичности и целостности, осуществляемый благодаря комплексному подходу в решении управленческих задач принцип рационального сочетания централизации и децентрализации (т.е. единого руководства с руководством, функции которого поделены между многими); принцип единства единоначалия и коллегиальности: единоначалие обеспечивает дисциплину, порядок, оперативность в принятии решений, а коллегиальность – гибкость и творчество;

принцип объективности и полноты информации означает, что управление должно опираться на достоверную информацию, достаточно полно характеризующую управляемый процесс, охватывающую все направления работы по его осуществлению.

IV. Школа – это целостная социальная организация. Школа – сложная многокомпонентная система, открытая система. Главное в школе – процесс и среда.

1. Управленческий труд в школе. Управленческий труд - это вид трудовой деятельности, операции и работы по выполнению административно-управленческими работниками функций управления в организации. Чем эффективнее труд в управляющей системе, тем выше результаты совокупного труда. 2. Основные элементы школы. К.Д.Ушинский выделял «Три элемента школы» - представителями которых являются: администраторы заведения, его воспитатели и его учителя. Эти три основных элемента школьной деятельности - административный, учебный и воспитательный - могут находиться и находятся в действительности в самых разнообразных комбинациях между собой. 3. Школа как развивающаяся система - школа, работающая в инновационном режиме, но сохраняющая и укрепляющая лучшее из того, что было создано прежде; отказывающаяся от старого и неэффективного; возрождающая незаслуженно забытое в новых формах; демонтируется старое и негодное; осуществляются инновации во всех направлениях деятельности. 4. Школа как функционирующая система - школа, работающая в режиме традиционных форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса и дающая, как правило, устойчивый стабильный результат, инновации осуществляются, но носят эпизодический характер. 5. Педагогическая инноватика. Педагогическая инноватика — раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования. 6. Организационная культура школы - совокупность представлений о способах деятельности, нормах поведения, набор привычек, писаных и неписаных правил, запретов, ценностей, ожиданий, представлений о будущем и настоящем и т.п., сознательно или бессознательно разделяемых большинством членов организации. V. Самоуправление – это самостоятельное управление. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений. Детское самоуправление: обеспечивает включение детей в решение значимых для школы проблем; формирует социальную активность детей; способствует развитию лидерства; предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей.

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Дети сами: определяют проблему; ищут пути ее решения; принимают решение; организуются для его реализации.

Модель развития детского самоуправления включает в себя:

​Определение цели деятельности, принятие цели, коллективное обсуждение целей, выдвижение идей, обсуждение вариантов решения. «Мозговой штурм», коллективное принятие решения, выбор вариантов действия, реализация решения, организаторская деятельность, коллективное подведение итогов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: