Приложение. ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА




ДОБРО И ЗЛО. СОВЕСТЬ

Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока.

Обучающие:

· Формировать понятие греха, связи греха и зла.

· Формировать представление о значении слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре.

· Дать понимание того, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом - преумножать добро в себе и мире.

· Дать понимание того, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.

Развивающие:

· Развивать память, внимание.

· Развивать умение работать с текстом, информацией.

· Развивать учебно-логические умения (анализ, сравнение).

Воспитывающие:

· Воспитывать культуру общения на уроке.

· Воспитывать любовь к ближнему.

· Воспитывать познавательный интерес к предмету.

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III. Изучение новой темы

IV. Закрепление

V. Итог урока

Оборудование: Учебник А.В. Кураева «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы», распечатки с индивидуальным заданием.

Ход урока

Этапы урока   Деятельность Учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент   Проверьте вашу готовность к уроку. Встали ровненько. Здравствуйте ребята! Садитесь! Дети проверяют готовность к занятию, здороваются с учителем и садятся
II. Актуализация знаний   Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека к Богу? Всегда ли легко различить добро и зло? Что помогает нам это сделать? Как вы думаете, есть ли совесть у животных? А если человек потеряет совесть, он останется человеком? Кто догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить? Совершенно верно. Разум, свобода, любовь, творчество Варианты ответов. Да/нет   Рассуждения детей о добре и зле и о совести.
III. Изучение новой темы   На доске записаны ключевые понятия «добро» и «грех» (зло). Давайте попробуем составить словосочетания с каждым из этих слов и его однокоренными словами. Записываю на доске. «добро» «грех» (зло) творить добро, сотворить грех, излучать добро, покаяться в грехе, добрый поступок, грешный человек, добрые люди, греховный поступок и т.д. смертный грех Теперь попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать – «раскаяться в добре»? А можно ли сказать – «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?     Попробуйте определить, что же такое добро и грех. Добро – это то, что…?   А для того, кому мы делаем добро?     Богу приятно, когда мы делаем добро?   А как можно определить грех?     Верно. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним: грех. Грех – это недобро чувство, мысль или дело. Грех противоречит голосу совести. Грех и преступление - не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением. Человеку на его грех указывает не милиционер, а его собственная совесть. Ведь у любого вашего недоброго поступка всегда есть свидетель – что это за свидетель? Правильно, это ваша же душа. Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со»? Что означает приставка «со»?     С чем (или кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести? Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»? Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим? Достаточно ли осознавать грех умом? Давайте прочитаем небольшой рассказ Евангельский. Вы знаете, что у Иисуса были ученики, их еще называют апостолы? Петр был самым близким учеником Христа. Чтение текста ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА (см. приложение) Когда человек предает тех, кто любит его, или отрекается от них, душа не может радоваться. Даже разум иногда может оправдывать такой поступок. Он может шептать: «Ну, от тебя ничего ведь не зависело! Так будет лучше для всех! Никто ничего не узнает, а тебе будет хорошо!». Было такое, что совершив какой-то недобрый поступок, вы оправдывали себя? От этих лукавых/ложных «мудрых советов» человека защищает совесть. Для честного человека боль совести важнее любых доводов. Кстати, слово грех, возможно, происходит от слова греть; гореть. Как вы думаете, почему? От греха просыпается совесть и начинает жечь душу. Давайте теперь посмотрим, как работает наша совесть. Чтение текста РАБОТА СОВЕСТИ (см. приложение) Какие два поручения вложил Господь душе?   Бывает так, что не хочется обращать внимания на свои слабости и нехорошие поступки? На самом деле, ребята, если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, совершенный поступок не дает покоя, то обратиться можно только к одному лекарству. Как вы думаете, что это за лекарство? Оно называется – раскаяние. Чтение текста РАСКАЯНИЕ (см. приложение) *Первый шаг покаяния – согласие с протестующим криком твоей совести. Как вы это понимаете? *Второй шаг в покаянии – это переворот твоих стремлений. Вот представьте: мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И что вы думаете он ощущает?   Теперь наш недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его так называемого «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора. Но вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Необходимо исправить свою прошлую ошибку делом. Найти дело, противоположное совершённому греху. К примеру, если украл, то противоположным делом будет что? Солгал? –   Пожадничал? –   Сказал злое слово? –     К сожалению, не всегда делом можно успеть исправить причиненное зло… Но если такая возможность еще есть – надо спешить делать добро! У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!». Как вы думаете, всякое ли покаяние является истинным? Почему? Верно. К примеру, некоторые люди делают вид, будто делают зарядку. А на самом деле лишь изобразили пару движений. И кого же они так обманули? Вот так же некоторые подделывают раскаяние. Они думают, что можно скороговоркой сказать «Прости, мама» или «Прости, Господи!» - и можно спешить к новым приключениям. Как зарядку надо делать до пота, так и каяться надо искренне, а порою - до слез. Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны.     Называют словосочетания.     Нет   Добро и грех никак не сочетаются друг с другом.     Облагораживает человека, он становится лучше; помогает росту души человека; оно помогает им Да, Господь радуется.   Недобрые чувства, плохие мысли, действия   Душа   Да   Означает соединение с чем-либо. Отвечают на вопросы   Да/нет     1.Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек. 2.После ошибки совесть срабатывает как тревога: «Так нельзя! Исправься!»   Да   Попросить прощение (варианты)     Варианты ответов     Вернуть украденное   Наберись сил сказать правду. Подари.   Попроси прощения.     Да/нет     Себя.
IV. Закрепление   Хорошо, а теперь выполните небольшое задание. Раздаю листочки с таблицей. Вам нужно заполнить табличку, а листочки сдать мне. Выполняют задание
V. Итог урока   Итак, давайте подведем итог тому, о чем мы сегодня с вами говорили. Фронтальный опрос: Что такое добро? Зло (грех)? Мы с вами узнали, что человек может управлять злом, побеждать его, и может активизировать добро, может трудиться над своей душой. Как мы определили для себя – что такое совесть? Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести? Как можно избавиться от терзаний совести? Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? Всегда ли есть возможность покаяться? Из каких трех составляющих шагов состоит раскаяние?   Почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?   Если покаяние будет искренним, что человек ощущает тогда?   Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали!       Дети отвечают     1.Сожаление о том, что сделано. 2.Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание 3.Твердое решение больше так не поступать   Искреннее покаяние всегда рождает искреннюю радость, которую ощущает раскаявшийся человек

Приложение. ОТРЕЧЕНИЕ ПЕТРА

Евангелие рассказывает, как один из самых близких учеников Христа апостол Петр убежал в минуту ареста Учителя. Всю ночь он таился людей. Наконец, одна женщина присмотрелась к нему и сказала: «Так вот он всегда ходил с этим арестованным Иисусом!». Петр стал отпираться: «Не знаю, что ты говоришь». Он сделал несколько шагов, и вновь люди закричали: «Да, точно, этот был с тем преступником!». И снова Петр отрёкся, даже поклявшись, что не знает Иисуса. Через час ему пришлось ещё раз поклясться в том же самом. Так за одну ночь он трижды отрёкся от Христа.

И тут петух пропел утреннюю зарю... И Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда. В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: