Ремесленники Этрурии славились своими работами из золота, бронзы и глины. Этрусские гончары применяли особую технику так называемого буккеронеро (черной земли): глина прокапчивалась, приобретая при этом черный цвет. После формовки и обжига изделие подвергалось лощению (полировке трением). Эта техника была вызвана стремлением придать глиняным сосудам сходство с более дорогими металлическими сосудами. Стенки их обычно украшались рельефными изображениями, а на крышках иногда помещали петуха или другие фигуры. Этрусская керамика хороша в технологическом отношении, но в основном носит подражательный характер. Черные вазы типа буккеро с большим или меньшим успехом имитируют бронзовые сосуды (7–5 вв. до н.э.); они часто украшены рельефными фигурами, обычно воспроизводящими греческие образцы. Эволюция расписной керамики с некоторым отставанием во времени следует за развитием греческих ваз. Наиболее своеобразны вазы с изображением предметов негреческого происхождения, например кораблей тирренских пиратов или следующие манере народного творчества. Иными словами, ценность этрусской керамики состоит в том, что по ней мы прослеживаем нарастание греческого влияния, особенно в сфере мифологии. Сами этруски предпочитали греческие вазы, которые тысячами обнаружены в этрусских гробницах (ок. 80% известных ныне греческих ваз происходят из Этрурии и южной Италии. Так, ваза Франсуа (в Археологическом музее Флоренции), великолепное творение мастера аттического чернофигурного стиля Клития (первая половина 6 в. до н.э.), была найдена в этрусской гробнице возле Кьюзи.
Наряду с великими шедеврами пластического искусства наблюдается и бесконечное разнообразие повседневных предметов. Предназначавшиеся для того, чтобы украшать жизнь, они вводят нас в сферу, где этрусский гений проявляется во всей своей непосредственности и очаровании. Небольшие бронзовые статуэтки, зеркала и резные шкатулки, изделия из слоновой кости, камеи и украшения – всё это с большим старанием и вкусом сделано мастерами, умело использовавшими технику, детали которой иногда нам неизвестны. Эти небольшие предметы в огромных количествах оказываются в гробницах начиная с VII века и вплоть до конца Римской республики. Они занимают почётное место в этрусских музеях, где можно получить представление об их богатстве и разнообразии.
|
Как и многие восточные народы, этруски питали пристрастие к изделиям из золота и слоновой кости. Слоновая кость и золото ввозились из Африки и Азии, чтобы удовлетворить потребности утонченной клиентуры. Невероятно богатые сокровища, найденные в больших гробницах VII и VI вв. до н. э., дают представление о роскоши, которая царила в этрусском аристократическом обществе в зените его могущества.
Этрусские ювелиры с древнейших времён владели отточенной техникой, которая, несомненно, происходит с Кавказа и из стран Эгейского бассейна. Два приёма – филигрань и зернь – позволяли им создавать украшения такой красоты и изящества, какое остается непревзойденным даже в наше время.
Техника филиграни основывалась на том, что из золота благодаря его исключительной пластичности можно вытягивать сколь угодно тонкую проволоку. Из этой проволоки выкладывали изящные арабески на украшаемом предмете, будь то фибула, серьга или браслет. Зернь представляет собой крохотные шарики из золота, диаметр которых не превышает двух сотых долей миллиметра. Несмотря на свои ничтожные размеры, под микроскопом они имеют чрезвычайно ровный и аккуратный вид. Самая сложная часть операции – припайка филиграни или шариков на основание. Этот процесс, в ходе которого нельзя менять форму шариков и проволоки, был исключительно трудным, и современные ювелиры не понимают, как он удавался этрускам. Специалисты выдвигают различные объяснения, и до разгадки этой тайны нам уже недалеко. Ожерелья, перстни, браслеты, аграфы и серьги времен расцвета этрусской цивилизации представляют собой самую поразительную серию когда-либо создававшихся предметов, однако попытки имитировать их до сих пор оставались безуспешными.
|
Этруски также достигли совершенства в гравировке на металле – тысячи дошедших до нас зеркал и шкатулок демонстрируют ту изысканность, которой они добились в этом способе украшения бронзовых изделий. Древнее этрусское зеркало представляет собой металлический диск, одна из поверхностей которого тщательно отполирована и отражает свет. Другая сторона украшена рельефами или насечками, но в Этрурии в основном были распространены гравированные зеркала. Зеркала, гребни и украшения хранили в изящных бронзовых шкатулках, обычно цилиндрических, но иногда имевших овальную форму. Ручки на крышке и ножки сделаны в виде изящных фигурок. Шкатулка была украшена несколькими выгравированными сценками, образующими подобие фриза.
|
Эти предметы повседневного обихода, дорогие сердцу женщин, в целом являются
творениями позднего периода. Нам известно лишь несколько архаических зеркал. Их
становится больше в IV веке до н. э. и в эллинистический период. Именно тогда
главным центром их производства становится этрусско-латинский
город Пренесте. Шкатулки почти все без исключения изготовлены в Пренесте.
Постепенно изображавшиеся на зеркалах и шкатулках сцены из мифологии или
национальной истории свелись к нескольким темам, подходящим для таких
помощников красоты: это либо юноши, ведущие беседу, либо женщины, идущие к
фонтану; Туран – Венера в окружении нагих юных женщин, ее подопечных и
служанок; Парис, выбирающий между Юноной, Минервой и Венерой, хотя сердце
его уже выбрало последнюю.
В изяществе и грациозности этих сценок нередко чувствуется эллинистическое влияние, и гармония композиции, столь милая греческим художникам, оказывается едва ли не более присуща знакомому миру обиходных предметов, чем пластическим искусствам. Современные художники не зря берут за образцы шедевры этрусско-греческой гравировки. В работах современных мастеров снова создается тот мир очарования, который оживал перед глазами модных дам древней Этрурии.
Мы убедились, насколько необъятна сфера этрусского искусства и сколь многое нам ещё предстоит открыть. Пока же трудно высказать своё мнение по поводу некоторых формалистических теорий эстетики, которые пытаются дать определение этому искусству в чрезмерно жестких формулировках.
Одни отрицают, что оно обладало художественным самосознанием и даже традициями стиля, но это, безусловно, неверно для многих периодов этрусского искусства и форм этрусского художественного творчества. По нашему мнению, было бы неверно считать этрусское искусство неким единым целым и искать в нём, как говорят, фундаментальную структуру. Люди, очевидно, не понимают, насколько трудно, а то и просто невозможно несколькими словами определить суть искусства, насчитывавшего более семи веков развития.
Следовательно, наше суждение должно быть более проницательным и более тонким, уподобляясь тому искусству, о котором идёт речь. Этрусское искусство, не будучи ни полностью автономным, ни рабски зависимым от Греции, прошло через много периодов, различавшихся и качеством работ, и творческим вдохновением. Чёткое личное видение мира и вещей, постоянная тенденция к стилизации линии и формы, определенный вкус к цвету, движению и жизни придают этрусским творениям оригинальный и порой современный вид.
Не меньшая осторожность требуется, чтобы вынести свое мнение об этрусском народе и его поразительной судьбе. Невзирая на тайну, окружающую происхождение и язык этрусков, мы более чётко представляем себе их историю с резкими поворотами судьбы, а также пассивными и активными влияниями. Этруски являлись активными проводниками цивилизации в сердце Италии, и заданный ими импульс вкупе с усилиями греческих колонистов вывел полуостров из тьмы раннего варварства. Этрусская цивилизация отличалась чрезвычайной сложностью начиная с архаического периода она приняла сильно эллинизированную форму. Этруски принесли на италийскую землю не только восточный образ мысли и выражения, но также искусство и религию Эллады. История этрусков, укоренившихся на земле Италии, не была ни автономной, ни изолированной; она сыграла свою роль в эволюции окружающих народов. Присутствие этрусков на семи холмах послужило истинным началом Рима. Рим рано избавился от этрусских тиранов, но сохранил большую часть их наследия. Хоть Рим столетиями испытывал ненависть к Этрурии, мы не должны недооценивать, сколь многим Рим был обязан этой стране.
Этрусское влияние проявлялось в государственном устройстве Рима и в его нравах, в его религиозной мысли и в искусстве; оно вошло составной частью в то культурное наследие, которое Рим, в свою очередь, передал Западу.
Список литературы.
Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Воронеж, 1969
Чубова А.П. Этрусское искусство. М., 1972
Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1982
Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л., 1959
Ричардсон Э. Этруски: их искусство и цивилизация. Чикаго, 1964 (на англ. языке)
Майяни З. Этруски начинают говорить. М., 1966
Хэмптон К. Этруски и древности Этрурии, Лондон, 1969 (на англ. языке)
Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски. М., 1970
Паллотино М. Этруски. Лондон, 1975 (на англ. языке)
Кондратов А. А. Этруски — загадка номер один. М., 1977
Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983
Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990
Брендель О. Искусство этрусков. Нью Хейвен, 1995 (на англ. языке)
Вогэн А. Этруски. М., 1998
Хейнс С. Этрусская цивилизация. Лос-Анджелес, 2000 (на англ. языке)
Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М., 2000
Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М., 2004
Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М., 2006
Робер Жан-Ноэль. Этруски. М., 2007
Бор, Томажич. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сборник статей. М. – СПб., 2008
Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009
Тюийе Ж.-П. Цивилизация этрусков. М., 2012