Когда творец, обладающий указанными ценными свойствами, направляет свою деятельность на познание человека или самопознание, он закономерно приходит к выдвижению идей и созданию идеалов «индивидуальной личности», закрепляющихся в философии, гуманитарном знании, психологии, литературе, искусстве. По материалам изучения ряда авторских текстов, относящихся к различным этапам европейского культурогенеза: античности, раннего и позднего средневековья, ренессанса, просвещения и романтизма, современности – мы разработали версию интегральной модели личности, обобщающей такие идеи и идеалы (17). Модель объединяет отношения к миру и жизни, которые, в освещении творцов, означают многовековую поступательную индивидуализацию и персонализацию человека. Акцент на «отношения» позволяет подчеркнуть психологически главное в культурном становлении индивидуальности – свободно инициируемую внутреннюю и внешнюю активность личности. Полагаем, что единство отношений как выражение полноты жизни и жизненной состоятельности личности образует «культурно - психологический потенциал индивидуальности». Осуществляясь по его критериям, множество людей приобретали и приобретают сродство с творцами, открывшими и воплотившими многообразные грани этого потенциала.
Отношение к высшему началу бытия. Личность в своих связях с миром исходит из абсолютных мер жизни, имеющих осознанные образы и символы Бога, Универсума, Космоса, Разума, Идеала, Бытия, Духа, Слова, «трансцендентного Я». Присутствие абсолюта в бытии индивидуальной личности составляет для нее высшее благо и предлежащий смысл, достигаемые в опытах веры, духовного поиска, деятельного служения.
|
Отношение к обществу. Жизнь личности протекает в общностях и группах, выступающих для нее живыми объединениями людей, подобных ей самой, с которыми она находится в разнообразном взаимодействии. Коллективное ощущается и осознается личностью не как довлеющая тотальность, а как плодотворная среда совместного осуществления архетипов, творения общей ментальности, выработки стилей общезначимой деятельности, создания общих ценностей, самопознания. Целью и сутью соединения личности с другими является ее внутреннее признание и детельностно - поступковое формирование себя «частью, индивидуально вмещающей целое».
Отношение к культуре. Абсолютное и коллективное представлены в личности способом культурного опосредования, а именно, в формах религиозности, морали, науки, философии, искусства, канонов повседневности. Культура выступает бессознательным и сознаваемым контекстом, условием, содержательно – ценностным наполнением жизненного самоопределения индивида. Внешнее и внутреннее культурное априори входит в ткань индивидуальной жизни и придает ей направленность на духовно - практическое освоение, оценку, рефлексию и преобразование культуры.
Отношение к своей природе. Формирование мер сакрального, общественного и культурного бытия и отношений личности происходитв соответствии с ее природным априори: витальностью, телом, полом, чувственностью. Оно конституирует ее влечения, активность в поиске удовольствия, конституцию, психоэнергетику, психодинамику, сексуальность, психофункциональные возможности, соотношения мужественности и женственности, врожденное чувство красоты и гармонии, сенсорно - интуитивный опыт познания, действия и потребления и т. д. Психические компоненты природной организации сосредоточены в бессознательном мире личности. Они образуют «самость» личности, ее «естественную» внутреннюю жизнь, ее исходнный душевный потенциал. Природное осознается личностью как ценность, сущность и условие жизни, как объект активного отношения и развития, как цель самосовершенствования.
|
Рациональное отношение. Сильным началом бытия личности является рациональность или способность к мышлению, логическим построениям, идеализации, пониманию и интерпретации мира. Мышление, двойственно направленное на внешние объекты и самого индивида, формирующее, совместно с чувством, интуицией и представлением, отношение к ним, развивается в качестве сознания. Сознательное отношение формирует символическую границу внутренней автономии личности, препятствующую ее слиянию с предметной и социальной средой. Центром внутреннего мира и интенциональности личности осознается «Я», которое, благодаря рефлексии, полагает себя свободным в собственном замысле и выборе абсолютных, социальных, культурных, природных мер и форм собственной жизни.
Отношение к своему «Я». Сознание позволяет личности субъективно отделить устойчивую определенность своих потребностей, притязаний, способностей, характера и целостного образа «Я» от собственного существования, мимолетности и сиюминутности жизни, протекающей в желаниях, эмоциях, воображении и мысли. Направленно и спонтанно, в каждый момент проживания личность, развиваясь в качестве «Я», решает проблемы наполнения внутренней жизни новым содержанием, отождествления и разотождествления себя с другими людьми, собирания себя в единство, а также уникального самовыражения и самоутверждения в мире. «Я» выступает для личности объектом самоотношения, основанием и причиной активных выходов в мир, возможностью индивидуального изменения коллективных форм веры, познания, нравственности, творчества, социального поведения и самопознания. Благодаря развивающей рефлексии и самодеятельности, «Я» утверждает себя единичностью, к которой сходятся и в которой объединяются многие тотальные процессы в мире.
|
Отношение к противоречиям жизни. Индивидуальное «Я» является самодостаточным в плане сознательной направленности на выявление собственных возможностей через самого себя. Однако, цели и смыслы отношения к себе, чтобы расширяться, углубляться и варьировать, должны быть укоренены во всех других отношениях личности. «Я» встает в собственные отношения к природе и обществу, другим и другому, жизни и смерти, времени и пространству, религии и этике, свободе и долженствованию, знанию и искусству, традиции и новациям. Полноценное осуществление отношений в системе «Я - мир – другие» предполагает осознание их равновесия или вскрытие и разрешение их противоречий.Задача уравновешивания и преодоления коллизий в отношениях решается Я – субъектом на основе жизненных способностей к самосознанию, активному действию, творчеству и поступку.
Отношение к другому человеку. Посредством различных отношений, личность устанавливает, выстраивает и проживает взаимодействие с «другими», будь то реальные люди из близкого окружения, или авторитетные «дальние», или выдающиеся персоналии, или символические личности. Другой человек субъективно присутствует в личности и ее жизни как «значимый другой», «другой как Я», «Я как другой», «мое другое Я», «другой, недоступный для Я», «другой, для кого мое Я недоступно». Соединение или слияние личности с другим человеком имеет многие формы, включая подражание, присвоение, обладание, привязанность, любовь, принятие влияний, обратные влияния, признание и умножение взаимной свободы. В процессе жизни непрерывно происходит чувственное, рефлексивное, практическое отстояние и сближение «Я» с другими, то есть, развертывается многовекторный жизненный диалог личности. «Я» личности особенно глубоко проникает в другое «Я», когда личность нравится, является образцом, учителем, любимым, вызывает сопереживание, становится волнующим идеалом и тайной.
Деятельное отношение. Суверенность, самостоятельность личности в мире утверждается деятельной стороной индивидуальной жизни: динамикой тела, поведенческими актами, профессиональными практиками, социальными действиями, поступками, творческой деятельностью и приемами самовыражения. Закрепляясь за разнообразными качествами внутренней личности, укореняясь в ее жизненных установках и «Я», текущие действия и поступки начинают глубинно определяться «деятельной индивидуальностью», что привносит в них момент свободы и избыточности. Личность, погруженная в жизнедеятельность, находится в непрерывном генерировании мотивов, намерений, смыслов, целей, процессов и результатов активности. Деятельная личность обладает привилегией особо тесного сращения с миром, приобретения искусности, мастерства, высокого общественного статуса, постоянного Я – возврата к себе и диалога с собой, развития своих сущностных качеств и самовозрастания в существовании, то есть является субъектом жизни.
Отношение личности к своему жизненному пути. Все, что происходит в личности и с нею, включено в общую историю индивидуальной жизни или жизненный путь. Он включает и соединяет: возрастные фазы телесного и психического развития личности; освоенные личностью места жизни; неповторимые превращения объективного и субъективного времени жизни; принятые и персонально преобразованные формы культуры; личный контур социальных связей и значимых встреч; динамику жизнеотношений; трансформации сознания и бессознательного; изменения качеств и свойств личности; смену индивидуальных деятельностей и жизненных ролей; последовательность, длительность и смыслы ведущих жизненных событий и жизненных ситуаций. История индивидуального бытия становится объектом отношения и рефлексии личности, автобиографией, рассказом о себе, жизнеописанием при участии «Я», творящего текст о соотношении прошлого, настоящего и будущего, содержательном наполнении, итоговом самопереживании жизни. В своей сложности и уникальности, жизненный путь создается потоком всеобщего Бытия, силой индивидуального порыва «быть», непостижимой «судьбой», бессознательной экзистенцией личности, ее сознательной активностью и следующей за жизнью рефлексией, клторая освобождает личность и для принятия судьбы, и для жизнетворчества.
Творческое отношение. При осознании свобод своего внутреннего и внешнего существования, личность может самоопределяться по отношению ко всему, что составляет ее собственный жизненный мир. Самоопределением охватываются выборы идеальных и прагматических ценностей, отношения значимости и интимности, способы сотрудничества, оказываемые личностью социальные воздействия, ее отношение к телу и здоровью, освоенные сферы деятельности, индивидуальные достижения и жизненный путь личности. Самоопределение, саморазвитие, разрешение жизненных коллизий в пользу сохранения или обновления человеческих идеалов и индивидуальных смыслов являются «созданием своей индивидуальности» или творческим отношением к себе
Заметно, что в структуре культурно – психологических потенциалов европейской личности центральная роль принадлежит ее сложному и многомерному «Я» как важнейшему источнику процессов индивидуализации. Культурная история развития «Я» и самопознания личности может быть выделена в самостоятельную линию культурогенеза индивидуальности и может изучаться посредством реконструкции и интерпретации рефлексивных текстов, принадлежащих творцам, известным уникальными вкладами в философию, теологию, литературу, психологию и т. д.