Раздел 5. Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины (модуля)




Дисциплина «Уголовно-процессуальное право» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста юриспруденции. Курс «Уголовно-процессуальное право» является важным элементом в системе юридических дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях России. В ходе лекций преподаватель раскрывает основные теоретические вопросы курса, подавая материал в неразрывной связи с практикой, помогает студентам освоить новый понятийно-категориальный аппарат, дает советы по эффективной организации самостоятельной работы.

При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль над усвоением пройденного материала. Лекции можно организовать как в традиционной форме, так и в форме лекции-собеседования, лекции-дискуссии. В последнем случае студенты должны получить заранее электронный вариант текста лекции с предлагаемыми для дискуссии вопросами. Возможно проведение лекции-экскурсии с использованием информационных технологий.

При поведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов или ответов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим занятиям. Доклады, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля уровня подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике преподаватель в ходе практических занятий может проводить контрольные работы в традиционной форме письменного ответа на поставленные вопросы либо в форме тестирования. Примерные темы контрольных работ приведены в данной программе.

Практическое занятие может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль над работой студентов, давать соответствующие рекомендации, в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению данной учебной дисциплины.

Планы практических занятий приведены в настоящей программе. В плане каждого занятия представлены: перечень вопросов, изучаемых на занятии; тема возможного доклада на занятии. В конце программы содержится общий перечень нормативных актов и учебно-методической литературы, необходимых для изучения всего курса. Преподаватель может также знакомиться с конспектами лекций студентов, материалами подготовки к практическим занятиям, в случае необходимости – давать рекомендации по изучению темы, оказывать студентам иную помощь.

При подготовке преподавания дисциплины «Уголовно-процессуальное право» необходимо широко использовать активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии, вузовские и межвузовские конференции, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических занятий. Активной формой лекционного занятия можно считать проведение лекции-экскурсии, а также лекции-презентации с привлечением к ее подготовке и проведению наиболее подготовленных студентов. В рамках учебного курса «Уголовно-процессуальное право» можно использовать в качестве формы проведения практических занятий встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Серьезное внимание необходимо уделить первому вводному занятию, которое должно раскрыть содержание пяти составных элементов: ознакомительного, организационного, методического, информационного и заключительного.

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т.п.) он принимает участие. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:

a) о тенденциях развития учебной дисциплины и особенностях ее изучения;

b) кратко знакомит с основными разделами дисциплины и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;

c) сообщает о формах проведения лекционных и практических занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.

В методической части основное внимание преподавателя обращается на:

a) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными темами контрольных работ, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к экзамену;

b) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

c) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических занятиях (например, при определении характера возможных правонарушений, нахождении соответствующих правовых норм, их прочтении и комментировании, при составлении основных типовых документов), при сдаче экзамена, при решении контрольных работ и подготовке докладов;

d) необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин (административное право, конституционное право, муниципальное право и др.), знание которых является важным для успешного освоения курса.

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

a) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;

b) об особенностях работы в электронных библиотечных системах;

c) о порядке поиска зарубежных источников информации по государственному управлениюю

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

a) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;

b) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

c) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и практических занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. На практических занятиях следует уделить внимание формированию навыков работы с нормативными актами, толкованию отдельных норм и анализу различных институтов права. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень нормативных правовых актов, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.

Самостоятельная работа заключается в подготовке докладов, подготовке к практическим занятиям и экзамену. Доклады могут быть написаны как по темам лекционных и практических занятий, так и по дискуссионным научным проблемам в сфере государственного управления. Тему доклада и его план студент должен заранее обсудить с преподавателем.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами необходимых компетенций.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом.

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

1. Содержательные принципы обучения:

- гражданственности;

- научности;

- воспитывающего обучения;

- фундаментальности и прикладной направленности обучения;

2. организационно-методические принципы обучения:

- преемственности, последовательности и систематичности;

- единства группового и индивидуального обучения;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- сознательности и творческой активности;

- доступности при достаточном уровне трудности;

- наглядности;

- продуктивности и надежности.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- проблемные занятия;

- тематические занятия;

- практикумы.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, практических занятий, контрольных работ);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: