Проект по математическому развитию в подготовительной группе «Удивительный мир часов»
Афанасьева Мария
Пояснительная записка: Нашим детям хочется что-то нового и интересного, думаю, что мой проект поможет взглянуть на работу с дошкольниками по новому, ведь наше подрастающее поколение такое любознательное!
Вид проекта - исследовательско-творческий, групповой.
Продолжительность - среднепродолжительный
Участники - дети 6- 7 лет, родители, воспитатель.
Актуальность: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Для успешного развития этих способностей лучше всего дать ему возможность самому открыть для себя новое знание, научиться решать познавательные проблемные задачи, пытаться задавать вопросы и отвечать на них.
|
Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей изначально протекают во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Существуют многочисленные трудности при освоении ребенком временных категорий. Это связано со специфическими особенностями времени: его текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Именно желание увидеть результат своей деятельности, и стало основой для выбора проекта.
Данный исследовательский педагогический проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Время, как объект познания, является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности.
Цель: ознакомление детей с историей способов измерения времени. Развитие систематичного, осознанного чувства времени.
Задачи:
• Познакомить с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем.
• Закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
• Закрепить умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий (утро, день, вечер, ночь).
• Обобщить и систематизировать знания детей о временных отношениях - секунда, минута, час, части суток, дни недели.
• Развитие у детей таких качеств, как – собранность, целенаправленность, точность, необходимых при обучении в школе и в повседневной жизни.
• Воспитывать умение регулировать и планировать деятельность во времени, рационально его использовать.
|
• Развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение.
Проблемная ситуация: Дети увлечены настольной игрой, подходит воспитатель и просит ребят, убрать игру и готовиться к занятию. Но дети просят еще 3 минуты для завершение своей игры.
Формируется проблема: Проведение опроса детей с использованием «Модели трех вопросов».
Что мы хотим узнать? Что мы знаем? Как мы узнаем это?
Что можно сделать за 3 минуты?
Часы – это время.
Найти информацию в компьютере.
(Саша Б.)
Зачем людям время?
По времени мы встаём, и идем в садик.
Спросить у родителей
Как часы помогают людям?
Времена года идут друг за другом.
Прочитаем в энциклопедии.
Предполагаемый результат: сформировать временные представления у детей старшего дошкольного возраста создать основу для дальнейшего умственного развития личности ребенка, повлиять на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность и т. д. Эти качества являются необходимыми условиями для подготовки детей к школе.
Научить родителей владеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей восприятия времени в повседневной жизни.
Этапы работы над проектом
1 этап - подготовительный
Цель: Определить основные направления работы.
- Систематизация материала по данному вопросу.
- Подбор экспонатов для организации мини- музея «Часы».
- Изучение научной литературы по данному вопросу.
- Подбор художественной, энциклопедической литературы.
- Изготовление альбома «Виды часов ».
|
- Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
- Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
- Подбор материалов для проведения исследования.
- Подбор материалов для проведения игровой деятельности детей.
- Работа с родителями (беседы с целью создания коллекции часов).
2 этап- основной
- Беседы: «Какие часы были давным-давно», «Что мы делаем в разное время?», «Что случится, если часы будут идти по- разному?», «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки», «Что я знаю о часах», «По часовой стрелке ипротив часовой стрелке », «Какие бывают часы?», «Пространство и время», «что такое время?».
- Цикл рассказов для детей: «Живые часы»; «Солнечные часы или часы на небе»; «Похитительница воды следит за временем»; «Часы – свечи»; «Часы без стрелок (песочные часы) »; «Механические часы»; «Электронные часы»; «Живые барометры времени (цветочные часы) », «Самые известные часы в мире».
- Чтение художественной литературы: О. Анофриев «Тик- Так», В. Берестов «Без четверти шесть», «Песочные часы» Мирошникова Ирина, С. Маршак «Мы в часы мячом попали», Ю. Мориц «Шли часы через дорогу», И. Фомичёва «Часы с кукушкой», О. Шалимова «Солнечные часы».
- Рассматривание энциклопедий «Как работают вещи (про часы) », Степанов «Время», «Часы».
- Заучивание физминутки «А часы идут, идут…».
- Чтение познавательной литературы о различных видах часов.
- Рассматривание иллюстраций часов.
- Подготовить с детьми рассказы о водяных, песочных часах, о цветочных и солнечных часах.
- Рисование часов «Настенные часы с кукушкой», «Часы такие разные и нужные».
- Лепка «Весёлые будильнички» (пластилинография, «Часы-солнышко» (тестопластика).
- Конструирование из природного материала «Настенные часы» (коллективная).
- Аппликация «Наручные часы».
- Дидактическая игры: «Часы и время», «Когда это бывает», «Вчера, сегодня, завтра», «Незнайкина неделя», «Времена года», «День и ночь», «Части суток», «Когда это бывает».
- Настольно-печатные игры «Веселые часы», «Времена года», «Режим дня».
- Создание альбома «Часы», «Самые известные часы в мире».
-НОД «Социализация» с элементами экспериментирования «Путешествие в прошлое часов »
- НОД. Развитие речи на тему: «Удивительный мир часов. Знакомство с часами», «Мы живём по часам», «Какие бывают часы?».
- НОД. Математическое развитие «Волшебные часы», «Знакомство с часами», «Определение времени по часам».
- Показ презентаций «Все о часах», «Живые часы».
- Изготовление макетов солнечных, цветочных, водяных, огненных часов
- Работа с родителями: рисование совместно с детьми старинных часов (для выставки).
- Просьба принести для мини-музея группы «Мир часов » интересные экспонаты.
- Совместная деятельность детей и родителей (создание коллекции часов)
- Консультации для родителей «Какие бывают часы?», «Прочитайте детям», «Мои первые часы», «Формирование чувства времени у детей старшего дошкольного возраста», «Как наблюдать часы, не будучи несчастными», «Отмечаем день часов ».
3 этап- заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта.
- Создание мини- музея «Мир часов »
- Создание коллекции современных часов (наручные)
- Создание альбома детских рисунков «Такие разные часы».
- Создание альбома «Часы»
- Подборка детских книг о часах и времени.
Информационное обеспечение проекта:
Рекомендации, консультации для родителей, стихи, загадки, конспекты занятий, альбомы для рассматривания, дидактические игры, книги, энциклопедии.
При создании мини- музея «Мир часов » перед собой поставила следующие задачи:
-формировать музейную культуру, внутреннюю духовную потребность в посещении музеев;
- формировать представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества;
- формировать бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
- формировать визуальную грамотность (наблюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать визуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное);
-пробуждать интерес детей к истории родного края через историческое и культурное наследие;
-дать элементарные знания об окружающем.
заинтересованность родителей совместным с детьми посещением музеев;
Используемая литература
1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001
2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991
3. Гризик. Я познаю мир. - М: Издательство «Просвещение», 1995
4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14
5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Самара.: Издательство «Учебная литература», 2000
6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004
7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43
8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10
9. Д. Галенс. Книга ответов для почемучки. - Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006