ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ
Психологический возраст | Хронологические рамки | Ведущая деятельность | Центральные психологические новообразования |
Психологическое содержание кризиса | |||
Кризис новорожденности: от рождения до 2 мес. | Переход от внутриутробного (эмбрионального) к внеутробному образу жизни. Полная зависимость от близкого взрослого. “Комплекс оживления” как начало индивидуальной психической жизни и критерий перехода к младенчеству | ||
Младенчество | 2 мес. - 1 год | Непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым | Потребность в общении со взрослыми; эмоциональные отношения; ходьба; пассивная речь |
Кризис 1 года | Рост самостоятельности: ребенок становится субъектом действия (Я-действующий) и желаний (Я-желающий), на которых настаивает и наталкивается на сопротивление взрослых | ||
Раннее детство | 1- 3 года | Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) | Активная речь; наглядно-действенное мышление; сознание “Я сам” |
Кризис 3 лет | Психологическое отделение от близкого взрослого и поведенческий комплекс “гордость за достижения” (стремление получить признание взрослым своих достижений). Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм | ||
Дошкольное детство | 3-7 лет | Сюжетно-ролевая игра | Иерархия (соподчинение) мотивов; психологическая готовность к школе |
Кризис 7 лет | Потеря детской непосредственности, становление самоотношения на основе обобщения переживаний, потребность в занятии значимой социальной позиции | ||
Младший школьный возраст | 6/7-10 лет | Учебная деятельность | Рефлексия - интеллектуальная и личностная; внутренний план действий; произвольность психических процессов и поведения; самооценка; самоконтроль |
Предподростковый кризис 10-11 лет (кризис отрочества) | Мотивационный кризис (исчерпанность мотивации долга и обязанности, отрицательное отношение к школе и учебе), рефлексивный “оборот на себя”(направление рефлексии на себя, осознание своих новых возможностей), ломка самооценки, стремление к взрослости | ||
Подростковый возраст | 10/11-14/15 | Интимно-личностное общение со сверстниками (Эльконин Д.Б.) и общественно-полезная деятельность (Фельдштейн Д.И.) | Чувство взрослости; кодекс товарищества; Я-концепция |
Кризис перехода к юности /15-17 лет/ | Становление отрока как субъекта собственного развития |
|
ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ - продолжение
Психологический возраст | Хронологические рамки | Ведущая деятельность | Центральные психологические новообразования | |
Психологическое содержание кризиса | ||||
Юность | Ранняя:15-17 лет Поздняя:17-21 год | Учебно-профессиональная деятельность (Эльконин Д.Б.) Профессиональное самоопределение (Дубровина И.В., Пряжников Н.С.) | Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненный план | |
Кризис перехода к ранней взрослости /20-22 года/ | “Отрыв от родительских корней”: принятие себя как взрослого человека с присущими ему правами и обязанностями | |||
Молодость/ ранняя взрослость | 20/23-30 лет | Профессионально-трудовая деятельность | Смысложизненные решения. Выбор стратегии (стиля) жизни | |
Кризис перехода к средней взрослости /30 лет/ | Переживание расхождения между наличным и желаемым, коррекция плана жизни с высоты накопленного опыта, создание упорядоченной структуры профессиональной и личной жизни | |||
Зрелость/ средняя взрослость | 30-55/60 лет | Труд как максимальная реализация сущностных сил человека. Сочетание труда, общения и семейной жизни как основных сфер деятельности (Шаповаленко И.В.) Воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей в сочетании с творчеством в системе экзистенциальных ценностей (Слободчиков В.И.) | “Акме” в значимых сферах жизни | |
Нормативные кризисы зрелости | Кризис 40 лет (кризис середины жизни): переживание чувства нетождественности самому себе, осознание утраты молодости и невозможности реализовать юношеские мечты, подведение предварительных итогов и сомнения в правильности прожитой жизни. Кризис 50 лет: осознание ограниченности времени жизни, пересмотр жизненных целей в сторону реалистичности, выработка нового образа Я и переосмысление супружеских, родительско-детских и дружеских отношений | |||
Старость | В случае выбора стратегии сохранения себя как личности - структуризация и передача жизненного опыта в разных вариантах; в случае выбора стратегии сохранения себя как индивида - отказ от активности | Жизненная мудрость, принятие своей жизни | ||
Кризис смерти | Кризис индивидуального существования: “я есть то, что меня переживет” | |||
|