ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ - продолжение




ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ

 

Психологический возраст Хронологические рамки Ведущая деятельность Центральные психологические новообразования
Психологическое содержание кризиса
Кризис новорожденности: от рождения до 2 мес. Переход от внутриутробного (эмбрионального) к внеутробному образу жизни. Полная зависимость от близкого взрослого. “Комплекс оживления” как начало индивидуальной психической жизни и критерий перехода к младенчеству
Младенчество 2 мес. - 1 год Непосредственно-эмоциональное общение с близким взрослым Потребность в общении со взрослыми; эмоциональные отношения; ходьба; пассивная речь
Кризис 1 года Рост самостоятельности: ребенок становится субъектом действия (Я-действующий) и желаний (Я-желающий), на которых настаивает и наталкивается на сопротивление взрослых
Раннее детство 1- 3 года Орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) Активная речь; наглядно-действенное мышление; сознание “Я сам”
Кризис 3 лет Психологическое отделение от близкого взрослого и поведенческий комплекс “гордость за достижения” (стремление получить признание взрослым своих достижений). Симптоматика: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослых, деспотизм
Дошкольное детство 3-7 лет Сюжетно-ролевая игра Иерархия (соподчинение) мотивов; психологическая готовность к школе
Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности, становление самоотношения на основе обобщения переживаний, потребность в занятии значимой социальной позиции
Младший школьный возраст 6/7-10 лет Учебная деятельность Рефлексия - интеллектуальная и личностная; внутренний план действий; произвольность психических процессов и поведения; самооценка; самоконтроль
Предподростковый кризис 10-11 лет (кризис отрочества) Мотивационный кризис (исчерпанность мотивации долга и обязанности, отрицательное отношение к школе и учебе), рефлексивный “оборот на себя”(направление рефлексии на себя, осознание своих новых возможностей), ломка самооценки, стремление к взрослости
Подростковый возраст 10/11-14/15 Интимно-личностное общение со сверстниками (Эльконин Д.Б.) и общественно-полезная деятельность (Фельдштейн Д.И.) Чувство взрослости; кодекс товарищества; Я-концепция
Кризис перехода к юности /15-17 лет/ Становление отрока как субъекта собственного развития

 

ОБОБЩЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПО ВОЗРАСТАМ - продолжение

Психологический возраст Хронологические рамки Ведущая деятельность Центральные психологические новообразования
Психологическое содержание кризиса
Юность Ранняя:15-17 лет   Поздняя:17-21 год Учебно-профессиональная деятельность (Эльконин Д.Б.) Профессиональное самоопределение (Дубровина И.В., Пряжников Н.С.) Готовность к личностному и профессиональному самоопределению Жизненный план
Кризис перехода к ранней взрослости /20-22 года/ “Отрыв от родительских корней”: принятие себя как взрослого человека с присущими ему правами и обязанностями
Молодость/ ранняя взрослость 20/23-30 лет Профессионально-трудовая деятельность Смысложизненные решения. Выбор стратегии (стиля) жизни
Кризис перехода к средней взрослости /30 лет/ Переживание расхождения между наличным и желаемым, коррекция плана жизни с высоты накопленного опыта, создание упорядоченной структуры профессиональной и личной жизни
Зрелость/ средняя взрослость 30-55/60 лет Труд как максимальная реализация сущностных сил человека. Сочетание труда, общения и семейной жизни как основных сфер деятельности (Шаповаленко И.В.) Воспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей в сочетании с творчеством в системе экзистенциальных ценностей (Слободчиков В.И.) “Акме” в значимых сферах жизни
Нормативные кризисы зрелости Кризис 40 лет (кризис середины жизни): переживание чувства нетождественности самому себе, осознание утраты молодости и невозможности реализовать юношеские мечты, подведение предварительных итогов и сомнения в правильности прожитой жизни. Кризис 50 лет: осознание ограниченности времени жизни, пересмотр жизненных целей в сторону реалистичности, выработка нового образа Я и переосмысление супружеских, родительско-детских и дружеских отношений
Старость   В случае выбора стратегии сохранения себя как личности - структуризация и передача жизненного опыта в разных вариантах; в случае выбора стратегии сохранения себя как индивида - отказ от активности Жизненная мудрость, принятие своей жизни
Кризис смерти Кризис индивидуального существования: “я есть то, что меня переживет”
         

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: